Найти в Дзене
Мутное время

Последний самозванец Смуты

Его история – больше факультативные главы учебника истории. Для ценителей, любителей и гурманов. Ну так другие сюда и не заглядывают, верно же? Имя первое - Воренок. Он родился холодной вьюжной зимой в Калуге, то ли присягнувшей новому царю Владиславу, то ли собиравшей ополчения, чтобы его свергать. На руках властной матери он агукал, когда у стен Москвы высекались искры и звучали нестройные залпы. Его, малютки, имени присягнули десятки городов, до того верных отцу, которого он не знал. И, если и видел, то в гробу. Буквально. Но даже это – вряд ли. Ибо местом его раннего детства была крепкостенная Коломна, из которой он вместе с матерью уходил в далекую чужую степь под проклятья попов и бояр. Выбледок, Воренок, Ивашка, проклятый паньин Маринкин сын. Это его первая маска. Первая собачья кличка, данная врагами и оставшаяся в истории. Зимой 1613 года он в первый раз в жизни претендовал на трон. Дальше были бои и отступления, отступления и бои. Из Коломны в Михайлов, из Михайлова в Воронеж

Его история – больше факультативные главы учебника истории. Для ценителей, любителей и гурманов. Ну так другие сюда и не заглядывают, верно же?

Имя первое - Воренок.

Он родился холодной вьюжной зимой в Калуге, то ли присягнувшей новому царю Владиславу, то ли собиравшей ополчения, чтобы его свергать. На руках властной матери он агукал, когда у стен Москвы высекались искры и звучали нестройные залпы. Его, малютки, имени присягнули десятки городов, до того верных отцу, которого он не знал. И, если и видел, то в гробу. Буквально.

Но даже это – вряд ли. Ибо местом его раннего детства была крепкостенная Коломна, из которой он вместе с матерью уходил в далекую чужую степь под проклятья попов и бояр.

Выбледок, Воренок, Ивашка, проклятый паньин Маринкин сын.

Это его первая маска. Первая собачья кличка, данная врагами и оставшаяся в истории.

Зимой 1613 года он в первый раз в жизни претендовал на трон. Дальше были бои и отступления, отступления и бои. Из Коломны в Михайлов, из Михайлова в Воронеж, из Воронежа в Астрахань, оттуда на Яик, буквально куда глаза глядят.

23 июня 1614 года его взяли в плен и не спеша провезли обратным маршрутом через Астрахань и Казань – два крупнейших города, присягнувших ему пару лет назад.

Мальчику было три с небольшим года.

Волшебный возраст.

Ростом еще ниже метра, дети умильно почемучкают и строят свои первые рассказы, так же наивно и по-детски фантазируют и привирают. Считают до десяти, читают по слогам и дарят родителям тот пресловутый кризис трех лет, по которому так ностальгируют папы и мамы подростков.

Его провезли в клетке через полстраны, оторвав от матери и привычного окружения, но казнили не сразу, будто чего-то стесняясь или о чем-то торгуясь. Петля на шее мальчика затянулась уже зимой. Публично, у Серпуховских ворот, где когда-то стоял лагерь его отца проклятым августом 1610 года, закончилась его официальная российская история. Палач, жалея кричащего ребенка, закутал его в собственный тулуп, а потом вздернул на толстой петле, заменившей легкую бескровную смерть в петле на муки заживо замерзшего в трескучий московский мороз человека.

 Так себе эту жуть представляют современники. Казнь Воренка. Из открытых источников
Так себе эту жуть представляют современники. Казнь Воренка. Из открытых источников

Будто это была не казнь, не политическое убийство из опасений перед страшными казачьими сотнями атамана Баловня, шедшими на столицу, а жертвоприношение.

Мальчику не было и четырех.

Впрочем, некоторые свидетели называют его семилетним. Но стоит ли им верить?

Много ли стоят все эти высосанные из пальца воспоминания иностранцев?

Имя второе – Ян Фаустин Луба.

