Рассказ основан на реальных событиях.
1975 год
- Ты никогда не будешь с Катей! - властная и суровая женщина сердито смотрела на своего старшего сына Василия. - Подумать только, влюбился он! Забудь об этой девчонке, она нам не ровня!
- Нам - это кому? - усмехнулся Василий.- Мы не в высших кругах вертимся. Ты - учитель русского языка и литературы, отец - майором в милиции служит. Мы обычная советская семья. Мы живём все в одном дворе, в нашей стране все равны!
- Ещё раз повторю - она нам не ровня! Отец слесарем работал, да спился и замёрз в сугробе. Мать уборщицей в двух местах работает, оттого, что ума не хватило получить образование. Думаешь, Катя лучше будет? Да она одни тройки хватает!
- Это потому что ты занижала ей оценки. Мама, как ты можешь? - спросил Вася с укором. - Ты же педагог, советская женщина, ты другое должна говорить.
- Должна. Но сын мой не будет встречаться с девушкой из такой семьи. На этом разговор окончен. И вообще, о какой любви может идти речь, если ты поступаешь в военное училище?
- Я ещё не решил... Мне надо подумать.
- И думать нечего. Ты пойдешь туда. И Алёшка тоже пойдет учиться туда, куда я скажу.
- Тоже в военное?
- Тоже. И вы потом мне еще спасибо скажете.
Василий лишь тяжело вздохнул. С матерью и правда спорить бесполезно. Вера Ивановна очень строгий человек. Она не только в школе строит всех, но и дома. Муж и сыновья уже давно поняли, что уж лучше смириться, чем пытаться доказать свою правоту.
На следующий день, когда Василий с отцом уехали подавать документы в военное училище, Вера Ивановна направилась к дому напротив. Постучав в обшарпанную дверь, женщина услышала торопливые шаги.
- Ой, Вера Ивановна, здравствуйте. А вы по какому делу к нам? Учеба ведь окончена, Катюша больше не ваша ученица, - хозяйка квартиры недоуменно посмотрела на учительницу.
- А я не по учебному вопросу пришла, а по личному. Вот что я хочу сказать вам и Кате: на сына моего не рассчитывайте, нам такие родственники не нужны! Я хочу здоровых и умных внуков. Мне не нужна в невестки дочь необразованных родителей. К тому же я не забыла при каких обстоятельствах умер ваш муж. Замёрз возле гаражей, я ничего не путаю?
- Не путаете, - тихо ответила женщина и начала закрывать дверь.- До свидания.
Вера Ивановна вышла из подъезда и направилась к своему дому. Лишь раз она оглянулась и увидела грустный взгляд Кати, смотрящий на неё из окна.
Вера Ивановна вскинула голову и продолжила свой путь. Ничего, пройдёт глупая влюблённость. Кто не переживал детскую любовь?
****
Через год на летних каникулах Вера Ивановна возглавила летний лагерь. Там же отдыхал и набирался сил перед новым учебным годом её младший сын Алексей, ученик седьмого класса.
Она была довольна - младший сын при ней, старший вот-вот должен на каникулы домой приехать. Может быть он выкинул из головы свою Катьку? Та, к слову, вняла предупреждениям Веры Ивановны и избегала встречи с Василием. Прошлым августом Катя уехала. Возможно, на учёбу в другой город. Вася, конечно, переживал, но обучение отвлекло его, появились новые друзья.
Вера Ивановна боялась, как бы Катя не приехала на каникулы домой, вот и придумала так, чтобы и для Василия в лагере на лето работа нашлась.
Он приехал в лагерь такой красивый! Вытянулся, стал ещё выше, возмужал, форма ему шла необыкновенно.
Через неделю Вера Ивановна радостно потирала руки - к врачу, который работал в летнем лагере, дочка приехала. Аня училась в медицинском институте, красавица, умница. Едва Анна увидела Василия, как тут же стало понятно - парень ей понравился.
Она глаз с него не отводила.
Вот Вера Ивановна и решила их свести вместе.
