Конец лета. Работу ещё не нашел. Смысла возвращаться на прежнее место я не видел. Да, меня могли взять. Ждали. У меня было желание работать в среднем звене, но такую возможность мне не предоставляли.
Обращение в Центр Занятости
Некоторое время искал вакансии на специализированных сайтах, отправлял свое резюме. Я рассматривал работу и по основному профилю, и в школе. Но приходили одни отказы.
Спустя некоторое время решил обратиться за помощью в центр занятости населения. Так как без работы находился не так долго, мне начали выплачивать максимальную сумму пособия (на тот момент платили около пяти тысяч рублей). К этому времени я решил, что хочу продолжать карьеру в школе учителем русского языка и литературы. Однако вакансий, подходящих мне, так и не было. Было три основных требования, по которым я не подходил, и сотрудник центра занятости не мог из-за них меня отправить к потенциальному работодателю.
- Опыт работы. Минимальный опыт работы от 1 года. Но такая вакансия была одна. Остальные — от трех лет.
- Квалификационная категория. На текущий момент в школе могут работать специалисты без категории, первой и высшей квалификационной категории. Во всех вакансиях, которые были предложены мне, обязательным требованием было наличие первой категории. Думаю, несложно догадаться, что за полгода работы повысить квалификацию я не мог физически, так как такую возможность предоставляют только через несколько лет стабильной работы.
- Образование. Во всех вакансиях указывалось наличие высшего профильного образования, которого у меня не было.
Идея — мой новый план
Так продолжалось несколько месяцев. Я приезжал в центр занятости, отмечался. Мне предлагали вакансии, которые мне не подходили (причем сотрудник это сам понимал). Складывалось ощущение, что совершил ошибку, уволившись с последнего места работы.
И вот назначена новая дата посещения специалиста. Мы рассматривали текущие вакансии. Ничего нового среди предложений не было.
— Михаил, не хотите пройти тестирование?
— Какое?
— Профориентационное.
— А как? Нужно куда-то записываться?
— Вам нужно подойти к нашему специалисту на другом этаже. Если вам интересно, могу связаться с ним. Далее вам всё объяснят.
Что ж… Интересная идея! Давно никаких тестов я не проходил. А возможно, это мне действительно как-то поможет!
В этот же день отправился к другому сотруднику. В течение нескольких часов я проходил различные тесты. Выяснилось, мне подходят профессии типа «Человек-человек». Что ж, видимо, я это и так чувствовал, раз ранее работал в школе. Да и репетиторством увлекался.
— Михаил, может, у вас есть некая идея? Не думали открыть свой бизнес? — неожиданно спросил сотрудник Центра Занятости.
— Эм… Даже не знаю… А вы как-то можете помочь?
— Мы можем предложить меры поддержки. Если вы захотите начать своё собственное дело, находясь на учёте в Центре Занятости, то мы заключим с вами договор и выплатим подъёмные в размере шестидесяти тысяч рублей. Но для этого вам нужно понять, чем хотите заниматься, и составить бизнес-план. Подумайте. Если что, вы всегда можете к нам зайти и задать дополнительные вопросы.
В этот момент все мысли были направлены на решение вопроса: «Какой бизнес создать?» И нельзя сказать, что никаких идей не было. Как минимум, несколько можно было набрать.
Самая интересная, на мой взгляд, стала открыть свой груминг-салон! Неожиданно, правда? Но у данного выбора есть простое объяснение!
Расскажу кратко. Когда я учился, был предмет «Менеджмент», по которому должен был разработать свой потенциальный бизнес-план. А так как у меня на тот момент уже был пёс Тагри, то идея не заставила себя долго ждать! Тем более, рядом со мной было много соседей, у которых жили собачки преимущественно мелких пород. Для них наличие хорошего груминг-салона очень актуально. Так и появился мой учебный бизнес-план по открытию груминг-салона.
К сожалению, данную идею пришлось быстро отбросить, так как она требовала значительных затрат. А мне хотелось потратить только то, что будет выделено в качестве подъемных. И, ещё немного поразмыслив и отобрав ещё несколько вариантов, остановился на репетиторстве!
Составление и защита бизнес-плана
Уже думать о трудоустройстве на официальную работу желания не было. Все мысли были направлены только на составление бизнес-плана.