После завершения русско-польской войны 1608-19 годов на сейме в Варшаве появляется шляхтич Белинский и утверждает буквально следующее. В Москве был казнен не тот мальчик, а тот - отдан ему на сохранение Мариной Мнишек в Коломне и сохранен. Вот и он, паны-браты, неужели не узнаете?

И паны-браты узнали, отдав мальчика на воспитание литовскому канцлеру Льву Сапеге и назначив пансион в 6 000 злотых ежегодно.

Пометки на полях.

Ну а как без них.

Белинские, знаменитые у нас только критиком Виссарионом, для Польши – знатный шляхетский род герба Шелига. Герб известен с XV века (есть версия про XIII), среди использовавших его фамилий – Менделеевы и Корсаковы. Всего фамилий – под сотню. В Российской и Австрийской империи род Белинских получил графское достоинство. Имел обширные имения в Литве и на Волыни.

Наши историки, называя его безродным шляхтичем, несколько кривят душой.

Лев Сапега – некоронованный владыка Литвы в 1589-33, сначала как канцлер, а затем как гетман. В обоих случаях – великий. Его же наш великий историк Соловьев называл главным архитектором и кукловодом нашей Смуты. Большой лоббист унии светской (тащил Федора Ивановича на трон Речи Посполитой и Владислава на московский) и религиозной (рожденный православным, перешел в католичество в 1589 и стал одним из главных апологетов Брестской Унии и строителем костелов в Белоруссии).

Воевал с Россией в составе войск Батория и Сигизмунда, часто возглавлял литовское посольство в Москву при царях Федоре и Борисе.

Известен как создатель и защитник статута великого княжества Литовского, действовавшего на западе России до 1840 года. Очень образованный человек. Выпускник Лейпцигского университета, в юности увлекался идеями кальвинизма.

Памятник Льву Сапеге в Слониме. В этом городе и с этим человеком прошла юность Яна Лубы. Из открытых источников
Памятник Льву Сапеге в Слониме. В этом городе и с этим человеком прошла юность Яна Лубы. Из открытых источников

Именно в его Слонимском имении рос и воспитывался Ян Фаустин Луба, представленный на сейме королю и панам. Неподалеку от имения стоит тогда униатский Жировичский монастырь (перешел в унию в 1613 году и до времен Николая I был центром униатства).

И про 6 000 злотых. Злотый – монета в разное время от 30 до 100 грошей, грош – примерно 0,5 грамма серебра. Если принять пропорцию 1 московский рубль примерно равен 2 злотым, то царевич получал в два с половиной раза больше самого высокооплачиваемого интригана России - первого боярина думы Мстиславского (1 200 рублей в год). Очень нескромное содержание.

Конец пометок на полях.

С 1622 по 1627 год воспитателем царевича был Афанасий Брестский, чуть не последний апологет православия Великого Княжества Литовского. Афанасию, в будущем святому, Ян Луба был представлен как царевич Иван Дмитриевич.

По завершении этой миссии Афанасий и ушел в монастырь. Во время своей поездки в Москву в 1638 году он подробно рассказал царским дьякам в том числе и о царевиче Яне. А заодно звал царя воевать за веру и волю для русских людей Речи Посполитой, но Михаил не решился. Вообще о его жизни и почти двадцатилетней борьбе за православие в Речи Посполитой можно написать свою статью, а то и не одну. Среди прочего Афанасий Брестский – один из главных авторов идеи о разделенном триедином русском народе, который должен собраться воедино под рукой православного царя. С Сапегой он расстался плохо. Есть даже версия, что его арест в 1645 году связан с командировкой Яна Лубы в Москву. Дескать он был заложником на случай невозвращения царевича. Верится с трудом, опального православного активиста арестовывали не раз и не два, судили церковным судом. Погиб он смертью мученика от рук земляков-иноверцев.

Памятник преподобномученику Афанасию Брестскому в родном городе. Из открытых источников
Памятник преподобномученику Афанасию Брестскому в родном городе. Из открытых источников

Впрочем, в Москве про Яна знали и до приезда Афанасия. Уже в Поляновский мирный договор 1634 года мелким шрифтом было вписано обязательство отказа от признания Яна Лубы царевичем Московским. Жалование ему подрезали до 100 злотых, но устроили на непыльную, почетную и высокооплачиваемую работу королевским писарем. Юноше было 23 года.