- Мама, ты думаешь, я не понимаю всех твоих усилий и хитростей? Мне Аня, конечно, нравится, но люблю я Катюшу.
- И где твоя Катюша сейчас? - хмыкнула мать, но тут же осеклась под суровым взглядом сына. - Вася, на Катьке свет клином не сошёлся, смотри, сколько девушек кругом красивых, умных, целеустремлённых! Неужели тебе сложно сходить с Аней погулять после отбоя?
- Не сложно.
- Вот и иди. Я Ане сказала, что ты её позвал на прогулку, она будет тебя ждать. А не придёшь, обидишь девушку.
- Зачем? Зачем ты это сделала? Не нужно никогда и никому вместо меня встречи назначать.
После отбоя Василий пошёл гулять с девушкой, боясь, что она обидится. Собеседником она и правда была интересным, и красивой она была. Только мысли все были заняты Катюшей...
****
Весь следующий учебный год Аня приходила в дом Веры Ивановны в те дни, когда Василий приезжал к родителям. Женщина постаралась сделать так, чтобы молодые как можно больше общались. А когда Василий окончил второй курс и приехал домой, его ждал сюрприз - за накрытым столом сидели его и Анины родители, и сама девушка занимала место рядом со свободным стулом, на который ему предстояло сесть.
Сидели, ели, пили, как вдруг отец Ани произнёс, подмигивая Вере Ивановне:
- Что-то давненько я на свадьбе не гулял, может быть устроим праздник, поженим наших молодых?
Аня вспыхнула от смущения и с любовью посмотрела на Василия. Парень же почувствовал себя загнанным в ловушку. Наверняка Петр Иванович с матерью договорился и устроили этот цирк за столом. Но что он скажет? Откажется? Разразится скандал, а тут ещё мать сурово смотрит на него и Аня... Бедная Аня, в её глазах столько надежды.
Он кивнул. Да, будь что будет, мать с отцом давно всё за него решили. И другую невестку, ту, которую бы он выбрал сам, не приняли бы.
****
1993 год. Октябрь. Подмосковье.
- Что ты сказал? - Аня непонимающе смотрела на мужа.
- Ты никогда не была глухой, отчего же сейчас делаешь вид, что ничего не расслышала?
- Я думала, что мне показалось. Вася, ты хоть понимаешь, какие последствия могут быть?
- Прекрасно всё понимаю. И да, меня уволили со службы...- он подошёл к шкафчику, вытащил бутылку и гранёный стакан.
Аня швырнула тарелку об пол и ушла в комнату, громко хлопнув дверью.
А Василий лишь усмехнулся. Хватит, он больше не будет подчиняться ни чьим приказам и желаниям. Хватит! Да 35 лет жил по чужой указке, слушая сперва мать с отцом, потом командиров.
И к чему пришёл? Мать мечтала внуков умных да красивых нянчить, да только за 16 лет совместной жизни Аня так и не родила ему ребёнка. После окончания училища его направили в Подмосковье. Аня поехала вслед за мужем, переведясь в другой город учится. Получив образование врача, устроилась в местную поликлинику терапевтом, он же служил в танковых войсках. Они получили квартиру. Вроде все хорошо, но вот так и не мог Василий полюбить Анну. Уважал, заботился, почитал супругу, баловал, но не любил. Он всегда думал о Катюше.
Катя... Она выучилась на повара и вернулась в родной город. Теперь работала в заводской столовой, вышла замуж, родила дочь.
Приезжая к матери, Василий узнавал новости от мамы Кати. Все у неё вроде было до прошлого года. А год назад его Катюша развелась и ушла от мужа, забрав с собой дочурку.
Сердце его рвалось к ней, но у него уже есть Аня. Жена, которая так и не смогла родить ему ребёнка.
А с сегодняшнего дня жизнь Василия изменилась. Он подал рапорт на увольнение, потому что отказался выполнять приказ. Он не стал стрелять по Белому дому, за что его и уволили из танковых войск.
