Оглядываясь по сторонам, Митька пробрался на сеновал, где его уже ждала дворовая девка Марфа.
- Ну что, готова? Узелок собрала? - спросил шепотом Митька свою возлюбленную.
Марфа кивнула головой. Взявшись за руки, крепостная парочка потихоньку покинула двор.
Они сбежали в надежде на какую-то другую, лучшую жизнь...
Крепостное право в России - это, конечно, больная тема, на которую можно часами рассуждать. У нас на канале будет цикл статей на эту тему, так что советуем подписаться, чтобы ничего не пропустить.
А сегодня поговорим о том, что было с крепостными, если они сбегали от своего помещика. И если вы думаете, что их немедленно разыскивали и возвращали обратно, то вы ошибаетесь.
Все было несколько иначе.
Крепостные крестьяне были "прикреплены" к той земле, на которой они жили. И чтобы уехать куда-то из своей деревни, нужно было получить разрешение помещика. То есть просто так, самовольно никуда уезжать было нельзя, иначе это расценивалось как бегство.
Нооо... Беглых крепостных было очень много. Редкий помещик мог похвастаться, что все его крестьяне довольны жизнью и у него никто не сбежал. Они убегали в основном ночью: и поодиночке, и целыми семьями, и влюбленными парами, как Митька и Марфа.
Бегство было наивысшей формой сопротивления: и самому режиму крепостного права, и помещику, и судьбе.
А теперь главный вопрос: убегать-то убегали, а дальше что с ними было?
Что дальше
Большинство беглых крестьян оставались непойманными. Нет, какую-то часть, конечно, ловили и возвращали обратно. И тогда им было ой как несладко - обычно таких наказывали сурово.
А вот большую часть разыскать не удавалось. Дело в том, что это был тот еще квест: помещику нужно было оформить несколько бумаг, прежде чем начнут искать его беглецов. И пока вся эта бумажная волокита длилась, крепостные, как правило, уже были очень далеко.
Да и потом, никакого единого реестра, где бы содержалась информация о крепостных, не было. Если какая-то информация и была, то очень разрозненная и неактуальная. В общем, полная неразбериха.
Поэтому чаще всего помещики не особо и пытались разыскивать сбежавших крепостных, заведомо зная, что результата, скорее всего, не будет.
Кого не трогали
Кстати, интересный факт. При Петре I беглых крепостных могли и не трогать, если нашли. Например, если крепостной сбежал в город и там стал работать - торговцем, ткачом, извозчиком и др, - его могли и не вернуть помещику. Или если пошел в солдаты - тоже не возвращали чаще всего.
Справедливости ради стоит сказать, что были и такие помещики, которые хорошо относились к своим крепостным, создавали школы, где за свой счет учили крепостных детей, как например, граф Петр Борисович Шереметев, или графиня Софья Владимировна Строганова. Иногда помещики отправляли талантливых детей учиться, например, живописи или актерскому мастерству. И в целом крепостным у таких помещиков вполне неплохо жилось. Но это были единичные случаи.