Помнится, мы писали о том, что была идея переименовать город Сергиев в Первограмотный.
Предложение такое родилось не на пустом месте. Первым городом и уездом, в которых была ликвидирована безграмотность, был как раз город Сергиев и уезд.
Сергиев - такое название носил Сергиев Посад после революции 1917 года до своего переименования в Загорск.
Ранее, в этой статье, мы выразили сомнение в достоверности факта о переименовании города. Но вот то, что именно в городе Сергиев первым в Московской губернии не стало ни одного неграмотного жителя, это факт. И был он отмечен культурным торжеством. Тому свидетельство – заметка в газете «Известия» от 28 июня 1927 года.
Приведём заметку полностью, ибо она этого достойна. Некоторые места мы позволили себе прокомментировать с точки зрения стилистики, но не с точки зрения самого события. Вроде бы «скучное» событие, но каким образным и ярким языком поведал нам об этом тов. Л. Римский!
Первый грамотный (от нашего специального корреспондента)
В двух часах тряской езды от Москвы в оправе бархатистой зелени и густых садов старый, когда-то богомольный Сергиев Посад.
Маленький городок с излучинами кривых улиц, уютные приземистые домики, раскрашенные желтизной и охрой, на подоконниках незатейливые цветы, залитые солнцем крепко вычищенные окна. В воздухе мягкий гул нарядной и праздничной толпы.
Видимо, автор – из приезжих. Многие улицы в городе прямые. Но есть одна улица, которая идет от вокзала к Блинной горе. Видимо, именно по ней и шёл специальный корреспондент газеты «Известия». Ну а до других улиц ему, верно, и дела не было.
В воздухе мягкий гул нарядной и праздничной толпы. Под звуки визгливой гармошки быстро кружат карусели, расфранченные крестьянские девушки и вихрастые парни лихо пришпоривают деревянных самодельных коней.
Полагаем, что празднование происходило в долине реки Кончуры и журналист наблюдал сие действие с Блинной горы. Не на том ли празднике сделана эта фотография?
Интересно узнать и про самодельных коней. Может тогда мода такая была – мастерить себе деревянных коней? Может и девушки отдавали предпочтение тому парню, у которого и «конь» был лучше всех, да и «гарцевал» наездник лихо и без оглядки?
А внизу, в глубокой зеленой котловине, - острым шпилем взметнувшаяся в солнечные облака Сергиевская лавра.
Всем и каждому известно – лавра стоит на горе. Но вот таковы наше восприятие и память! Подвержены они искажениям! Видимо стоял автор заметки на Блинной горе, смотрел на праздник внизу, да и показалось, что и лавра «приютилась» в котловине.
Сегодня в немом оцепенении застыла звонкая медь колоколов. Как мрачный призрак далекого прошлого, одиноко высится заброшенная и забытая богомольная Сергиевская лавра. Заросла здесь густой травой последняя тропа. Только ребятишки купаются в мягкой зелени церковного двора.
И вновь мы не поверим автору. Вспомним Ильфа и Петрова. Помните в «Золотом теленке» яркие образы литераторов и журналистов того времени. Читаешь такие заметки, а на язык просится – «индо взопрели озимые…»
Сегодня здесь иные песни, новые мысли… Когда-то старый и надежный оплот российского черносотенства – Сергиевский уезд, сегодня, - 26 июля, - на 10 году Октября празднует светлый и культурный праздник: ни одного неграмотного среди ста с лишним тысяч населения. Массовая неграмотность полностью ликвидирована, при чем – что поразительнее всего – сами крестьяне приложили к этой грандиозной культурной стройке свои крепкие мозолистые руки.
Возможно, что в те времена стилистически дозволено был такой оборот про мозолистые руки. Нынче же, прочитав эти строки, перед глазами встаёт образ крепкого, сильного мужика, который в своих «крепких мозолистых руках» душит гадину безграмотности. Впрочем, плакаты того времени выдержаны в той же стилистике.
Московская губерния имеет все основания гордиться первым грамотным Сергиевским уездом. Вот краткий, далеко не полный перечень его культурных достижений: 11 изб-читален, до 100 красных уголков по 11 волостям, 1250 школ 1-ой ступени для рабочей и крестьянской детворы, 52 школы для малограмотных, 48 ликпунктов (пункты ликвидации безграмотности) и большое количество библиотек, передвижек и т. д.95 процентов детского населения охвачено школой, 6.000 крестьян, крестьянок, рабочих, кустарей за 3 года обучено грамоте силами политпросвета и энергией советской общественности, организованной в общество «Долой Неграмотность».
Ячейки ОДН имеются почти по всем деревням и селам, помогая в порядке добровольчества советскому государств вырывать из тьмы сотни и тысячи невежественных людей. Идет огромный культурный напор крестьянских низов. Требуют красных уголков, изб-читален. На всех крестьянских сходах все резолюции об одном и том же: дайте нам знания.
Ибо знания нужны как воздух для хозяйства, нужны в быту, в каждодневной жизни. Это крестьяне хорошо осознали. Культурное движение в уезде, борьба за грамоту, за просвещение отразились на полях, в огороде, в крестьянской избе, в рабочем доме, в хозяйстве кустаря. В уезде есть ряд показательных волостей по культурному земледелию. Первая из них, Ереминская, полностью перешла на многополье.
Об этих больших победах говорили уверенно и твердо с радостными лицами многие рабочие и крестьяне на культурном торжестве в Сергиеве 26 июня. Огромное здание драматического театра ломилось от крестьянской и рабочей молодежи, приехавшей на торжество из окрестных деревень. Разбухший зал, переполненный до краев, радостно приветствовал представителей Главполитпросвета, Наркомпроса, ОДН, ЦК ВЛКСМ, которые деятельно помогли культурному движению в уезде.
Театр располагался на Рыбной улице, фасадом же был обращен на стадион «Спартак» За театром был разбит сад «Синяя птица». Театр сгорел в 1929 году «от неисправности печей». Ныне на этом месте стоит многоэтажный жилой дом. Про дом – читайте по ссылке.
Председатель волисполкома показательной Софринской волости тов. Гусев трогательно рассказал о том, как работают волорганизаторы и ликвидаторы неграмотности.
В те времена уезд был разделен на волости. И были приняты сокращения: волисполком – волостной исполком, волрганизатор – волостной организатор.
В осеннюю стужу, в морозы и холод они бредут из села в село, из деревни в деревню, сеют семена просвещения и зовут крестьян к новой, светлой жизни. Иные ликвидаторы обслуживают 30-49 деревень. Крестьяне относятся к ним любовно.
Вряд ли уместно тут слово «бредут». Брести можно грустно, уныло, лениво, вяло и медленно. Нельзя брести радостно и быстро, весело и с огоньком. Иной глагол здесь был бы потребен.
- Ликвидаторы, - говорит т. Гусев, — это те же крестьянские дети, рожденные в грозе и буре Октябрьской революции.
Восторженным гулом встречает аудитория последние слова тов. Гусева.
На этом редком культурном торжестве немало говорили и об угрозе войны. И когда крестьянские парни и девушки всходили на трибуну, они призывали к новому энергичному напору на культурном фронте. Они поняли: чем грамотнее мы будем, тем лучше мы сумеем отразить нападение врагов.
Л. Римский
Известия, 1927 год, № 144
И ведь действительно, без капли иронии, – огромное и важное дело, и всего лишь за три года, было совершено в Сергиевском уезде.