Что я хочу преподавать? В каком формате? Что для этого нужно? Ответы на эти и другие вопросы было необходимо отразить в плане. А также указать максимально точную сумму трат, равную размеру подъемных.
Мне пришлось приезжать не один раз, так как были и правки, и корректировка планируемых трат. Оказывается, не всё можно купить на средства, выделяемые государством.
Далее была защита бизнес-плана перед комиссией. На удивление, я был не один. А повторяющихся проектов не было совсем! Кстати, именно тогда впервые узнал, что есть люди, которые из дома занимаются индивидуальной разработкой туристических маршрутов.
Договор с Центром занятости
После защиты проекта, ответов на все интересующие комиссию вопросы, заключается договор с Центром занятости сроком на один год. После чего происходит перечисление «подъёмных». Однако в течение ближайшего времени необходимо потратить денежные средства, выделенные для старта дела. Кроме того, мне удалось получить дополнительные средства для регистрации ИП в налоговой, а также для создания своей собственной печати.
В чем главная суть договора с Центром занятости?
Договор с Центром занятости — гарантия того, что человек будет реально работать. Как написал выше, он заключается на один год, в течение которого будущий предприниматель обязуется не закрывать открытое ИП или ООО. В противном случае придется возвращать все выделенные денежные средства. Аналогично, по договору необходимо и «подъемные» потратить в ближайшие сроки, что прописано в документе.
Кроме того, для подтверждения своей деятельности мне было необходимо высылать фотографии. Так приходилось просить родителей, чтобы они фотографировали меня с их детьми во время проведения занятий. С другой стороны, эти кадры были и полезны для меня, так как впоследствии некоторые из них прикрепил к своему портфолио репетитора на одной из площадок по поиску учеников. Если что, все родители были предупреждены об этом.
На что потратил выделенные средства?
Не хочу никого обманывать, признаюсь сразу, точных сроков не помню, но, кажется, в течение 30 дней я должен был потратить все шестьдесят тысяч рублей на то, что прописал в бизнес-плане, а сканы чеков предоставить в Центр занятости. Так я купил:
- много печатных материалов по математике, русскому и английскому языку,
- МФУ для печати и сканирования различных дополнительных материалов,
- планшет.
Забегая вперед, скажу, что МФУ и планшетом пользуюсь до сих пор в работе, а вот большинство печатных материалов, к сожалению, так и не пригодились.
Еще немного про открытие ИП на моем примере
Так как я собирался работать репетитором, сразу решил, что открывать ИП — лучшее решение! ООО или ОАО, а уж тем более ЗАО создавать смысла не видел никакого. Только одни дополнительные траты, к которым не был готов, и много подготовки. Чего только стоит написание устава организации. А стать самозанятым на тот момент не представлялось возможным, так как в то время такого понятия еще не было.
Конечно, кто-то скажет, что много репетиторов и так нормально работает. Но мне хотелось, чтобы всё было официально! Кроме того, я решился открывать ИП еще и потому, что на тот момент была возможность в течение первых двух лет не отчислять налоги, если выбрана патентная система налогообложения (именно эту и выбрал).
Как я работал и сколько времени
Когда вся бюрократия закончилась, и я получил статус ИП, началась моя деятельность репетитора! Учеников находил по знакомым учителям, через «сарафанное радио», а также с помощью специализированных интернет-площадок, которые только начали появляться и развиваться.
Ко всем своим ученикам первое время я добирался сам. Кто-то был в городе, где я жил, к некоторым приходилось ездить. А спустя некоторое время мне удалось снять помещение для работы. Мне очень повезло, что арендовал вместе с коллегой с последнего места работы. Благодаря этому мне удалось платить самый минимум в месяц, так как появлялся там буквально на два-три часа в течение всей недели. Но это продолжалось недолго, так как потом пришлось смещать график занятий, который не совпадал с рабочим временем коллеги.
В таком режиме проработал чуть меньше года. Но нет, я не закрыл ИП. Как минимум, из-за того, что еще действовал договор с Центром занятости. Мне пришлось снова устроиться на работу. А куда устроился и как дальше работал, я расскажу в одной из следующих статей! Поэтому подписывайтесь на канал, чтобы ее не пропустить!