Найти в Дзене
Финансовый гений

Без окончания конфликта невозможно сбалансировать бюджет и сбить инфляцию - экс-глава Минфина Задорнов

Часто вижу вопросы: а что будет с экономикой если все это закончится? Вот, недавно экс-глава российского Минфина и известный банковский ТОП-менеджер Михаил Задорнов дал большое интервью изданию РБК на эту тему, в котором рассуждает о том, что будет в случае окончания военного конфликта, и что будет, если он не будет завершен. Думаю, это очень интересно и полезно. Я всегда с удовольствием читаю интервью г-на Задорнова, поскольку нахожу его очень грамотным экономистом, мое личное видение ситуации часто с ним сходится. Уже не раз описывал другие высказывания этого финансиста, и сейчас, по истечению какого-то времени можно констатировать, что он был прав. Например: Но вернемся к сегодняшней теме. Вот как рассуждает экс-глава Минфина о том, как спец-операция изменила экономику, и что будет, если ее прекратить. Во-первых, он сразу же отмечает одну из ключевых проблем: кадровый кризис. По подсчетам Задорнова, трудовые ресурсы в стране за последние 3 года сократились примерно на более 2 млн че

Часто вижу вопросы: а что будет с экономикой если все это закончится? Вот, недавно экс-глава российского Минфина и известный банковский ТОП-менеджер Михаил Задорнов дал большое интервью изданию РБК на эту тему, в котором рассуждает о том, что будет в случае окончания военного конфликта, и что будет, если он не будет завершен. Думаю, это очень интересно и полезно.

-2

Я всегда с удовольствием читаю интервью г-на Задорнова, поскольку нахожу его очень грамотным экономистом, мое личное видение ситуации часто с ним сходится. Уже не раз описывал другие высказывания этого финансиста, и сейчас, по истечению какого-то времени можно констатировать, что он был прав. Например:

Но вернемся к сегодняшней теме. Вот как рассуждает экс-глава Минфина о том, как спец-операция изменила экономику, и что будет, если ее прекратить.

Во-первых, он сразу же отмечает одну из ключевых проблем: кадровый кризис. По подсчетам Задорнова, трудовые ресурсы в стране за последние 3 года сократились примерно на более 2 млн человек: около 1,1 млн - непосредственные участники, около 550 тысяч перешли с гражданских сфер экономики в военные и 500-600 тысяч безвозвратно уехали за границу. Что и вызвало те кадровые проблемы, которые наблюдаются сейчас.

Если конфликт будет завершен, рассуждает Задорнов, в гражданскую экономику вернется лишь какая-то часть выбывших из нее ресурсов, и то очень постепенно, не сразу. Если же не будет, то отток населения, в т.ч. и за рубеж, продолжится, и кадровый кризис будет только усугубляться:

...частичная демобилизация возвратит трудовой ресурс в экономику. Будет обратный переток из оборонно-промышленного комплекса в гражданское машиностроение, сложные производства и другие отрасли, потому что, несмотря на сохранение оборонного заказа, такая загрузка многих предприятий не потребуется.
Не сразу, через какое-то время, можно рассчитывать на возвращение части молодых людей, уехавших в ближнее или дальнее зарубежье. Не сразу, потому что они и их родители будут смотреть, как развиваются события здесь, анализировать дальнейшее развитие политической ситуации.
Но в случае продолжения военных действий мы увидим, пусть и не в таких масштабах, дальнейший отъезд молодежи — из страха призыва на фронт в последующие годы.
Нельзя также забывать, что сегодня мы испытываем сокращение миграционного прироста из Закавказья, Центральной Азии, других стран — не только из-за обесценения рубля, но из-за опасений, связанных с конфликтом.

Далее финансист обращает внимание на проблемы бюджета. По его подсчетам, 10% ВВП страны сейчас составляет бюджетное стимулирование ОПК, что очень много - около 20 трлн рублей в год (более половины бюджета, кстати). Поэтому без окончания конфликта стабилизация бюджета (выход на бездефицитный уровень, прекращение роста расходов) просто невозможна, - уверен Задорнов.

Поскольку он сам занимал пост главы Минфина с 1997 по 1999 годы, понятно, что в этом вопросе он компетентен как никто другой.

Также он утверждает, что в случае негативной конъюнктуры на рынке нефти остатка ликвидной части ФНБ хватит на финансирование расходов не более чем на полгода.

