У нас принято ругать отечественные автомобили от АвтоВАЗа. Нельзя сказать, что претензии не обоснованы ибо ко многим изделиям есть вопросы и особенно к изделиям времен конца 90-х и начала 2000-х годов. Но были и "проблески" - множество различных концептов, которые вызывали восторг, а также идей, которые были бы очень востребованы, но им было не суждено попасть на конвейер.
Лада Надежда - один из этих проблесков, который был прекрасен в концепте и тоже не попал на конвейер, однако, производился по "обходным технологиям". Производился не в том виде, в котором задумывался и с очень плохим качеством. Но сама идея была просто прекрасна: полноприводный минивэн на агрегатах Нивы. Такой автомобиль был нужен тогда и был бы востребован сейчас.
С минивэнами у нас все очень плохо и даже такой - это был настоящий прорыв. не те "прорывы", о которых нам толкуют сейчас. Тот был реальным. Многие о нем вообще не знают и очень удивляются, когда видят Надежду на фото или даже на дорогах. Его принято ругать за плохое качество, за плохой дизайн и многое другое, но он был не так плох, как может показаться.
Этот автомобиль стал первым минивэном в истории российского автомобилестроения: представьте, как все плохо у нас с этим видом автомобилей! Задумка, как обычно, появилась очень давно, еще в 80-х годах и задумывался универсал повышенной вместимости, который в конечном итоге, "вырос" до минивэна повышенной проходимости.
Первый макет кузова сделали в 1989 году. Шасси и двигатель взяли у Нивы ВАЗ-2121 с соответствующим удлинением базы и усиленными амортизаторами и пружинами. Кстати, появлению длинной Нивы ВАЗ-2131 мы должны быть благодарны именно Надежде: именно такой удлиненный вариант Нивы использовался для испытания шасси Надежды и этот "побочный" продукт попал на конвейер и мы получили длинную Ниву.
Окончательный дизайн кузова сформировали в 1992 году и он был очень гармоничным. Но изменения в него внесли те сложные времена: пришлось удешевлять автомобиль и отказываться от переднего и заднего света: вместо задуманного света поставили головную оптику от ВАЗ-2106 и ВАЗ-2121, а сзади решили ограничиться фонарями от Оки.
Короче, Надежду начали собирать из того, что было. Ну а то, что было, то и пришлось полюбить. Прямо как в той песне. Позже, Надежда получила фары от десятого семейства и вот уже с этими фарами автомобиль начал смотреться сильно лучше.
Плюсы
Сначала о плюсах. Автомобиль получился вполне удобный. В салоне даже присутствует кое-какая эргономика. Несмотря на то, что салон, как и весь автомобиль - это сборная солянка, все же смотрится вполне гармонично. Материалы... да обычные, не сильно хорошие и не сильно плохие. Сидишь высоко, видишь далеко. По ощущениям - это 5-дверная Нива, чем Надежда, собственно и является. Но это минивэн с достаточно высокой крышей. Сидеть в нем было удобно, хотя немного болтало.
Двигателя автомобилю вполне хватает, маневренность присутствует. При желании в салон можно поместить 7 человек: ехать будет неудобно всем, но поместиться можно. Если убрать задние сидения, то получаем достаточно много свободного пространства.
Главное - это проходимость. Для наших дорог, для деревни и села - это то, что нужно. Достаточно вместительный автомобиль, который может заехать очень далеко - это то, что было нужно тогда и нужно сейчас.
Минусы
Их больше. Учитывая, что это не конвейерная сборка из того, что было, качество страдает и сильно. Видно, что детали салона не очень друг к другу подходят, если присмотреться. Видно, что на заводе изворачивались как могли, собирая этот автомобиль. Он просто-напросто "сырой". Помню, когда мы с приятелем сели на одну сторону, водитель попросил нас пересесть так, чтобы мы были по разным сторонам ибо сильно кренит на один бок. Посмеялся еще тогда.
Надежда ржавела так, что это можно было услышать. Качество подготовки кузова и покраска реально на нулевом уровне. Так плохо не было ни с одним, наверное, автомобилем ВАЗа. Даже самые последние Жигули, которые были самого низкого качества, на фоне Надежды смотрелись как супер-качественные. Многие экземпляры просто сгнили под заборами.
Всего было собрано около 8000 автомобилей и от этого количества осталось их очень мало. На дорогах моего города-миллионника, я уже не видел Надежду лет 15, хотя раньше их можно было встретить. Сейчас к этому автомобилю повышается интерес и хороший экземпляр стоит неплохих денег. Проблема в том, что хороший экземпляр днем с огнем не найти. Автомобили в состоянии ниже среднего есть в продаже и стоят совсем недорого.
А ведь задумка была просто отличная! Семейный проходимый минивэн! А вот реализация, как обычно, подкачала. Виной тому даже не АвтоВАЗ, наверное. Просто время было такое, что уже самому факту появления новой модели нужно было очень-очень радоваться. Смогли собрать хоть что-то и уже хорошо.
Лично мне автомобиль нравится. Несмотря на все его минусы, он достаточно интересный и необычный. Сейчас есть небольшое сообщество владельцев этого авто, которые стараются держать свои авто в порядке, модернизируют их, ремонтируют и переделывают на свой вкус. Это очень хорошо: владельцы, сохраните эти автомобили максимально.