Уважаемые подписчики! Предлагаю к прочтению пятую главу моей повести "Первый лишний". Я хочу рассказать вам непростую и увлекательную историю о жизни, дружбе и семье девочки Алины, которая (очень надеюсь) не оставит вас равнодушными. Благодарю вас за внимание к моему каналу, это очень ценно для меня! Приятного прочтения!
Глава 5.
Весело зазвенел звонок с четвертого урока. За окном колыхалась на деревьях свежая зеленая листва, шумел свежий майский ветерок.
- Ура, каникулы! – прокричал одноклассник Алины и одновременно ее бывший сосед по парте Витя Калинин. Подпрыгнув на стуле, мальчик с размаху швырнул на парту синий, изрядно потрепанный букварь.
Инна Владимировна тут же вскинула брови и очень строго посмотрела на него: «Калинин, я бы на твоем месте так не радовалась! Ты хуже всех написал словарный диктант и сегодня остаешься после уроков! Ирина Федина, подойди сюда. Раздай, пожалуйста, работы одноклассникам», — металлическим голосом произнесла учительница и передала отличнице Ире листочки с проверенными диктантами.
Алина пребывала в томительном ожидании. Кажется, еще недавно над ней смеялись одноклассники, за неё краснела мама Тоня на собраниях, и её ругала учитель за то, что она отстаёт от других в учёбе и многого не понимает. И вот, к концу года Алине, наконец, удалось выровнять свой уровень знаний. Алина много времени уделяла чтению книг, повысила качество и технику чтения. Она перестала стесняться ответов у доски и с удовольствием выступала дома перед бабушкой и дедушкой с пересказами прочитанного, декламировала стихи наизусть.
В такие моменты дедушка смотрел на Алину с гордостью, а бабушка называла её артисткой. Девочка тихо сказала своей соседке по парте и подруге Наташе, что с нетерпением ждёт свою оценку, ведь к этому диктанту она вчера готовилась весь вечер. Наташа ответила, что тоже очень волнуется и боится плохой оценки, так как её готовила к диктанту строгая старшая сестра Таня. И вдруг в привычном шуме класса девочки услышали голоса двух хулиганов с задних парт Ильи и Никиты. Они обращались к Вите Калинину:
- Ну и дурак же ты, Калинин!
- Да! Ты дома не выучил какие-то десять слов, и теперь все лето будешь ходить в школу, - дружно посмеялись над провалом Вити два товарища с задних парт – Никита Свиридов и Илья Букин. Они никогда за словом в карман не лезли и вели себя в основном достаточно дерзко.
- Замолчите, сами вы дураки! – обиженно отвечал им Калинин, - Я не буду учиться летом!
- Куда ты денешься?! – ехидно спросили мальчики.
- Меня здесь не будет. Я в деревню уеду на все лето, а может, и на море. Мне мама с папой обещали.
- Никуда-то ты не поедешь. Твоя мамочка еще не знает, что тебя учитель наказала и не отпустила на каникулы! – хохотнул Свиридов.
- Вот-вот, сейчас Инна Владимировна скажет ей про твой диктант, она сама все увидит. И ни деревни, ни каникул тебе, потому что ты глупой, - поддержал своего товарища Букин. Мальчики переглянулись и громко рассмеялись.
Взгляд Калинина застыл, его глаза налились слезами. Витя стал часто дышать и беспокойно дергаться, сидя на месте. Алине на минуту показалось, что ей очень жаль Калинина. Хоть он часто ее и дразнил, и задирал, и мешал учиться на уроках, когда они сидели вместе.
Илья и Никита с интересом смотрели на реакцию одноклассника и не скрывали, что его поведение их очень забавляет. Они громко и демонстративно, под одобрительные смешки отличниц Иры, Маши и Люды продолжали обсуждать товарища:
- Калинин весь год жалуется всем на мамочку. Она его ругает каждый день после школы, - насмехался Букин.
- А он домой приходит и сам ничего выучить не может, - поддакивал ему Свиридов. Спортсмены с соседних парт - Серёжа Еремеев и Толя Попов, которые ходили на карате, тоже включились в беседу.
