В 1981 году был снят один из лучших приключенческих фильмов отечественного кинематографа, двухсерийный музыкальный боевик «Не бойся, я с тобой!» Все главные персонажи в нём, от эпизодического станового пристава (его играл Сергей Юрский, известный советским кинозрителям по роли врача Груздева, основного подозреваемого в сериале «Место встречи изменить нельзя») до романтического юноши Теймура, влюблённого в прекрасную Телли, исключительно колоритны. В том числе и отрицательные персонажи, от главного негодяя Джафара «Трёхглазого», главаря шайки бандитов, до уголовника в тюрьме: «Это не твой зуб! Это даже не мой зуб! Это теперь их зуб…»
На первом плане в этом фильме романтическая история жениха Теймура, которого коварный Фарзали-бек, отец его невесты Телли, хотел использовать для устранения приехавшего в родной край Рустама, владельца участка, на котором могло быть нефтяное месторождение. И, конечно, история самого Рустама, некогда отказавшегося от кровной мести и покинувшего свой дом, чтобы странствовать по свету. Который сразу после возвращения оказался втянут в круговорот сногсшибательных приключений и в итоге принял активное участие в судьбе Теймура. Но из всех персонажей наиболее харизматичным оказываются не эти двое романтиков (хоть Рустам намного старше и умнее юного Теймура), а старый мудрый наставник Рустама — сэнсэй Сан Саныч, которого гениально сыграл великий советский актёр Лев Дуров.
Пересказывать сюжет нет смысла, его и так все помнят. Да и цитаты из этого фильма давно уже, что называется, ушли в народ. Поскольку фильм музыкальный, с великолепными песнями на стихи Александра Дидурова, то у Теймура и Рустама, а также у отрицательных персонажей Джафара и Фарзали-бека есть свои песни, в которых они излагают своё жизненное кредо. Одна насмешливая песня про интеллигента, которую поёт главарь банды Джафар (прочие бандиты ему подпевают) чего стоит. Есть песня и у Сан Саныча: «Гордится зло могуществом своим, и тем, что большинство смирилось с ним…» Причём поёт он во время урока рукопашной борьбы, который сэнсэй даёт в тюрьме, прямо скажем, не самому законопослушному контингенту. Урки после его уроков не только становятся умелыми бойцами, но и сознательно встают на сторону хороших людей, рискуя собственными жизнями — дерясь голыми руками против вооружённой банды, чтобы помочь Теймуру и Рустаму, осаждённым в каменной башне.
Сан Саныч в этом кино не просто положительный персонаж, он своего рода советский архетип правильного учителя боевых искусств. Он чувствует свою ответственность за учеников, в первую очередь за Рустама, а затем и Теймура (перед которым он в общем-то никаких формальных обязательств не имеет). Он в любой ситуации, даже самой безнадёжной, находит выход, причём вовсе не всегда пуская в ход физическую силу — можно вспомнить эпизод, когда он сдался полиции, крича, чтобы его не убили на месте, что является подданным иностранного государства. Можно долго перечислять его достоинства, но лучше просто признать, что это одна из лучших ролей, сыгранная Львом Дуровым.
Стоит заметить, что этот киноактёр играл отнюдь не только положительных персонажей. В следующем 1982 году в фильме «Сказка странствий» он сыграл негодяя Горгона, главного злодея, похитившего мальчика Мая и вырастившего из него беспринципного юношу, попутно используя его в своих целях, для поиска скрытых в земле кладов. В 1984 году в ещё одной киносказке, «Иванко и царь Поганин», Лев Дуров снова сыграл главного злодея, царя Поганина. В третьей киносказке, «Пеппи Длинныйчулок», вышедшей на экраны в том же 1984 году, актёр играл коварного директора цирка Стефенсена. В фильме 1986 года «Джек Восьмёркин — «американец»» Дуров играл главного злодея на селе, местного кулака Пал Палыча Скороходова. Причём в этом фильме повторилась история с золотым зубом. Но на сей раз уже персонаж Дурова хотел вырвать этот зуб изо рта задолжавшего ему главного героя.
Наконец в перестроечном фильме «Беспредел» Лев Дуров опять сыграл отрицательного персонажа, гнусного «Кума», оборотня в погонах, использующего «воров в законе» в своих интересах. Во всех этих ролях Дуров очень убедителен и весьма колоритен. Возможно, это моё личное зрительское впечатление, но глядя на его отрицательных персонажей в них не только веришь, но и невольно сочувствуешь — конечно, не тем мерзостям, которые они творят, а глубоко скрытому в них педагогическому таланту. Каждый из них, сложись его судьба иначе, мог бы стать если не сэнсэем, как Сан Саныч, то наставником в каком-нибудь ином ремесле. Они все не просто злодеи, но одновременно с этим жертвы обстоятельств и судьбы, сделавший их такими. Впрочем, возможно это лишь иллюзия, вызванная ярким образом Сан Саныча, сыгранного этим великим актёром.