💠 Память — психическое отражение взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизни.
Это ключевой психический процесс. Он лежит в основе мышления, воображения и внимания.
Память развивается всю жизнь. Но интенсивнее всего это происходит в детском и подростковом возрастах.
Этапы развития памяти ⬇️
✅Рождение-1 год — способность запоминать события в течение коротких периодов времени
✅ 1-2 года — способность запоминать события на всё более длительное время
✅ 2-3 года — память на факты и события /декларативная/ улучшается
✅ 4-7 лет — память о том, что нужно сделать в будущем /проспективная/ начинает проявляться
✅ 8-10 лет — улучшенное запоминание фактов, пространственных отношений
✅ 10-12 лет — улучшается долговременная память, растет способность сознательно подавлять воспоминания
✅ 13-21 год — улучшаются перспективный и рабочий виды памяти
Первоначальное проявление памяти — это условные рефлексы. Их можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Процесс памяти проявляется отчётливее, когда ребенок начинает узнавать предметы.
К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад. У ребенка появляется узнавание. Воспроизведение обнаруживается значительно позже, но его первые признаки можно наблюдать на втором году жизни.
Первоначально память носит непроизвольный характер. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить.
Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и процессе воспитания. Опирается ребенок преимущественно на наглядно воспринимаемые связи предметов и явлений.
Важен интерес — то, что вызывает у ребенка любопытство, привлекает его внимание, запоминается лучше всего.
Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы и связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти.
Положительные свойств памяти можно развить через:
- планирование,
- самоконтроль,
- использование различных способов запоминания,
- соединение умственной работы с практической,
- критическое отношение к своей деятельности.
Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, когда происходит ряд важных психических процессов, в том числе связанных с перестройкой памяти.
На младший подростковый возраст приходится пик познавательной активности.
Подросткам приходится гораздо больше учить, понимать и запоминать. Активно развивается словесно-логическая и опосредованная память, механическое зазубривание уходит на второй план.
Постепенно увеличивается объем зрительной, слуховой и краткосрочной памяти. Долгосрочная память основана на осознанном запоминании.
Школьники 11-13 лет уже начинают осознанно относиться к изучаемому материалу и искать способы, как лучше его запомнить, сохранить и воспроизводить.
Именно опосредованное запоминание помогает усваивать абстрактный материал, которого в средней школе становится гораздо больше по сравнению с младшей.
С течением подросткового возраста мышление выходит на первый план по отношению к памяти. Происходит слияние непосредственной и опосредованной памяти.
Рабочая память приближается к показателям взрослого человека. Но точность сохраняемой информации — особенно при большой нагрузке — пока несопоставима со взрослым.
В развитии и функционировании памяти у детей и подростков есть ряд закономерностей:
✅ материал, вызывающий эмоции, запоминается быстрее, легче и остается в памяти на длительный срок,
✅ информация, обсуждаемая в начале и конце урока, является наиболее запоминающейся,
✅ прочнее запоминаются незаконченные действия,
✅ память человека устроена так, что новый материал всегда основан на том, что уже известно,
✅ физическая активность — например, простая ходьба — способствует лучшему запоминанию.
Если в учебном процессе педагоги и родители опираются на эти закономерности, это помогает подросткам лучше усваивать материал и развивать положительные свойства памяти.
Последние исследования показывают, что у подростков цифрового поколения основные особенности памяти связаны с многозадачностью и невербальными механизмами познавательных процессов.
Им свойственны:
▪️сниженная способность к обобщению материала, операциям синтеза и анализа,
▪️ограниченный объем долговременной памяти,
▪️кратковременная память находится на соответствующем возрасту уровне,
▪️неустойчивое и чаще непроизвольное внимание, в то время как его продуктивность и переключаемость не страдают.
Открытые бесплатные вебинары каждую неделю в нашем сообществе Телеграм
Наш Сайт
https://manp.academy/