- И как мы теперь жить будем? - Аня вновь появилась на кухне со следами слёз на глазах.
- Как-нибудь проживём. - равнодушно ответил он.
- Надо отцу твоему позвонить, он что-нибудь придумает.
- Не смей никому звонить! - Василий стукнул кулаком по столу. - Хватит, я сам все решу.
- Что ты решишь? - Аня насмешливо посмотрела на него.- Ты вон уже, нарешал. Теперь всей семьёй разгребать придётся.
- А не надо ничего разгребать, и решать за меня ничего не надо. Всю жизнь все и всё за меня решали, хватит, я сам теперь буду своим умом.
- Ага, как же! Если бы ты решал своим умом, я бы ещё лет пять ждала бы предложения.
- И не дождалась бы... - тихо ответил Василий.
- Что? Ты хочешь сказать, что не женился бы на мне?
- Аня, ты вроде не глупая женщина и все понимаешь. Да, я женился на тебе, потому что не выдержал напора родных. Но я хоть раз говорил тебе, что люблю? Хоть раз?
- А я вот говорила и я тебя любила... - Аня села рядом с ним и сложила руки на столе.
- Ключевое слово - любила. Если бы я был уверен, что ты до сих пор меня любишь, то не завёл бы этот разговор. Но ты меня уже давно не любишь и, думаю, нет больше смысла мучить нас обоих.
- К чему ты ведёшь?
- К тому, что нам надо развестись. Я уеду к матери, тебе оставлю эту квартиру. Только отпусти меня, нет больше сил так жить.
Аня ничего не ответила, она вышла из кухни в коридор, оделась и пошла на улицу.
Она шла и думала, что Василий прав. Хватит мучить их обоих. Она и правда его разлюбила...
Через несколько дней поезд привёз Василия на станцию в родной город, где он родился, учился и любил. Теперь он не будет глупцом и больше никогда и никому не позволит влезать в его жизнь.
****
Василий имел некоторые сбережения, да и Катя после смерти матери осталась её единственной наследницей. Поэтому они решили продать однокомнатную квартиру Екатерины, сложить эти деньги со сбережениями Василия и купить квартиру с двумя комнатами в доме, где жили родители Васи. Только в соседнем подъезде.
Как же Вера Ивановна рвала и метала, когда вернувшийся сын снова "спелся" с Катей. Разведёнка, с дочкой на руках, повариха в столовой. О такой ли невестке она мечтала?
- Твоя мечта, мама, осталась в Подмосковье. Как видишь, за столько лет брак не принёс нам ничего, кроме равнодушия друг к другу. Детей нет, так что ничего нас не связывало.
- Но почему она? Почему нельзя было найти другую женщину?
- Потому что я до сих пор люблю её, а она любит меня, - ответил Василий. - И хватит лезть в нашу жизнь! В конце концов, чем я сейчас лучше неё? Уволенный со службы военный, лишившийся погонов? Не забыла ли ты, мамочка, что я не могу теперь найти нормальную работу и вынужден разнорабочим на заводе пахать? У меня есть другое образование? Нет, я ничего больше не умею. Оставь свои амбиции, ни к чему они теперь. И да, как бы ты не была против, но мы с Катей женимся.
Василий жестко поговорил с матерью и наконец она поняла, что больше командовать сыном не получится.
И всё же Катя для неё была будто красная тряпка для быка. Всё, что не происходило - вина этой несчастной женщины.
***
1998 год.
- Опять напился! Видела я, в каком состоянии мой сын шёл по двору, - с громкими криками ворвалась в их квартиру Вера Ивановна. - Что же ты за жена такая, которая не может мужа от бутылки отвадить?
- Я ему это покупаю? - возмутилась Катя. - Или я ему это пойло в рот вливаю? Мне это так же, как и вам, не нравится. Только он меня не слушает.
- Он и меня не слушает. Но ты жена, лаской и нежностью должна уговаривать.
