Вчера суд удовлетворил наш иск о лишении родительских прав, и это было необычно, особенно в условиях нынешнего курса на укрепление семьи.
Во-первых, отец платил алименты. Считал, что добросовестно платил, потому что претензий к нему не высказывали. Как суд взыскал при разводе 11 лет назад, как исполнительный лист направили приставам, как пристав положил его в папочку и вбил информацию в базу - так и забили на это. 3250 с копейками рублей/месяц, ровно 1/4 официального дохода - и никаких заявлений, никаких возмущений со стороны взыскателя, никаких задолженностей... Красота же!
На деле же мать сказала, что отсутствие алиментов - адекватная плата за то, чтоб его больше не видеть и чтобы он не беспокоил их с сыном никогда. Поэтому и нет претензий, возмущений и требований, как и задолженностей.
Во-вторых, отношения с БЖ и БР были нейтральными. Никто никого не трогал, не беспокоил и не колыхал своими претензиями, призывами, обвинениями и требованиями. Проще говоря - разбежались и забыли друг о друге. Очень удобно было, до прошлого года.
В прошлом году мать решилась на лишение прав. Потому что, как она пояснила "что он есть - что нет его, а теперь это нужно закрепить юридически". И подала иск в суд.
Таким образом, мы получили ситуацию, когда отец формально ничего не нарушает, формально исполняет обязанности по содержанию ребёнка, а в реальности уже лет 10 отсутствует в жизни сына. И всех всё устраивало, чё началось-то опять. И дальше бы продолжалась эта тишь да благодать, если бы не иск.
Я хочу - мне не дают
После иска отец очень активизировался. Правда, исключительно в рамках судебных заседаний и переписки.
В суде мы узнали, что он как ушёл в сыновние 2 года, так всю жизнь мечтал вернуться. Что мешало?
Ну, например, "кислая рожа жены" и "злобный тесть" стали непреодолимым препятствием, чтобы навещать сына или хотя бы погулять с ним в парке. Потом препятствием стало то, что бывшая жена не брала трубку, отделываясь перепиской в мессенджере. Да и в переписке ограничивалась тремя фразами: "да", "нет", "как хочешь". Ну кто ж так общается с отцом ребёнка! Ему обидно, и поэтому он тоже прекратил писать, раз все такие гордые.
Затем мы все узнали, что он ждал, когда ребёнок "дорастёт до возраста понимания", чтобы отец смог с ним хоть "чем-то заниматься как мужчина". Чтобы можно было объяснить, что все 10 лет папа следил за ним из-за угла не забывал о сыне, хоть и не подавал признаков жизни сигналов к общению. Просто мама вот такая необщительная, а папа - он терпеливый. И вот, наконец, дождался возраста сына, когда можно общаться без посредничества мамы - и теперь обязательно начнёт общаться. При одном условии.
Учитывая, что сын его уже не помнит, то мать должна сделать так, чтобы отец смог с ним общаться именно как отец с сыном. То есть, мать должна как-то объяснить мальчику, что вот этот незнакомый дядя - это папа. Его нужно теперь так и называть папой, он будет лезть в твою жизнь прививать тебе ценности, а ты его слушайся. Просто потому, что он вдруг решил, что сейчас пора - возраст настал (или что мать подала иск - а я ей фигу, а не лишение прав).
Судья хмыкнул и спросил, что там насчёт алиментов? Не кажется ли отцу, что 3 250 - маловато, особенно при нынешних ценах?
Отец ответил, что опять же - всё зависит от матери. Он готов платить в два и в три раза больше (не смейтесь, ещё рано). Но при условии. Условие такое: мать должна "принять всецелое участие" в налаживании отношений между отцом и сыном. Если мать будет способствовать и стараться - то будут и алименты, и даже подарки сыну на день рождения и новый год. А если нет - то утритесь официальными алиментами. Всё честно - 25%, могу справку об официальных доходах показать...
Тут даже задремавший прокурор оживился и заинтересованно взглянул на нашего папу.
Дальше были разные другие вопросы, в ответ на которые отец либо многозначительно хмыкал и говорил "вы же понимаете", либо отвечал, что у него вообще-то есть и другие дела помимо беганья за бывшей.
В итоге с лета отец был ограничен в правах - судья сказал, что нужно посмотреть на этого прыткого отца, который, бия себя в грудь, обещал общаться и налаживать контакт с сыном и даже поздравить его с ДР подарком. Вдруг и правда БЖ - злыдня, а мужик окажется норм отец?
Чуда не случилось, отец забыл когда у сына ДР. Вся отцовская прыть ушла на два сообщения в мессенджере: "Ну что решили?" и "Так и будешь молчать?". На этом пыл отцовства угас и уступил место крепкой мужской обиде. Через полгода (то есть вчера) отец на суде сказал, что ему всё равно, лишайте. Раз мать такая, то "ничего путнего не выйдет".
Алименты остались те же, статус-кво не изменился. Просто теперь это зафиксировано судебным решением.
Редкий случай лишения прав, где обе стороны оказались довольны результатом.
Хотя дело натолкнуло на вопрос: должна ли мать прилагать усилия к тому, чтобы ребёнок не забыл отца или к тому, чтобы отец смог восстановить отношения, если захочет? И возможно ли восстановить отношения с подросшим ребёнком без участия матери? Жду ваше мнение в комментариях.