Вообще Поляновский мирный договор стал триумфом миролюбия и добрососедства. Синхронно попрощавшись с апологетами войны в лице короля Сигизмунда, канцлера Льва Сапеги и патриарха Филарета, молодежь в лице Владислава и Михаила очень легко сгладила все взаимные претензии. Влад перестал называть себя великим князем Московским, Михаил – Смоленским и Черниговским. Договорились о свободе торговли и уважении к церкви. На пике обсуждения поднимался даже вопрос об общем флоте на Балтике и борьбе с татарами в степи. Будто бы и не было страшных взаимных обид.

Миролюбие, впрочем, было вынужденное и понятное. Литовцам вернуть Ригу хотелось куда больше, чем Москву или Новгород. В России же откровенно обиделись на постоявшую в стороне в недавней войне Швецию и дошедших до ближнего Подмосковья крымцев. Плюс внутренние разборки бушевали вовсю, армия изрядно поредела, а на наемников банально не было денег. Да и вообще, княжата всегда стремились проводить пропольскую политику, будь то благословенные 1550-е или проклятые 1600-е.

На этом фоне обязательство перестать поддерживать Яна Лубу казалось мелкой разменной монетой в большом торге. По версии историков всё тот же шляхтич Белинский открыл Яну неприятную правду – дескать, никакой ты не царевич, сын такого же как я шляхтича Дмитрия Лубы, который потащил в поход жену с ребенком в расчете на поместье, да и сгинул безвестно.

Пометки на полях.

В этой истории, рассказанной вполне серьезным историком Соловьевым, прекрасно буквально всё. Отца героя зовут Дмитрий Иванович Луба. Имя-отчество комментировать не буду, параллель с Дмитрием Угличским налицо. Фамилия «Луба» с польского без больших усилий переводится как любимый, возлюбленный. В голове сама собой встает фраза из летописей «возлюбили люди и возвели на престол..». Погиб отец в бою с татарами (реального Дмитрия Угличского убили татары во главе с Петром Урусовым). Мать героя умерла в тюрьме, звали ее Мария Юрьевна. Да, точно так же, как после крещения звали Марину Мнишек, которая умерла в московской или коломенской тюрьме.

Так художники XIX века представляли себе житье-бытье царицы Марины Юрьевны в суровой России. Из открытых источников
Так художники XIX века представляли себе житье-бытье царицы Марины Юрьевны в суровой России. Из открытых источников

Порой кажется, что таким нехитрым образом наши добросовестные историки обходили не слишком умную, но формально влиятельную цензуру. Дескать я-не я, а минимально вдумчивый читатель всё и сам поймет. Ну или демонстрировали своеобразное чувство юмора. Кто сказал, что шутить умеют только физики?

Конец пометок на полях.

В конце февраля 1644 году в Литву прибыло представительное посольство во главе с князем Львовым и вело с ним и представителями Сейма долгие и непростые переговоры. Наши историографы описывают их как требование казни Яна за претензии на российский трон, но верится в это с трудом. Послы и правда опасаются бегства царевича к запорожским казакам, но по факту вместе с королевским послом Гавриилом Стемпковским уговаривают его ехать в Москву, давая гарантии безопасности.

В ноябре 1644 Ян Фаустин Луба с послами прибыл в Москву и вел долгие и продолжительные переговоры с московскими боярами и лично царем Михаилом. В какой-то момент от Лубы требовали перехода в духовное сословие, обвиняли в переписке с османским султаном. Переговоры затянулись до 1645 года, когда умер царь Михаил. Новый царь Алексей отпустил Лубу при условии «к Московскому государству причитанья никогда иметь не будет, и царским именем называться не станет».

По возвращении из московской командировки Владислав Васа дал ему чин писаря королевской пехоты (генерал генштаба на наши реалии), но уже в 1646 году Польский Сейм принял законопроект, посвящённый Яну Лубе «О Лубе, дворянине польском». Согласно этому документу, Яну Фаустину ограничивался выезд из страны, а также он не признавался сыном Марины Мнишек.