- Где уж мне противостоять против десятка мужиков, которые его на это поговаривают? Он уже таким домой приходит!
- Вот если бы ты родила ему ребенка, то Вася вёл бы себя по другому.
- И тут я виновата? - усмехнулась горько Катя. - У меня, как вы могли заметить, есть дочь Юленька. А вот у Васи за шестнадцать лет брака так и не было детей.
Вера Ивановна, проигнорировав последнее замечание невестки, прошла в комнату, где сидел её сын, пьяно ухмыляясь.
- Да уж, видок. И что же ты, сын, отмечал?.
- Так пятница же сегодня, мама, - Василий рассмеялся.
- А вчера что было?
- Мама, иди к отцу, он наверняка опять ужинает сухомяткой. Оставь меня. И не приходи, пока я тебя не позову.
Вера Ивановна вскочила и, пробежав мимо нелюбимой невестки, отправилась к себе домой.
Она винила Катю за то, что её сын катится в пропасть. Мол, у хорошей жены муж пить не будет.
Только вот не знала она, что Катя плачет по ночам и просит мужа поменять место работы или зашиться.
А Василий пил часто и много, будто отрываясь от реальности. Будто оплакивая свои потерянные годы с нелюбимой женой, будто оплакивал он утраченные погоны и звание, и смотрел теперь на жизнь без оптимизма, каждый день идя на работу на завод, где он вот уже пять лет работает.
И мать ещё постоянно брата Лёшу в пример ставит. Вот, мол, тоже со службы ушёл, без семьи остался, но взял себя в руки, в охранной фирме работает. Так отчего Вася так не может?
А Вася не мог. Его уже давно сломали и давно жизнь для него утратила краски. Единственный лучик солнца - Катя и её дочь Юля. Да только и это уже не та юношеская любовь. Тут уже одна бытовуха и впереди беспросветная серость. Оттого Василий и взялся за бутылку.
Субботним утром явился отец и сердито растолкал сына.
- Вставай.
- Куда? - Не понял он.
- Пошли со мной, кое-что тебе покажу.
Отец привёл сына в гараж, распахнул створки и Василий увидел бежевый Жигулёнок.
- Ты машину себе купил?
- Нет, эту машину мы с матерью купили тебе. Но ездить ты на ней будешь только после того, как закодируешься. Сил нет смотреть, до чего ты доводишь себя и всех своих близких. Не пей, сын, я прошу тебя. Мы ведь зла не желаем тебе. И с завода уходи, пойдёшь водителем на развоз хлеба...
Василий посмотрел на машину, а потом на взгляд отца. Тоскливый и затравленный взгляд у него был, полный боли и отчаяния. Василию стало жаль его. Как же отец постарел и осунулся за последние годы...Он не реагировал на материны просьбы, но отец... Столько скорби было в его лице.
- Хорошо, папа, - произнёс он медленно и кивнул. - Даю тебе слово, я не буду больше пить.
- Но к врачу мы всё равно пойдём. Так нам с матерью будет спокойнее.
****
Василий сдержал слово. Он больше не пил. Отец отдал ему ключи от машины, устроил его на хлебозавод и вроде, казалось, жизнь налаживается.
Только вот жизнь эта долгой не была. Через несколько месяцев после того, как Василий бросил пить, он умер. Внезапно и быстро. Шел человек к своему гаражу, почувствовал себя плохо, сел на землю и закрыл навечно глаза. В возрасте сорока лет его не стало.
На похоронах, глядя на вдову сына, Вера Ивановна разрыдалась. Она поняла, что совершила самую большую ошибку в своей жизни, когда решила, что лучше знает, как жить её сыну. Если бы она однажды не сделала так, чтобы Катя и Василий расстались, если бы она позволила сыну самому выбрать, кем ему стать, возможно, он был бы счастлив. Он бы не пил и сберег своё здоровье. И сейчас был бы жив...
Она перевела взгляд на Алексея и вздохнула. Еще один сын, еще одна поломанная судьба.
ПРОДОЛЖЕНИЕ