Сопротивление изменениям – это нормально
Проведем небольшой эксперимент. Переплетите пальцы рук в замок и обратите внимание, большой палец какой руки оказался сверху. Теперь поменяйте переплет, чтобы сверху оказался палец другой руки. Что Вы чувствуете? Неудобно? Некомфортно?
Когда меняется что-то привычное, это выводит человека из зоны комфорта. Первое, что хочется сделать в этом случае – вернуться обратно. Сопротивление изменениям – это естественная реакция.
Изменения – необходимы
Чтобы сохранять конкурентоспособность, любой компании нужно постоянно адаптироваться к изменениям на рынке, в конкурентной среде, в предпочтениях потребителей, т.е. меняться и улучшаться самой.
В одной из наших статей мы разбирали 7 основных признаков, когда изменения в организации жизненно важны(https://dzen.ru/a/ZwzSGu3lxVFa4ovB).
Под изменениями могут пониматься как небольшие улучшения (переход на новую BI-систему аналитики, пересмотр системы мотивации, внедрение удаленного формата работы, перераспределение функционала в оргструктуре, переподчинение подразделений и т.п.), так и масштабная трансформация бизнес-процессов (постановка управленческого учета, внедрение системы бюджетирования, ввод системы сквозного планирования продаж и производства, запуск новых торговых марок, выход в новые регионы и др.).
Бизнесмен попадает в ситуацию, когда, с одной стороны, в компании назрели изменения, а с другой – персонал сопротивляется новому. Как выйти из такой ситуации, причем с успехом?
Почему персонал сопротивляется изменениям?
Очевидно, что без сотрудников изменения в Компании невозможны. Важно понять коренную причину, по которой персонал отвергает перемены.
Наиболее типичные ситуации из практики, когда сотрудникам тяжело настроиться на изменения:
1. Особенности корпоративной культуры
Есть организации, в которых ничего не меняется годами. Персонал привыкает к однообразию, любое новшество воспринимается как революция.
Встречаются и обратно противоположные компании, в которых постоянно все меняется и не доводится до конца. Люди устают бежать без передышки.
2. Несистемный подход к изменениям
Важно, чтобы новый бизнес-процесс или правила применялись ко всем задействованным участникам без исключений.
Например, руководитель требует, чтобы Компания переходила на электронный документооборот, но при этом сам продолжает подписывать бумажные документы.
3. Увеличение нагрузки на сотрудников
Изменения должны сопровождаться улучшением условий труда для персонала. Это может быть упрощение бизнес-процессов, снятие рутинных задач и переход на более интересные обязанности, укрупнение функционала с одновременным ростом дохода сотрудника.
4. Отсутствие информации о цели изменений
Важно, чтобы сотрудники понимали, для чего в Компании внедряются те или иные проекты. Необходимо донести до персонала информацию о преимуществах, которые благодаря изменениям получит не только организация, но и сам сотрудник.
5. Низкая лояльность персонала
Пожалуй, самый сложный случай. Если сотрудники в целом недовольны компанией, готовы при первой возможности сменить работу, то они с очень малой долей вероятности вдохновятся потратить дополнительные усилия, чтобы сделать организацию лучше, и предпочтут не выходить за пределы своей должностной инструкции. Чем ниже лояльность персонала, тем ниже шансы внедрить новое.
Понимая истинную причину, которая усиливает сопротивление сотрудников, Вы сможете предпринять необходимые действия для того, чтобы снять обеспокоенности персонала и настроить их на волну перемен.
С теми сотрудниками, которых не удается убедить в необходимости изменений, придется расставаться. Желание сохранить персонал любой ценой может закончиться провалом проекта.
Как правильно внедрять новое?
Есть 4 простых шага, которые важно неукоснительно соблюдать при любых изменениях – больших и маленьких.
1. Тщательно подготовьтесь.
✓ Важно понять, какого результата Вы планируете добиться при помощи изменений. Зафиксируйте его, чтобы в конце пути свериться, туда ли пришли.
✓ Необходимо составить план действий и убедиться, что ответственные, которых Вы назначите, действительно способны справиться со своими задачами.
✓ Нельзя пренебрегать коммуникацией с персоналом. До начала изменений нужно проговорить с сотрудниками все детали – цель изменений, процесс перехода, ожидания от каждого.
2. Действуйте решительно.
Когда составлен план и проведены все подготовительные мероприятия, важно действовать быстро и четко следовать цели. Необходимо держать на контроле сроки и результаты всех этапов изменений, постоянно собирать обратную связь от сотрудников, как проходит процесс.
В ходе внедрения изменений всегда возникают отклонения и непредвиденные обстоятельства. Необходимо решать поступающие вопросы оперативно, если требуется - корректировать действия, но важно сохранять спокойствие и не позволять ситуации отклоняться от взятого курса.
3. Проводите мониторинг.
Важно держать руку на пульсе даже после того, как все изменения внедрены. Часто ситуация «откатывается» в исходную точку, если не уделять достаточно внимания стабилизации нового процесса.
4. Закрепите результат.
Изменения в бизнес-процессах должны быть зафиксированы в новых регламентах, пересмотре должностных инструкций, корректировке обучающих материалов для новичков. Все сотрудники, вовлеченные в изменения, должны быть обучены и действительно уметь работать в новых условиях.
Резюме
Быстро внедрить новое – не получится. Наберитесь терпения довести дело до конца.
Ваши первые помощники – ваши сотрудники. Про инвестируйте время в то, чтобы вовлечь их и настроить на волну перемен.
И главное – результатом изменений нужно пользоваться. В том числе и Вам самим.