По поводу дальнейшей судьбы Яна Фаустина Лубы существуют три версии. По одной из них, он погиб 23 сентября 1648 года в битве с татарами под Пилявцами (обычно именно ее принимают как базу). По другой, он уцелел в сражении, вернулся в Польшу и прожил остаток жизни, кормясь по панским домам. По третьей версии, он был похищен русскими, вывезен в Москву и казнён.

Пометки на полях.

Князь Львов больше двадцати лет в 1626-46 управлял приказом Большого Дворца. Это самый крупный приказ тогдашней России. До этого был воеводой Второго Ополчения и астраханским воеводой. В последней должности проявил себя как невероятно успешный переговорщик с ногайцами. Они возвращались под его руку из Крыма и Хивы, давали аманатов и поступали на русскую службу. У такой сговорчивости есть простое объяснение. Он был старшим зятем Михаила Федоровича Нагого, конюшего Лжедмитрия I (Дмитрия Симеоновича). О связи рода Нагих с ногайцами я уже писал, именно через них долгое время шла торговля ногайскими табунами в Москве, они присоединяли к России до того принадлежавшую ногайцам Башкирию. Проживи Михаил Федорович чуть дольше, глядишь и составил бы конкуренцию тезке Романову на не слишком легитимных выборах 1613 года. Родственные связи с предшественниками Даниловичами у них были идентичными – хлипкими и по женской линии. Про связь Дмитрия Угличского и рода Нагих напоминать тоже излишне. Он даже границу в 1607 году перешел, назвавшись Андреем Нагим.

Князь Львов также выступал в роли посла в Данию и Польшу. Параллельно с Лубой в Москве обретался датский принц Вальдемар, намеченный в мужья Ирины Михайловны. Принц вел долгие и трудные переговоры о свадьбе и сопутствующем религиозном компромиссе. Церковники яростно настаивали на православном крещении Вальдемара, но тот не соглашался.

Дочерей у царя Миши было аж три – Ирина, Анна и Татьяна.

Если убрать из текста бесконечные упоминания о требованиях послов казнить Лубу (смотрящиеся поздним набросом) несложно увидеть либо участие в царских выборах, либо неудачное сватовство к царевой дочке.

В 1648 году Львов станет одним из главных пострадавших по итогам московского восстания, его двор сожгли, его враги стали боярами. Кстати еще один момент про вертикаль тех времен – большую часть жизни он назывался князем Ярославским. И ничего ему за это не было.

Ну и еще один комментарий. Неужели вы правда думаете, что безродного самозванца повезут к умирающему царю уговаривать не называться царевичем Московским? И полгода будут его об этом всей Думой просить? С обычными самозванцами типа того же Анкудинова в Москве обходились без лишних сантиментов, а тут расшаркивались до победного.

И самый крайний про Лубу. Автором ограничивающего его свободу передвижения закона был ярый иезуит Далмат Исайковский.

Соберите пазл сами.

Конец пометок на полях.

Имя третье – Иван Вергуненок.

Начало карьеры типично для всех самозванцев – пил, бил, бежал из дому попал в плен к татарам. И так же не проверяемо.

В 1641 году появляется в Крыму сначала у богатого еврейского купца, потом у хана Мехмед-Гирея. В период бытности у купца общается с русскими пленными, те приносят дары. Летом 1644 якобы года отправляется из Крыма в Стамбул. В 1644 году греческий архимандрит Амфилохий снял копию грамоты самозванца, адресованную османскому султану, и отослал в Москву. Однако эта грамота была ошибочно приписана самозваному царевичу Яну Фаустине Лубе (точно ошибочно?).

Вергуны, если кто не знает, это блюдо такое. То ли хворост, то ли оладьи, то ли местные боорсоки. Из открытых источников
Вергуны, если кто не знает, это блюдо такое. То ли хворост, то ли оладьи, то ли местные боорсоки. Из открытых источников

В 1646 году о самозванце узнали и в Российском царстве. В то время русские послы Телепнев и Кузовлев находились в Крыму. Целью посольства было уведомление османского султана о восшествии на престол русского царя Алексея Михайловича.

