«Первое письмо Ленина Сталину», «Враги коллективизации», «Сталин в ссылке», «Первый лозунг»… Художник Николай Терпсихоров (1890 – 1960) достаточно отдал дань идеологической живописи, где хорошее боролось с очень хорошим, а вожди мировой революции были неразлучны. Один из самых характерных соцреалистов и активный член Ассоциации художников революционной революции, он носил странную, даже вычурную для советского мастера фамилию, но удачно вписался в эпоху.
Как талантливейший Исаак Бродский, как любитель живописной монументальности Дейнека, он словно отдыхал от этого грохота времени, создавая лирические пейзажи, камерные портреты, трогательные жанровые сцены. И сегодня они, пожалуй, остаются самым живым и ценным в его наследии.
«Приближение вечера», «Разлив» или «Лед тронулся» вполне могли бы быть написаны не в 1930-1950-х годах, а лет на 50 раньше, они свободны от идеологии и правоверного советского оптимизма. Просто вечно прекрасная природа, увиденная зорким зрением талантливого художника.
За это его можно полюбить и сегодня.