Речь пойдет о 19 веке, хотя обычай этот очень старый. Финны, оставившие воспоминания: это Элиас Лённрот — финский лингвист, фольклорист, собиратель и составитель карело-финского эпоса «Калевала». А также Инто Конрад Инха — финский фотограф, писатель, переводчик и журналист.
Лённрот путешествовал по российской части Карелии в 1828-1842 годы, а Инха в 1896 году (все фото в статье сделал он в то время). Оба эти исследователя собирали карельские руны (традиционные песни) и интересовались местными традициями и бытом.
Да, в 19 веке Финляндия была частью Российской империи. Но давайте разграничим территорию на "финскую" и "российскую" часть уже на обсуждаемый период, для простоты понимания.
Итак, обоих финнов смутило то, что "на российской стороне" люди им кланялись до земли, и даже порой звали "богом". Такое почитание они считали унизительным.
Меня это удивило, получается, по крайней мере в 19 веке кланялись только на российских территориях, а на финских этого обычая почему-то не было.
Вот несколько цитат этих авторов. Первые от Лённрота. Он был по образованию врачом, поэтому во время путешествия к нему часто обращались за помощью. Был даже случай, когда он вырезал глазное яблоко десятилетней девочке. Оно раздулось до размера куриного яйца и выпирало из глазницы.
"Мать девочки после операции "припала лицом к земле и выразила свою радость словами "Вы сам бог, раз избавили от этого горя".
Лённрот тогда написал:
"Таких почестей на мою долю еще не выпадало, и эта хвала показалась мне крайне странной. Однако я должен указать одно обстоятельство, которое снижает ценность почести, которой я удостоился, а именно: здесь люди иногда награждают обычных деревенских заклинателей и знахарей титулом "полубога" или "идола".
Любопытно, что люди, которые вроде как являлись православными, не считали кощунством, звать колдуна (знахаря) идолом или богом. Ну и врача тоже.
Но написать я хотела о другом, хотя и связанном обычае почитания. О поклонах. Именно поклоны финны считали крайне унизительным и странным действием.
Как писал Лённрот о нахождении в Ухте в 1834 году:
"У здешних людей есть досадный обычай, возможно он восточного происхождения: желая особо почтить кого-нибудь, они падают ниц перед ним. Каждый раз, когда мне оказывали такую честь, я говорил людям, что нельзя так унижаться, но мои замечания не действовали на них.
В этом году во время зимней ярмарки я оконфузился из-за одного вокнаволокского мужика, который упал мне в ноги: я не успел поднять его, как вошли мои знакомые, и им это дало повод для насмешек".
А вот что писал Инто Конрад Инха в 1896 году:
"Постоянные поклоны, особенно обычай кланяться в ноги — это ведь все равно что ползать по земле — производят тягостное впечатление. Я испытывал это сам во время свадьбы Окахви, нашей знакомой."
"Невесту с покрытыми большим платком глазами подводят к жениху, и она трижды глубоко кланяется ему. Выдающий держит краткую речь, в которой дает советы жениху и невесте".
При этом давят на голову, чтобы поклон был более глубоким.
Тут также невеста, вероятно, кланяется родителям (своим или мужа?).
"Мало того, что молодуха трудится, она должна еще всякий раз, приступая к новой работе, просить на это разрешения у матери мужа, кланяясь ей в ноги, если конечно старая хозяйка жива".
"Своеобразный обычай обязывает молодуху всякий раз отвешивать после свадьбы особо глубокие поклоны из положения стоя всем встречным, за исключением детей. Однажды, когда я гулял по деревне, идущая мне навстречу женщина остановилась примерно в трех саженях и начала кланяться. Я всмотрелся, она была мне незнакома, и я подумал, что она просит денег. Но вдруг вспомнил этот обычай. Я ответил подобающим в таких случаях приветствием... Я успел удостоиться с полдесятка таких поклонов. Столько же пришлось и на долю моего товарища".
Даже свадебные причитания обязательно оговаривали поклоны:
"Коль в дому другие нравы,
Этим нравам подчиняйся,
...
Если свекр как волк в углу,
Как медведь свекровь в закуте,
Честь оказывай ей также,
Кланяйся еще пониже,
...
Коль гадюкой деверь в доме,
честь оказывай все также,
Кланяйся еще пониже".
В общем, поклоны сопровождали всю жизнь людей, и мужчин и женщин, причем кланялись не только из положения стоя, но и практически лежа на земле. Удивительно, что нам это кажется унизительным сейчас, а финны считали унизительным уже в первой половине 19 века.