Прибыв в Стамбул, российские послы узнали, что лже-Ивашка уже находился в османской столице. Поначалу Телепнев и Кузовлев стали осторожно собирать сведения о «воре», так как они не были уверены, что это именно тот самый «царевич Иван», о котором они узнали в Кафе. Телепнев и Кузовлев призывали великого визиря Салиха-пашу устроить тщательный розыск о самозванце, утверждая, что под именем московского царевича скрывается казачий сын Ивашка Вергунёнок. Впрочем, их призывы остались без ответа. Так, визирь указывал на показание крымского хана, который, проведя розыск в Крыму, пришёл к заключению об истинности «царевича».

Всё же вскоре лже-Ивашка впал в немилость. Живя при дворе великого визиря, самозванец имел возможность свободно перемещаться на территории империи. Вергунёнок постоянно демонстрировал свой буйный нрав, он много пил «и во хмелю с бусурманами дрался». Осенью 1646 года арестовали лже-Ивашку II и заключили в Кожаном городке, находящемся в трёх верстах от Стамбула. О дальнейшей судьбе самозванца ничего не известно.

Пометки на полях.

В 1639 году крымский хан Бахадыр-Гирей казнил Петра Урусова за убийство природного русского царя Дмитрия Угличского. Не за усобицы в Крыму или военные преступления. Кто мог попросить или потребовать этой казни? Только наследник и кровник. Сын Дмитрия.

В 1637-42 году Россия ведет с Турцией необъявленную войну, в ходе которой казаки взяли Азов. Иметь альтернативного царя по такому раскладу в Крыму совсем не глупо. Польша рядом, а ее югом руководят дальние родственники Дмитрия Угличского Вишневецкие (очень дальние, родство по бабушке Грозного, но это больше, чем ничего).

Героическая оборона Азова - одна из славных страниц истории донского казачества. Из открытых источников
Героическая оборона Азова - одна из славных страниц истории донского казачества. Из открытых источников

Поражает выборочность в отношении властей России, Турции и Польши к двум колесившим по этим странам самозванцам. Все не признают Анкудинова, в России вообще без разговоров укорачивают на голову, но верят Лубе/Вергуненку. Причем, когда русский посол Телепнев пытается запутать великого визиря в смутных царевичах, тот четко отличает Дмитрия и Петра, ставя посла в неудобное положение.

Посольство Телепнева урегулировало отношения с Турцией. Той, на фоне кризиса власти (великий визирь менялся ежегодно, а султан Ибрагим конфликтовал не только с великими визирями, но и с сестрами, властной матерью и шейх-уль-исламом) и не слишком успешной войны с Венецией, деньги и покой на северной границе оказались банально нужней. Ну и великий визирь сменился, дезавуировав все обещания предшественника.

Говорят, султан Ибрагим очень любил собольи меха. Поминки крымскому хану по итогам посольства подросли до 20 000 рублей. Платили их в основном соболями.

Конец пометок на полях.

Такой вот Ивашка. Луба, Воренок-Вергуненок.

И краткие выводы.

Когда пишешь о тех временах важно помнить одно простое правило. Поступки всегда говорят красноречивее слов. Тем более слов случайных и/или ангажированных свидетелей.

И в случае такого подхода история последнего самозванца смуты перестает казаться такой уж сложной. Он родился зимой 1610 года в Калуге и был сыном законного наследника русского престола Дмитрия Угличского и вдовствующей царицы Марины Мнишек. В три года впервые претендовал на престол в ходе московских выборов 1613 года. Его сторонники на тот момент контролировали значительную часть страны (Казань, Астрахань, Вятка и т.д.). После измены казанского ополчения, перешедшего на сторону Романова (скорее церкви), и отступления в Михайлов отчаявшаяся мать отдала его одному из соратников Сапеги, который сберег мальца в имении гетмана Льва. Пошел по стопам отца, который в 1602-07, если угодно, тот тоже гостил у Сапеги.

