Многие соискатели расстраиваются, видя в требованиях к вакансии фразу "опыт работы от 3-х лет в аналогичной должности". Кажется, что без заветной строчки в резюме, идеально совпадающей с описанием вакансии, шансы на успех стремятся к нулю. Но так ли это на самом деле?
Как вы понимаете, работодатели, конечно, не просто так ищут кандидатов с "похожим на наш опытом". Вот, что скрывается за этим требованием:
1. Минимизация собственных рисков: Обучение нового сотрудника – дорогостоящий и длительный процесс. Найм кандидата с опытом в аналогичной роли позволяет сократить время адаптации и быстрее получить результат. Работодатель на 200% уверен, что человек уже знаком с бизнес-процессами, инструментами и спецификой работы. Что уменьшает вероятность его ошибок и потери времени на обучение базовым навыкам.
2. Гарантия производительности: "Похожий опыт" часто означает наличие у кандидата подтвержденных результатов. Работодатель может оценить эффективность кандидата на основе прошлых успехов и предположить, что он сможет повторить или улучшить результаты на его территории. "Смотрите, он работал в компании Х, а значит особенности продукта и наших клиентов знает - давайте встречаться!" - вот типичная реакция заказчика на предоставляемое резюме.
3. Сокращение затрат на подбор персонала: Процесс поиска и отбора кандидатов требует значительных ресурсов. Фильтруя резюме по принципу "похожего опыта", для некоторых из них это наличие нужных навыков, работодатель существенно сужает круг возможных претендентов и экономит свое время на обработку неподходящих соискателей.
4. Через приобретаемого нового сотрудника компания хочет "купить" недостающую отраслевую экспертизу или контакты.
5. Ну и конечно, не стоит списывать со счетов стереотипы и привычки заказчиков - иногда требование к опыту слепо копируется из предыдущей заявки или прописывается/озвучивается рекрутеру на автомате.
Однако, не все так однозначно!
Требование "похожего опыта" часто становится барьером для специалистов с нестандартной карьерной историей или желающих сменить сферу деятельности. Но на самом деле, "аналогичный опыт" – это не всегда буквальное совпадение должностных обязанностей.
Работодатели часто могут быть заинтересованы в переносимых навыках – soft skills (коммуникация, работа в команде, решение проблем) и hard skills (знание определенных программ, владение иностранными языками), которые могут быть приобретены в разных сферах и областях.
Вот вам несколько аргументов для работодателей, если вам пеняют на отсутствие релевантного опыта в нужной сфере:
- релевантный кандидат может иметь опыт, но его мотивация на продолжение работ может быть ниже вашей (например, перегорел, устал, не интересно, хочет чего-то нового)
- релевантный кандидат запросит максимальные условия оплаты, ведь он знает, что компания в нем нуждается больше, чем он в компании 😉
- предложите компании сделать перенос фокуса требований с хардов (функциональных навыков) на софты (сейчас считаются более важными и приоритетными), это существенно расширит работодателю количество кандидатов
- кандидатам с большим профильным опытом часто свойственна чрезмерная самоуверенность, иногда мешающая принимать правильные решения
- принимая кандидата со сходным ДНК - компания лишает себя возможности "освежить кровь", получить не замыленный взгляд со стороны, привнести новые инструменты/технологии/подходы, успешно используемые в других отраслях
Что же делать, если у вас требуемого опыта нет?
- составляя карту поиска - идти в смежные отрасли, например, вы из золотодобычи - можно посмотреть в сторону или предложить себя в металлургии, добыче алмазов, никеля, продукты питания - напитки, продажи корпоративных библиотек - отталкиваясь от HR-аудитории - можно смотреть на event-сферу, бизнес-тренерство и тд.
- обращайте внимание на метрики, на которые опирается нанимающая сторона (что для нее важно - связи, клиенты, продукт, специфическое программное обеспечение?) и пляшите от этих параметров
- покажите в своих презентационных материалах связки между тем, что "я справлюсь" и "вот, что вы ищете" (да-да, здесь работодателю нужна ваша помощь), ваши мысли и доводы не всегда для него очевидны. В резюме и сопроводительном письме четко укажите, каким образом ваш опыт, даже в другой сфере, поможет вам успешно справиться с перечисленными задачами на целевой позиции. Приведенные конкретные примеры усилят ваши шансы
- результаты важнее должностей - расскажите о ваших достижениях, лучше в цифрах, избегая зацикливания на названиях предыдущих позиций. Даже если опыт не совсем "похож", ваши успехи в предыдущих проектах могут стать убедительным аргументом в вашу пользу
- повышенная мотивация и стремление к обучению - ваш конек: покажите, что вы готовы быстро освоить новые навыки и адаптироваться к требованиям компании.
Успех получения предложения кандидатом при неполном соответствии требованиям вакансии всегда зависит от большого количества факторов: количества кандидатов на рынке, умения рекрутером анализировать данные, широты взглядов нанимающего менеджера, готовности его рисковать, уровня амбициозности кандидата, его убедительности.
Так давайте сделаем то, что на 100% зависит от нас 😉