- Конечно, почти во втором классе, а всё ещё читает по слогам, - свысока сказал Толя, хотя и сам он тоже читал до сих пор примерно на таком же уровне, тоже по слогам. Вот только над его слабыми навыками чтения никто из ребят никогда не смеялся.
- Он не знает, что букварь нужно было читать. Он весь год им в футбол играл! - предположил второй каратист, Серёжа Еремеев. Он и сам много уроков пропустил в этом году и, к тому же, мало книжек прочитал. А также, на своём портфеле и с помощью школьных учебников, он часто демонстрировал товарищам приёмы карате. Но, конечно же, его небрежное отношение к книгам никого в классе не смущало.
- Да, и он такой типа умный - таскает книжки везде с собой, как учёный кот, - не унимался Илья Букин.
— Только это ему не помогает, он не научился ничему и не поумнел, - соглашался с ним Свиридов.
- И он на второй год еще останется! Ха-ха-ха, - дружно рассмеялись друзья-товарищи.
Свиридов встал со своего места и направился в сторону второй парты первого ряда, где сидел Калинин. «Ну, и что молчишь?» - Никита с вызовом посмотрел на Калинина и по-хозяйски облокотился на его парту. Витя опустил глаза и сгорбился. Он выглядел очень беспомощным.
Алина вцепилась в рукав Наташи. Она так боялась, что сейчас эти сильные и крупные одноклассники накостыляют слабому и невысокому Калинину. С другой стороны, Калинин был очень вредным, вёл себя очень плохо с Алиной, Наташей и другими девочками, портил их тетрадки, несколько раз отбирал и не возвращал им ручки и карандаши. А перед новым годом Калинин ни с того ни с сего украл у Алины из портфеля апельсин, который в тот день ей с собой положила бабушка. Он с довольным видом съедал вкусный и свежий фрукт на глазах у Алины. Учитель не стала вмешиваться, сказала Алине, что не надо быть жадной - могла бы и поделиться. Девочка заплакала, ведь это был гостинец от бабушки. Бабушкины подарки и внимание были для неё особенно дороги и ценны. И вот, теперь уже поникший и притихший Калинин боится и не может ничего сделать этим ребятам.
Илья Букин заинтересовался происходящим и тоже подошёл к Калинину. Он сделал вид, что собирается его ударить, замахнулся, и, пока Калинин оборонялся, молниеносно схватил с парты его букварь, ловко вытащив книгу буквально из-под носа. Ребята во весь голос засмеялись.
- Отдай! Я должен сдать его в библиотеку! – чуть не плача, задыхаясь и отрывисто потребовал Калинин.
Букин передал книгу Свиридову и продолжил:
- А ты знаешь, что, Калинин! Букварь-то мы тебе вернем. Ха-ха! Вернем-вернем. Но сначала поиграем-ка мы твоим букварем в футбол в коридоре!
- Ага, а потом мы Инне Владимировне скажем, что ты во всем виноват. Ты просто переписывать диктант не захотел и испортил учебник.
Калинин вскочил с места и бросился в сторону ребят. Он сжал свои маленькие костлявые кулачки, покраснел, и в его глазах загорелась ярость. Но эта ярость очень быстро сменилась страхом. Будучи очень невысоким и щупленьким, мальчик сначала налетел на рослого и спортивного Свиридова, который с силой оттолкнул его. Витя упал на спину и быстро поднялся, но уже со слезами. Замахиваясь руками, он попытался дать отпор Свиридову, а тот непринужденно отпихнул его коленом в живот, и Калинин, беспомощно взмахнув руками, полетел прямо на крепкого и полноватого Илью Букина. Тот, усмехнувшись и прищурив глаза, дал ему пинка. Витя упал лицом вниз, еле-еле успев подставить руки и приземлиться.
Алина в ужасе закрыла лицо руками, а вот ее друзья - двойняшки Наташа и Коля Бойковы - дружно расхохотались. Бойковы часто смеялись над Калининым и ни за что не хотели с ним дружить. Наташа сравнивала его поведение с какой-то капризной девочкой из детского сада, куда ходили их младшие сестры. Коля игнорировал Калинина и время от времени презрительно усмехался над его выходками. По словам Коли, если бы Витю воспитывал их отец, вот он бы с ним точно не стал бы церемониться. Но Алина почему-то жалела бывшего соседа по парте и не хотела, чтобы ему было больно.
