Найти в Дзене
sevprostor

Унизительная традиция, поразившая русского в Норвегии (а финнов в России)

В своем глазу бревна эти люди не видели, или что? Надеюсь, этот обычай кляли везде, независимо от территориальной принадлежности. А то, иначе, может выглядеть немного лицемерно.

Недавно на дзене я писала про "унизительный российский обычай", который неприятно поразил финнов.

О нем, например, рассказывал Лённрот (автор Калевалы) при нахождении в Ухте (той, что в Карелии) в 1834 году:

"У здешних людей есть досадный обычай, возможно он восточного происхождения: желая особо почтить кого-нибудь, они падают ниц перед ним. Каждый раз, когда мне оказывали такую честь, я говорил людям, что нельзя так унижаться, но мои замечания не действовали на них.
В этом году во время зимней ярмарки я оконфузился из-за одного вокнаволокского мужика, который упал мне в ноги: я не успел поднять его, как вошли мои знакомые, и им это дало повод для насмешек".


А вот что писал Инто Конрад Инха, путешественник и исследователь карельских рун, в 1896 году, во время путешествия по российской части Карелии и знакомства с карелами:

"Постоянные поклоны, особенно обычай кланяться в ноги — это ведь все равно что ползать по земле — производят тягостное впечатление. Я испытывал это сам во время свадьбы Окахви, нашей знакомой."
...
"Невесту с покрытыми большим платком глазами подводят к жениху, и она трижды глубоко кланяется ему. Выдающий держит краткую речь, в которой дает советы жениху и невесте".
При этом давят на голову, чтобы поклон был более глубоким.
...
"Мало того, что молодуха трудится, она должна еще всякий раз, приступая к новой работе, просить на это разрешения у матери мужа, кланяясь ей в ноги, если конечно старая хозяйка жива".
...
"Своеобразный обычай обязывает молодуху всякий раз отвешивать после свадьбы особо глубокие поклоны из положения стоя всем встречным, за исключением детей. Однажды, когда я гулял по деревне, идущая мне навстречу женщина остановилась примерно в трех саженях и начала кланяться. Я всмотрелся, она была мне незнакома, и я подумал, что она просит денег. Но вдруг вспомнил этот обычай. Я ответил подобающим в таких случаях приветствием... Я успел удостоиться с полдесятка таких поклонов. Столько же пришлось и на долю моего товарища".

Такой обычай поклонов, в виде уважительного приветствия, был распространен по всей Российской империи, но если говорить о севере, то практиковался не только описанными тут карелами, но и поморами.

Поморки
Поморки
"У поморов имелся традиционный набор приветствий, обращений, форм общения – рабочих и гостевых, т.е. стандартов общения. Так, у поморов социальная разница сказывалась в жестах и формулах приветствия: "большим обычаем" – поклоном до земли – могли приветствовать духовное лицо, богатого односельчанина, "малым обычаем" поклоном в пояс – обменивались ровни, "отдавали" его при входе в чужую избу, жена кланялась мужу, женщины – мужчинам..."


Не важно, как к этому мы относимся, как к дикости, или традиции.
В прошлой статье мнения читателей радикально разделились, одни говорили, мол, в Азии и сейчас кланяются, и никого это не смущает. Другие возмущались, что да, это унижение.

Не суть, меня позабавило вот что. Примерно в этот же период, что финские путешественники возмущались унизительным женским поклонам в России, русский путешественник удивлялся поклонам в Норвегии, а также тому, как унизительна традиция прислуживания женщинами у стола (как будто в России такого не было).

Вот, цитата В. И. Немировича-Данченко, из публикации "Страна Холода", 1877 г. События происходят в норвежском городе Вардё.

"За обед сели: хозяин отеля (этот патриархальный обычай существует во всех гостиницах северной Норвегии), три какие-то норвежца, во все время не говорившие ни слова, несколько русских поморов, да два английские лорда – Кемпбелл и Грагам, путешествовавшие по Норвегии и сбиравшиеся осмотреть Мурман, Беломорье и Архангельск. Болтали за столом только англичане, да я. Остальные точно были немы. Норвежцы даже с удивлением смотрели на нас, не понимая, как можно есть и говорить в одно и то же время.
Прислуживала за столом жена хозяина. Этот скверный, унижающий женщин обычай существует во всей Норвегии.
Там, где есть дочери – прислуживают они. Нас, разумеется, это коробило.

М-м Гансен обыкновенно передавала блюдо кому-нибудь из сидевших; тот, взяв себе известную часть, передавал блюдо соседу, с церемонными поклоном; сосед кланялся в ответ и брал блюдо. Некоторые даже привставали при этом.

Эти высокоторжественные поклоны так надоели, что конца обеда я ждал как особенного счастливого события. Что мне понравилось – так это обычай норвежцев по два и по три раза обносить одним и тем же блюдом. Тут нет порций, а всякий ест сколько хочет. Большая часть кушаний состоит из рыбы. Суп приготовляется из прессованного бульона, с одиноко плавающим в нем кусочком моркови. Свежего мяса во всей северной Норвегии не достать. Его возят сюда русские пароходы и русские суда. Лакомством считается здесь даже свежая оленина.
За обед взяли с меня три урта (75 к.) и наконец освободили от этих церемонных поклонов и взаимных одолжений.


Ниже, просто для иллюстрации, фотографии поклонов карелов, жителей Российской империи.

Карелы
Карелы
Карелы
Карелы
Карелы
Карелы
Карелы
Карелы
-6