Не понимая ни слова по-русски, Сюйду испуганно смотрела на генерала.
- Не бойся, не обижу, - сказал тот, но Сюйду его все равно не понимала. Она знала лишь одно: сейчас решается ее судьба.
Но перечить родителям и этому русскому генералу, который хотел ее забрать, она не смела: с детства была воспитана так, что во всем она должна подчиняться и покоряться.
"Смирись, Кавказ: идет Ермолов!"
В 1816 году император Александр I назначил Алексея Петровича Ермолова наместником Кавказа. Ермолову предстояло укрепить позиции России на Кавказе и непокорных горцев привести в российское подданство.
К тому моменту Ермолов был опытным генералом, показавшим себя с лучшей стороны во время Отечественной войны с Наполеоном и заграничных походов. Его заслуги открывали перед ним перспективу занять место военного министра Российской империи, но Ермолов сам попросился на Кавказ, чем, конечно, удивил императора. Но Александр I все же пошел навстречу и назначил Ермолова главным на Кавказе.
Алексей Петрович сразу дал понять горцам, с кем они имеют дело. Даже Александр Пушкин не мог не отметить его заслуг, и в своей поэме "Кавказский пленник" посвятил ему несколько строк:
"Но се — Восток подъемлет вой!
Поникни снежною главой,
Смирись, Кавказ: идет Ермолов!"
Красавица Сюйду
Служба службой, но Ермолову на Кавказе хотелось не только покорением горцев заниматься. Ему хотелось женской ласки, любви, а тут этого не было.
Если в Петербурге на каждом балу и светском рауте женщины сами вешались ему на шею и были не прочь с ним пофлиртовать (а мужчина он был видный, выше его портрет), то кавказские женщины были совершенно по-другому воспитаны. Едва увидев его где-то случайно, они спешили закрыть лицо руками или платком, сразу прятались. Ну и как тут с кем-то познакомиться?
Выход был один: выбирать себе понравившуюся девушку и с разрешения ее родителей жить с ней, как с женой. Разумеется, родителям девушки и ей самой полагались подарки, деньги, выкуп и безбедная жизнь. Ну и покровительство самого Ермолова.
Первой такой девушкой стала 20-летняя красавица Сюйду. Осенью 1819 года Алексей Петрович Ермолов прибыл в село Тарки, которое дружило с Российской империей. Именно здесь Ермолов и увидел Сюйду.
Ермолов сразу же узнал у шамхала, что это за девушка, кто родители - и уже на следующий день явился к ее отцу.
Абдулла - отец Сюйды - выслушал предложение Ермолова. Русский генерал предлагал взять девушку во "временные" жены. Такой брак еще называют кебинным. Абдулла согласился и велел привести дочь, которая все это время была на другой половине дома.
20-летняя Сюйду, конечно, испугалась. И быть женой генерала Ермолова, которому было на тот момент 42 года, она точно не хотела. Но не смела даже сказать об этом - воспитана она была так, что всегда должна подчиняться.
Жена генерала Ермолова
Сюйду уехала вместе с Ермоловым и стала его кебинной женой. Алексей Петрович окружил ее роскошью, подарками, служанками, у нее было все, что только она пожелает. К тому же и ей, и ее семье Ермолов выплачивал ежемесячное денежное содержание.
Помимо этого, был заключен договор, по которому Сюйду в случае гибели Ермолова полагалась часть его наследства.
Сюйду смирилась со своей участью, и даже старалась понравиться Ермолову. А вскоре она сообщила ему, что ждет от него ребенка. В тот момент Ермолову нужно было уезжать в Тифлис, и он не рискнул взять с собой беременную Сюйду, велев ей приехать к нему, когда родится ребенок.
Так и сделали. Через несколько месяцев Сюйду вместе с ребенком (родился мальчик) приехали в Тифлис в резиденцию Ермолова. Генерал часто отсутствовал - все-таки на Кавказ он приехал не романы крутить, а государственные вопросы решать. И Сюйду было очень тоскливо.
В Тифлисе она чувствовала себя чужой. Из-за того, что она не знала ни русского, ни грузинского языка ей было не с кем даже пообщаться, она никуда не выходила. Единственной ее отрадой был сын Виктор (Бахтияр), но и то недолго.
Когда мальчику исполнилось 4 года, Ермолов отправил его в Москву - он хотел дать сыну хорошее образование и воспитание. Материнское сердце Сюйду сжималось, когда она отправляла маленького сына в Москву.
- Ты можешь поехать вместе с ним, но мое условие ты знаешь, - сказал ей Ермолов, видя ее слезы.
Его условие было для нее невыполнимым: она должна была принять православие и обвенчаться в церкви с Ермоловым, став его законной, а не кебинной женой.
- Я прошу лишь об одном: позвольте мне вернуться к отцу, - покорно сказала Сюйду, опустив глаза.
Дальнейшая жизнь
Ермолов отпустил Сюйду. В роскошной карете в сопровождении охраны ее доставили в Тарки в родной дом. Генерал отпустил ее не с пустыми руками: все ее наряды, украшения, личные вещи - все осталось ей. Помимо этого, он надарил ей кучу новых подарков и дал денег ей и ее родителям.
В дальнейшем Сюйду вышла замуж за односельчанина и родила ему троих детей. Жила тихо в Тарках, и несмотря на свой первый "брак" пользовалась у всех уважением.
Ну а сын ее Виктор (Бахтияр) стал военным, как и отец. Достоверно неизвестно, общался ли он с матерью и навещал ли ее.
Ну а Алексей Петрович Ермолов после расставания с Сюйду был еще два раза в "кебинном браке". Там у него также рождались дети, и всем им он давал хорошее образование и воспитание, материально обеспечивал, в том числе и их матерей.
Вот фото его сыновей. Старший из них - Виктор (Бахтияр):
Вот такая судьба была у Сюйду.