Найти в Дзене
Психолог Марина Володина

Этика психолога, или «где границы дозволенного?»

Есть в профессии психолога важная область, вызывающая много вопросов и дискуссий. Это – профессиональная этика. Казалось бы, всё ясно и понятно описано в «этическом кодексе психолога»: конфиденциальность, бережность, применение адекватных и безопасных методов, принцип «не навреди» и т.д. Но на практике всё гораздо сложнее. Каждый психолог время от времени решает непростые вопросы, связанные с границами вмешательства в психику, жизнь, мировоззрение клиента. Ведь, если честно, именно на нём лежит ответственность за дальнейшую судьбу человека. «Клиент имеет право, психолог обязан…». Что в психологии означает «не навреди»? Выстраивай терапию так, чтобы был положительный эффект? Но методы его достижения порой неприятны и болезненны. И так уж легко порой понять что-то важное о себе или посмотреть правде в глаза? Как же тут говорить о бережном отношении к клиенту? Ведь никто не говорит хирургу: «Не надо вырезать аппендикс! Это же больно!»? Для психолога бережное отношение к клиенту может стат

Есть в профессии психолога важная область, вызывающая много вопросов и дискуссий. Это – профессиональная этика. Казалось бы, всё ясно и понятно описано в «этическом кодексе психолога»: конфиденциальность, бережность, применение адекватных и безопасных методов, принцип «не навреди» и т.д. Но на практике всё гораздо сложнее. Каждый психолог время от времени решает непростые вопросы, связанные с границами вмешательства в психику, жизнь, мировоззрение клиента. Ведь, если честно, именно на нём лежит ответственность за дальнейшую судьбу человека. «Клиент имеет право, психолог обязан…».

Что в психологии означает «не навреди»? Выстраивай терапию так, чтобы был положительный эффект? Но методы его достижения порой неприятны и болезненны. И так уж легко порой понять что-то важное о себе или посмотреть правде в глаза? Как же тут говорить о бережном отношении к клиенту? Ведь никто не говорит хирургу: «Не надо вырезать аппендикс! Это же больно!»? Для психолога бережное отношение к клиенту может стать западнёй, если он будет стремиться соответствовать ожиданиям того, кто к нему обратился. «Не нанести травму!» может стать тормозом в терапии.

Как же поступать, чтобы не перейти грань?

  • Во-первых, чётко понимать цель своей работы. Она не в том, чтобы соответствовать какому-то идеалу или решить проблему клиента, а в создании условий для его «психологического взросления», которое поможет ему найти ресурс для изменений.
  • Во-вторых, работать по запросу клиента. Если у него нет запроса на проработку какой-то (с Вашей точки зрения, важной) темы, то Вы не имеете права настаивать.

Следует максимально использовать эмпатию, озвучивая свои наблюдения. Увидев, что клиент использует неэффективную стратегию или деструктивные методы решения проблемы, психолог должен ему об этом сообщить, приведя примеры из его рассказа или поведения. Только делать это нужно тактично и без оценки самого человека. Можно использовать фразы типа «Возможно, я ошибаюсь, но у меня возникло ощущение, что Вы…» или «Из Вашего рассказа я могу предположить, что…».

  • В-третьих, сопровождать клиента на сложном пути к осознанию своих страхов и проблем, а не уводить его от того, что может испугать или расстроить. Бережность отношения к клиенту будет состоять в том, что психолог на всех этапах работы находится рядом, помогает и поддерживает.
  • В-четвёртых, обеспечить клиенту возможность свободно выражать свои мысли и мнения, в том числе претензии и недовольство. Человек, обратившийся за помощью, должен быть уверен, что ему в ней не откажут, даже если возникнет непонимание или конфликт. Именно проговаривание претензий и их совместный анализ может стать толчком к формированию реального взгляда на причины проблем.
    Клиент не может быть «удобным» или «неудобным», приятным или неприятным. Он – такой, какой есть, со своими особенностями и сложностями. Счастливые и довольные жизнью к психологам не приходят. Но тому, кто пришёл, не стоит сразу ставить диагноз или вешать на него ярлык. Психолог может сделать выводы и сказать человеку о его психических особенностях, но обязательно подчеркнёт, что у него есть ресурсы для изменений.

Не обсуждается, что психолог не имеет права вступать в близкие отношения с клиентом, использовать его возможности или положение в своих целях, эксплуатировать его или манипулировать им. Психолог не даёт советы, а подводит клиента к осознанию возможных способов решения проблем. Если же он не владеет необходимыми навыками или знаниями, то честно в этом признаётся, рекомендуя другого специалиста.

Этичное и бережное отношение к клиенту основано на неравнодушии. Если Вы работаете только ради результата или денег, то признайтесь себе честно, что Вы не осознали что-то важное в своей профессии.

Этика
7343 интересуются