А в России события развивались стремительно. Астрахань восстала, мать попала в плен к врагам, а по крупнейшим городам еще недавно его державы в клетке провезли совсем непохожего мальчика (видимо сына Ивана Заруцкого). Которого и казнили у Серпуховских ворот, символически инсценировав смерть царевича.

До 1619 года Сапега поддерживал Владислава Васа в качестве претендента на русский трон, но поход 1618 явственно доказал – чужака в Москве не примут, нужен свой. Доказал в том числе и Владиславу, который (в отличии от отца) не московский трон больше не рвался.

До 1633 года он живет под крылом Сапеги, тихо плетущего интриги в том числе и в Москве. На фоне разборок деятелей ополчения многие западники вернулись ко двору и во власть. Их не устраивает патриаршина, слабая армия, клерикальный прессинг. У некоторых из этой партии (Салтыковы, Трубецкие) есть родственники по эту сторону границы. Параллельно, опираясь на связи Нагих, царевич наводит мосты с Крымом. Там, с опорой на ногайцев, правят ханы, сторонники большей независимости от Турции.

Московское правительство Федора Шереметьева раздражает степняков в лучших традициях Годунова. Засечные черты вновь покрывают степь, а осмелевшие казаки даже берут Азов. Почему бы не подружиться с альтернативным царевичем, например казнив его кровника (и самих Гиреев доставшего, конечно)?

Трагедия смуты во второй половине 1640-х почти повторяется. У постели умирающего царя Михаила разыгрывается драма, где трон делят три претендента. Сын Михаила Алексей, сын Дмитрия Угличского Иван и датский королевич Вальдемар. За плечами Алексея церковь и княжата, за плечами Ивана западники, за плечами Вальдемара – видимо новгородцы.

Боярин Федор Шереметьев (его двоюродный дед между прочим)  и церковная казна как главные причины неудачи царевича Ивана. Из открытых источников
Боярин Федор Шереметьев (его двоюродный дед между прочим) и церковная казна как главные причины неудачи царевича Ивана. Из открытых источников

Главным аргументом против избрания Ивана Дмитриевича становится его (реальное или мнимое) письмо с присягой турецкому султану, полученное от греческого митрополита. Поражение на выборах еще неокончательно, Алексей сидит на буквально шатающемся троне, внутренние разборки вырвутся наружу в Московском восстании 1648 года и восстании в Новгороде и Пскове в 1650, когда полстраны буквально отделилось и отказывалось признавать текущую власть. Западники по итогу своего добьются и отгонят от трона клерикалов, проведут серию реформ, сильно изменивших нашу страну.

Но Иван уже не узнает об их успехах. После поражения в выборах он жаждет реванша и ищет себе армию. Возвращается в Речь Посполитую, но та буквально на глазах погружается в состояние хаоса и межрелигиозной войны, плюс его атакуют иезуиты, которые на фоне накала страстей видят врага в любом влиятельном православном. И он бежит на юг.

Бежит в Крым, надеясь опереться на казачьи и ногайские контингенты, но оттуда его вывозят в Стамбул, где у царевича нет друзей. Жадные имперские чиновники легко сторговываются о его голове с друзьями из Москвы. Поддержка РПЦ – традиционная турецкая политика тех лет. Все логично – больше земель у церкви, меньше у дворян. А значит слабее армия, а значит можно не волноваться за северный фланг. А еще всегда можно оттянуть часть польских сил, спровоцировав руками всё той же церкви православную реконкисту.

История Ивана Дмитриевича – одна из последних классических смутных историй. История человека, на равных говорящего с царями и королями, помнившего свое родство и отомстившего убийце отца, рвавшегося на родовой трон и имевшего немалую группу поддержки внутри России, Литвы и Крыма. Побежденного скорее еще не расколотой церковью куда в большей степени, чем земными владыками.

Ибо Богово в те времена было все еще выше Царева. И в России, и в Польше.

Он проиграл и его забыли, остались лишь собачьи клички Луба-Воренок-Вергуненок. Как след на песке.