Как раз-таки в этот самый момент на пороге класса появилась Инна Владимировна. Она всплеснула руками:
- Что здесь происходит?! Калинин, ты опять?!! Весь год ты ничего не делал. Не можешь два плюс два сложить, а все туда же. Приведи себя в порядок, ужасно выглядишь, руки грязные, рубашка не заправлена!!! Где твои учебники?
Свиридов и Букин к этому времени уже смирно сидели на своих местах. Лучшие друзья, они к тому же ещё являлись и соседями. Илья сидел вместе с тихой, но хитрой одноклассницей Лизой Лучковой за четвертой партой, а Никита в гордом одиночестве занимал всю последнюю, пятую парту. На фоне раскрасневшегося и неопрятного Калинина задиры выглядели, наоборот, очень аккуратными и послушными учениками. Свиридов и Букин даже с каким-то укором и осуждением смотрели на Калинина, изредка переглядываясь друг с другом.
- Я спрашиваю: что случилось? Где твои учебники? – переспросила учительница.
Калинин смотрел в пол и молчал, как партизан. Повисла неловкая пауза, и всем сразу стало понятно: Витя не произнесет ни слова, потому что не хочет жаловаться. Алина и сама бывала в похожих ситуациях дома, на неё часто при младших детях кричала мама Тоня, поэтому девочка продолжала сочувствовать Калинину.
- Стой здесь, у доски! И ты не сядешь на свое место, - категорично предупредила Инна Владимировна и удивлённо повернулась в сторону учеников, - Ты что-то хочешь сказать, Лучкова?
Весь класс дружно обернулся на Лизу, которая сидела рядом с Букиным и зачем-то настойчиво тянула руку. Лиза Лучкова встала с места и сказала:
- Инна Владимировна! Я видела, что произошло.
- Тогда рассказывай, я слушаю тебя.
- Калинин не хотел переписывать диктант, он обиделся и собрался выйти в коридор играть букварем в футбол. Ребята говорили ему, что нельзя так делать – книги скоро сдавать в библиотеку, на наш класс будут ругаться. Калинин не послушался. Потом Букин отобрал у него учебники, чтобы он этого не сделал.
- Лучкова, а скажи вот, почему, когда я зашла в класс, он лежал на полу?
- Калинин бросался на Свиридова и на Букина, он на них нападал и хотел с ними драться.
Алина тяжело вздохнула. Но ни её друзьям, Коле и Наташе, ни другим одноклассникам не было жаль Витю Калинина.
- Кто-нибудь еще что-то видел, хочет нам рассказать? – требовательно спросила учительница.
Лучкова стояла и скромно смотрела на Инну Владимировну, моргая своими светло-голубыми глазами. Она поправила челку, белые бантики на косичках, затем одернула свою пышную джинсовую юбку в кружевных оборках. Все остальные ученики молчали.
- Вижу, что больше никто ничего добавить не хочет. Садись, Лиза! – сказала учительница.
Букин победно посмотрел на Калинина, который все так же стоял у доски, уставившись в пол. Затем он широко улыбнулся своей соседке Лизе. На это Лучкова только фыркнула и отвернулась. Довольные Букин и Свиридов крепко пожали друг другу руки.
И вдруг Алина встала со своего места.
- Чего тебе, Кочергина, ты хочешь выйти? Иди! – раздраженно обратила на нее внимание Инна Владимировна.
- Нет. Я тоже все видела.
- В каком смысле?
Алина замялась и продолжила:
- Я видела, почему Калинин подрался.
Подруга Наташа с изумлением посмотрела на Алину.
- Ну так рассказывай, давай, не тяни! – пробормотала Инна Владимировна. Алина увидела, что учительница в этот момент что-то жевала. Она держала в руках конфеты из арахиса в шоколадной глазури, которыми ее угостили ученики.
- Калинин расстроился из-за двойки за диктант. Потом Букин и Свиридов дразнили его, подошли к нему первыми и отобрали его букварь. Калинин просил свою книгу обратно, но они над ним смеялись и не отдавали. А потом он пытался вернуть.., - на одном дыхании пролепетала Алина.