Только при окончании военных действий правительству удастся сбалансировать бюджет. Бюджетный стимул 2022−2025 годов — это примерно 10% ВВП России, то есть это 2,5−3% ВВП в год.
В сегодняшних деньгах это примерно 20 трлн руб. Результатом этого бюджетного стимула стало увеличение не только оборонного заказа, но и зарплат по всей стране. Оборотной стороной — то, что Фонд национального благосостояния, по сути резервный фонд страны, ликвидная часть которого в конце 2021 года достигала 7,4% ВВП, на 1 февраля составляет всего 3,8 трлн руб., что уже меньше 2% ВВП. В случае резкого падения цен на нефть — не дай бог, оно произойдет — этого хватит не более чем на полгода финансирования бюджетных расходов.

При этом даже окончание военных действий принципиально не улучшит ситуацию, поскольку триллионные расходы будет тянуть восстановление территорий, в т.ч. Курской области. Но немного лучше ситуация станет, потому что это будут уже не чисто военные расходы:

Инерция продолжения финансирования будет даже при остановке военных действий, но значительную часть увеличившихся на 2,5−3% ВВП ежегодных расходов на оборону можно будет перераспределить как на восстановление новых территорий и Курской области, что необходимо сделать, так и на другие цели, прежде всего развитие. А это триллионы рублей.

Г-н Задорнов утверждает, что без прекращения конфликта невозможно будет и сбить инфляцию: будет продолжаться обесценивание рубля, и давить все это будет, прежде всего, на бедное население. На бизнес - тоже.

Без окончания бюджет не сбалансировать. Сбалансированный бюджет — ключевой фактор победы над инфляцией. Только ЦБ и только повышением ключевой ставки и ограничениями на рост кредитования с ней не справиться.
Последствия инфляции, которые все больше ощущает российское население и предприятия, очевидны. Это дальнейшее обесценение рубля, это налог на всех, но прежде всего на бедных, обесценение их сбережений и активов, это также и существенное замедление инвестиций, которые при такой процентной ставке становятся абсолютно бессмысленными.

По мнению Задорнова, ЦБ может начать снижать ключевую ставку только в случае прекращения конфликта. Это будет способствовать росту частных инвестиций в экономику и может вызвать здоровый экономический рост (в гражданских отраслях).

Снижение ключевой ставки ЦБ и стоимости денег открывает дорогу именно частным инвестициям населения, негосударственным вложениям в экономику. Это будет способствовать ускорению экономического роста на горизонте двух-трех лет.

Также, по его подсчетам, фондовый рынок даже при малейших намеках на мир мгновенно вырастет на 30-40%, вырастут в цене не только акции, но и облигации (их купонные доходности, соответственно, упадут). По нынешней динамике фондового рынка мы уже можем наблюдать, как он реагирует пока только на "намеки на намеки".

Немедленно, даже при первых признаках мирных договоренностей, мы увидим рост капитализации фондового рынка России. Можно оценивать примерный рост стоимости акций на 30−40%, это показывает график капитализации российского рынка с 2009 по 2024 год.
Тут же упадет доходность и увеличится стоимость ОФЗ и корпоративных ценных бумаг, других активов, которыми распоряжаются наши граждане. Эти активы за короткое время вырастут в цене, что повлияет на настроения людей и их готовность тратить и инвестировать.

Отдельное внимание финансист уделяет вопросу санкций. По его мнению, они будут сниматься не сразу, частично, но даже небольшие подвижки в этом направлении позитивно отразятся на экономике, поскольку хотя бы снизят логистические и транзакционные издержки, которые в последнее время только растут.

Также он рассчитывает в этом случае на приток инвестиций из азиатских стран, что тоже будет очень полезно для экономики.

Санкции не будут сняты сразу и в полном объеме. Но даже сокращение новых санкционных рисков, снижение огромных транзакционных издержек на закупку и доставку товаров, передвижение за границу, стоимость авиа- и железнодорожных билетов как внутри, так и вне страны станут значительными позитивными изменениями для российского среднего класса и для бизнеса.
При этом уже за короткий период после ослабления санкций даже в сегодняшнем санкционном режиме мы увидим приток капитала, прежде всего из стран Азии и Ближнего Востока. Постепенно на российский рынок вернется и другой капитал. Помимо трудовых ресурсов, это обеспечит второе необходимое условие для дальнейшего экономического роста.

Ну и завершу общим выводом, который делает Задорнов:

для России окончание означает сохранение жизней, увеличение — и достаточно быстрое — трудовых ресурсов, победу над инфляцией через сбалансированность бюджета, некоторое укрепление рубля и ресурс для дальнейшего развития, как экономического, так и социального.

Думаю, как минимум, в большей степени можно ожидать примерно такого развития событий.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.