Найти в Дзене
sevprostor

Унизительный обычай, который смущал финнов в Российской империи

Речь пойдет о 19 веке, хотя обычай этот очень старый. Финны, оставившие воспоминания: это Элиас Лённрот — финский лингвист, фольклорист, собиратель и составитель карело-финского эпоса «Калевала». А также Инто Конрад Инха — финский фотограф, писатель, переводчик и журналист.

Лённрот путешествовал по российской части Карелии в 1828-1842 годы, а Инха в 1896 году (все фото в статье сделал он в то время). Оба эти исследователя собирали карельские руны (традиционные песни) и интересовались местными традициями и бытом.

Да, в 19 веке Финляндия была частью Российской империи. Но давайте разграничим территорию на "финскую" и "российскую" часть уже на обсуждаемый период, для простоты понимания.

Итак, обоих финнов смутило то, что "на российской стороне" люди им кланялись до земли, и даже порой звали "богом". Такое почитание они считали унизительным.

Меня это удивило, получается, по крайней мере в 19 веке кланялись только на российских территориях, а на финских этого обычая почему-то не было.

Вот несколько цитат этих авторов. Первые от Лённрота. Он был по образованию врачом, поэтому во время путешествия к нему часто обращались за помощью. Был даже случай, когда он вырезал глазное яблоко десятилетней девочке. Оно раздулось до размера куриного яйца и выпирало из глазницы.

"Мать девочки после операции "припала лицом к земле и выразила свою радость словами "Вы сам бог, раз избавили от этого горя".

Лённрот тогда написал:

"Таких почестей на мою долю еще не выпадало, и эта хвала показалась мне крайне странной. Однако я должен указать одно обстоятельство, которое снижает ценность почести, которой я удостоился, а именно: здесь люди иногда награждают обычных деревенских заклинателей и знахарей титулом "полубога" или "идола".


Любопытно, что люди, которые вроде как являлись православными, не считали кощунством, звать колдуна (знахаря) идолом или богом. Ну и врача тоже.

Но написать я хотела о другом, хотя и связанном обычае почитания. О поклонах. Именно поклоны финны считали крайне унизительным и странным действием.

Как писал Лённрот о нахождении в Ухте в 1834 году:

"У здешних людей есть досадный обычай, возможно он восточного происхождения: желая особо почтить кого-нибудь, они падают ниц перед ним. Каждый раз, когда мне оказывали такую честь, я говорил людям, что нельзя так унижаться, но мои замечания не действовали на них.
В этом году во время зимней ярмарки я оконфузился из-за одного вокнаволокского мужика, который упал мне в ноги: я не успел поднять его, как вошли мои знакомые, и им это дало повод для насмешек".

А вот что писал Инто Конрад Инха в 1896 году:

"Постоянные поклоны, особенно обычай кланяться в ноги — это ведь все равно что ползать по земле — производят тягостное впечатление. Я испытывал это сам во время свадьбы Окахви, нашей знакомой."

На фото та самая Окахви. 1896 год. Автор Инха Конрад
На фото та самая Окахви. 1896 год. Автор Инха Конрад
"Невесту с покрытыми большим платком глазами подводят к жениху, и она трижды глубоко кланяется ему. Выдающий держит краткую речь, в которой дает советы жениху и невесте".

При этом давят на голову, чтобы поклон был более глубоким.

Невеста кланяется жениху. 1896 год. Автор Инто Инха Конрад
Невеста кланяется жениху. 1896 год. Автор Инто Инха Конрад

Тут также невеста, вероятно, кланяется родителям (своим или мужа?).

Имитация свадебного обряда. Глубокий поклон. 1926-1927 год. Карелия. Автор фото Капица.
Имитация свадебного обряда. Глубокий поклон. 1926-1927 год. Карелия. Автор фото Капица.
"Мало того, что молодуха трудится, она должна еще всякий раз, приступая к новой работе, просить на это разрешения у матери мужа, кланяясь ей в ноги, если конечно старая хозяйка жива".
На фото как раз этот поклон молодухи своей свекрови. 1896 год. Инто Инха Конрад
На фото как раз этот поклон молодухи своей свекрови. 1896 год. Инто Инха Конрад
"Своеобразный обычай обязывает молодуху всякий раз отвешивать после свадьбы особо глубокие поклоны из положения стоя всем встречным, за исключением детей. Однажды, когда я гулял по деревне, идущая мне навстречу женщина остановилась примерно в трех саженях и начала кланяться. Я всмотрелся, она была мне незнакома, и я подумал, что она просит денег. Но вдруг вспомнил этот обычай. Я ответил подобающим в таких случаях приветствием... Я успел удостоиться с полдесятка таких поклонов. Столько же пришлось и на долю моего товарища".
Молитва перед отправлением под венец.
Молитва перед отправлением под венец.

Даже свадебные причитания обязательно оговаривали поклоны:

"Коль в дому другие нравы,
Этим нравам подчиняйся,
...
Если свекр как волк в углу,
Как медведь свекровь в закуте,
Честь оказывай ей также,
Кланяйся еще пониже,
...
Коль гадюкой деверь в доме,
честь оказывай все также,
Кланяйся еще пониже".

Перед отправлением из отчего дома невеста перед свадьбой кланяется на все стороны света, прося у полей, лугов, садов и воздуха прощения за грехи.
Перед отправлением из отчего дома невеста перед свадьбой кланяется на все стороны света, прося у полей, лугов, садов и воздуха прощения за грехи.

В общем, поклоны сопровождали всю жизнь людей, и мужчин и женщин, причем кланялись не только из положения стоя, но и практически лежа на земле. Удивительно, что нам это кажется унизительным сейчас, а финны считали унизительным уже в первой половине 19 века.

Наиболее легкий вериант поклона, просто склонив голову
Наиболее легкий вериант поклона, просто склонив голову