Найти в Дзене

Человек, который сделал Россию морской державой

И это не Петр I. Удивительно, но до того, как у России появился выход на Балтику, страна получила доступ к Тихому океану. Первого русского, который в августе-сентябре 1639 года достиг Охотского моря, звали Иван Юрьевич Москвитин.

Дальний Восток. Фото автора.
Дальний Восток. Фото автора.

У историков крайне мало информации о биографии Москвитина. Да и фамилия эта, скорее всего, является прозвищем. Значит, он или его предки были из Москвы? Но в документах того времени он называется томским казаком. Вопросов больше, чем ответов.

Для того, чтобы понять, как казаки в середине 17 века оказались на берегах Охотского моря и, соответственно, Тихого океана, нужно помнить, что к этому времени русские уже далеко продвинулись на
восток. Уже был основан Ленский острог, совершались походы по рекам Алдан и Вилюй. Первопроходцы искали новые богатые земли и шли не только вниз по Лене на юг, но и на восток. Ходили упорные слухи, что на том востоке раскинулось огромное теплое море, которое манило к себе путешественников.

В январе 1636 года была организована очередная экспедиция в загадочные земли. Возглавил ее Дмитрий Копылов, который со своим отрядом оказался на Алдане, поднялся по нему вверх и основал постоянное поселение - Бутальский острожек. Отсюда и отправился в следующий поход ближайший сподвижник Копылова Иван Москвитин.

Японское море. Фото автора.
Японское море. Фото автора.

Существует легенда, что Копылов и Москвитин в том походе искали не столько теплое море, сколько серебряное месторождение, о котором им поведал местный шаман. Якобы, есть река Чиркола (по одной из версий, это современный Амур), а на той реке гора, а в ней серебряная руда. Понятное дело, что истинную цель похода держали в тайне, мол, море мы ищем, море.

В мае 1639 года Копылов собрал отряд из 31 казака во главе с десятником Иваном Москвитиным. Казаки подбирались не абы как, а чтобы были опытными, способными за себя постоять, умевшие и строить, и охотиться, и ладьей управлять. Как бы мы сейчас сказали, спецназ. Они должны были идти на восток, пока не выйдут к морю, затем добраться до устья реки Чирколы и найти месторождение серебра. Помогать Москвитину в этом сложном деле должны были местные проводники.

Трудный поход подробно описал его участник, якутский казак Нехорошко Иванович Колобов. Из его записей стало известно, что на весь путь первопроходцы потратили почти два месяца и в августе-сентябре 1639 года вышли на охотское побережье, которое оказалось совсем не теплым. В этот день Россия получила выход к Тихому океану.

В устье реки Ульи (сейчас это Хабаровский край) было срублено Усть-Ульинское зимовье, а зимой 1639-1640 годов казаки построили два морских 17-метровых коча. Это были первые корабли российского Тихоокеанского флота.
Но казакам пришлось не только закладывать Тихоокеанский флот, но и сражаться с местными жителями – эвенками. Правда, у последних на вооружении были только стрелы и копья, а у русских – порох. Поэтому битвы были выиграны, а в качестве трофея казаки захватили высокопоставленных представителей местных племен. С пленными, как это принято у русских во все времена, обходились уважительно и в благодарность один из них рассказал о реке Мамут (опять Амур), в устье которой жили оседлые нивхи (древнейший народ Сахалина и Приамурья).

Японское море. Фото автора.
Японское море. Фото автора.

Летом казаки поплыли на юг, в поисках новой реки. Они прошли вдоль всего западного побережья Охотского моря, затем повернули на восток, обошли с юга Шантарские острова и побывали на северо-западном берегу острова Сахалин. В ноябре 1640 года первопроходцы встали на зимовку в устье реки Алдомы (современный Хабаровский край).

Весной 1641 года отряд Москвитина отправился в обратный путь и к середине июля вернулся в Якутск. Да не с пустыми руками, а со шкурками ценнейшего соболя, часть из которых была даже отправлена государю. А Москвитин написал подробнейшую «Роспись рекам и имяна людям, на которой реке которые люди живут…», в которой обосновал экономическую необходимость использования новых земель. Описанная в этом труде река Охота и основанный в ее устье одноименный острог дали имя Охотскому морю.

Достижения первопроходцев были оценены по заслугам: Иван Москвитин был произведен в пятидесятники, а его казаки получили материальное вознаграждение. Чуть позже его отправили с соболиным обозом в Москву, чтобы он мог самостоятельно доложить о новых землях. В июле 1647 года Иван Юрьевич вернулся в Томск в чине атамана.

Дальнейшая судьба его, к сожалению, неизвестна. Но историки до сих пор не перестают удивляться тому, что во время похода Москвитина, который длился 2,5 года, отряд не потерял ни одного человека. По сравнению с другими экспедициями, это просто чудо.