Она обернулась на Наташу. Подруга лишь покачала головой.
- И что? – удивилась учительница.
- Он пытался вернуть, а Свиридов и Букин не отдавали. И оба толкали его, поэтому Калинин и упал, - договорила Алина.
- Так воооооооооон оно что, - ехидно протянула Инна Владимировна, затем пристально посмотрела на Свиридова и Букина, - А вы, два товарища, что мне на это скажете?
Свиридов и Букин опустили головы. Им действительно нечего было ответить. До этого они были уверены, что учитель ничего не узнает. Кроме того, сам Калинин вряд ли бы на них пожаловался.
И вот теперь, такой потрепанный, но очень гордый Калинин стоял у доски, улыбался и в упор глазел на своих обидчиков.
- Понятно. Ничего вы мне на это не скажете! Бессовестные! Весь класс остается после уроков, понятно? Никого домой не отпускаю. Вот такой у вас последний учебный день, ребятки! Букин! И да, Свиридов! Давайте сейчас же сюда свои дневники. Пойду звонить вашим мамам.
И Инна Владимировна вышла из класса.
- Так что тебе за диктант поставили? У меня одна ошибка, мне четыре, – спросила Наташа Бойкова Алину.
Алина только сейчас посмотрела в свой листок и не поверила глазам: «Наташка, мне - пять! Ни одной ошибки!».
- Молодец, Алинка! Я тоже хочу пять, как тебе это удалось? То три получаешь, а то сразу пять!
- Я и сама не знаю. Просто выучила, и все. Потом меня бабушка долго проверяла.
Далее боковым зрением подруги заметили, что к ним кто-то подошел. И вот, они увидели, что рядом с их партой стоит «герой дня» - тот самый Витя Калинин. Потный, в пыльных штанах и в рубашке навыпуск, с взъерошенными волосами, он молчал и при этом жалобно смотрел на Алину.
- Чего тебе надо? – спросила Наташа.
- Мне? Да ничего. Я это... Спасибо, Кочергина! – чуть подумав, сказал Витя. Алина в ответ лишь кивнула. Она не знала, что сказать.
- Отстань, Калинин! Сходи умойся, - громко крикнула Наташа. Но Калинин не уходил. Он продолжил: «Кочергина, а за диктант у тебя и вправду пять?»
- Да, а что? – удивилась Алина.
- Я думал, у тебя будет тоже два. Мы же вместе сидели, у нас всегда были одинаковые оценки. Тем более, за самостоятельные работы. Не верю, что ты написала на пять! Покажешь?
— Вот, смотри! Видишь оценку? – Алина протянула ему свой листок. Калинин тут же резко выхватил её работу.
- Да, правда пять, а я и не верил, - проворчал Калинин и, крепко вцепившись в листок с отличной оценкой Кочергиной, сел на свое место.
Алина с Наташей удивленно наблюдали за происходящим. Калинин сосредоточенно прилаживал к листку линейку и отрывал от него полоску с фамилией Алины. Потом он взял свою ручку и что-то стал писать в правом верхнем углу.
- Отдай мне мой диктант! – закричала Алина. Но Витя делал вид, что не слышит ее возмущения. Инны Владимировны почему-то все еще не было в классе. Наверное, она в учительской с кем-то говорит, или ее вызвала завуч. Сейчас, вот сейчас она придет, и Алина ей все расскажет. Девочка ждала учителя, сидя на стуле, буквально, как на иголках…
И вот, дверь открылась. На пороге класса стояла худенькая невысокая женщина с черной дамской сумочкой через плечо. В руках у неё была авоська с картошкой, капустой и свежим хлебом. Это была мама Вити Калинина. Женщина строго обратилась к сыну:
«Витя, собирайся! Я тебя отпросила, нам пора!».
Калинин уже заранее собрал портфель и шустро выбегал навстречу своей маме. Он улыбался и гордо размахивал листочком Алины. Девочка глотала воздух: не в силах вымолвить и слова, она задыхалась от страха и несправедливости.
- Мама! А мы писали сегодня словарный диктант. И я получил пять! Это - моя первая пятерка, – покидая кабинет под одобрительные реплики матери, торжественно воскликнул Витя...
(Продолжение следует)