Найти в Дзене

Муза или навязчивый кошмар? О фильме «Кандинский и его муза»

В оригинале фильм называется «Мюнтер & Кандинский», что гораздо более соответствует его содержанию — главная героиня в нем немецкая художница Габриэла Мюнтер. Но российскому зрителю фамилия Мюнтер мало что говорит, поэтому в нашем случае на первом месте — Кандинский. Про музу точно добавили зря, потому что, судя по фильму, Габриэле, или «маленькая Эллочка», как называл возлюбленную в минуты счастья художник, была для него скорее, кошмаром, чем музой. Да, поначалу он был в нее влюблен, но впоследствии она больше изнуряла его и себя требованием оформления законного брака, на которое он так и не решился. В Википедии в статье о Василии Кандинском о Габриэле Мюнтер всего три строчки: «В 1902 году 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэле Мюнтер, 26-летней слушательницей школы. Несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой, отношения с Мюнтер никак не были оформлены». В начале фильма «Кандинский и его муза» режиссера Маркуса Розенмюллера мы оказываемся в 1942

В оригинале фильм называется «Мюнтер & Кандинский», что гораздо более соответствует его содержанию — главная героиня в нем немецкая художница Габриэла Мюнтер. Но российскому зрителю фамилия Мюнтер мало что говорит, поэтому в нашем случае на первом месте — Кандинский.

Габриэеле (Ванесса Лойбль) и Кандинский (Владимир Бурлаков).
Габриэеле (Ванесса Лойбль) и Кандинский (Владимир Бурлаков).

Про музу точно добавили зря, потому что, судя по фильму, Габриэле, или «маленькая Эллочка», как называл возлюбленную в минуты счастья художник, была для него скорее, кошмаром, чем музой. Да, поначалу он был в нее влюблен, но впоследствии она больше изнуряла его и себя требованием оформления законного брака, на которое он так и не решился.

В Википедии в статье о Василии Кандинском о Габриэле Мюнтер всего три строчки: «В 1902 году 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэле Мюнтер, 26-летней слушательницей школы. Несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой, отношения с Мюнтер никак не были оформлены».

В начале фильма «Кандинский и его муза» режиссера Маркуса Розенмюллера мы оказываемся в 1942 году в Баварии, где в своем доме живет художница. К ней с обыском приходят люди в форме со свастикой — они ищут «дегенеративные произведения, противоречащие немецкому народному духу».

Они знают, что фрау Мюнтер хранит картины большевика Кандинского. Но на стенах и на мольберте у фрау — лишь пейзажи и танцующие пейзане.

В подвале, где один из солдат нечаянно разбивает банку с малиновым вареньем, Габриэле бледнеет — разлившееся варенье может затечь в тайник с картинами, испортить их или указать к ним путь, что одинаково плохо. Но неловкий страж порядка смущается, и картины остаются на месте.

А мы отправляемся волей режиссера на 40 лет назад, в 1900 год, где юная Габриеле Мюнтер очарована идеями феминизма и с огнем в глазах защищает право женщины не только сидеть на кухне и рожать детей, но и учиться рисовать.

-2

Но школ рисования для женщин мало. Учиться рисовать вместе с мужчинами женщины не могут. Никогда не задумывалась, почему, но оказалось все просто: начинающие художники рисуют с натуры, а модели — обнаженные мужчины, что для нежных женских глаз недопустимо. Словом, нужны были специальные женские школы, и они были редкостью.

Габриэле (ее играет Ванесса Лойбль) — девица настырная и дерзкая. Может плеснуть пивом в удивленное лицо бюргера в пабе, который не рассчитывал услышать за соседним столиком щебет девиц про права женщин. Может сильно заранее прийти на занятие в школу живописи для дам, в ожидании урока уснуть прямо на лестнице и проспать половину занятия.

Неудивительно, что такая яркая особа заинтересовала Кандинского, который был учителем в школе живописи. Как только мэтр вывез своих подопечных на пленэр, в буйство красок, цветов и невероятного света, Габриэле тут же соблазнила своего педагога.

Рождается объединение "Синий всадник".
Рождается объединение "Синий всадник".

Кандинский в исполнении Владимира Бурлакова, немецкого актера русско-еврейского происхождения, — загадочный русский ловелас с ленинской бородкой и хитрыми глазами. Прямолинейная Габриэле в шоке от того, что учитель лишь спустя время, перед возвращением в город смущенно сообщает девушке, что он вообще-то женат.

В Мюнхене они продолжают встречаться тайно — юная бунтарка разделяет мнение Кандинского, что душевные узы важнее ритуалов и документов. Но она не хочет мириться с таким положением.

Между тем они оба растут творчески, создают объединение «Синий всадник», много путешествуют, много спорят о путях искусства — рассуждают про абстрагирование и извлечение сути через композицию и цвет, выступают против консерватизма в искусстве.

-4

Интересно визуализирован момент синестезии Кандинского на концерте музыканта-экспрессиониста Шёнберга. Кандинский, как известно, мог «слышать цвета и видеть звуки», и даже разработал свою систему звучания красок.

Визуальная часть прекрасна — костюмы, интерьеры можно разглядывать и любоваться. Особенно прекрасна посуда, не знаю, отчего — возможно, художники много выпивали. Меня поразило разнообразие и красота винтажных рюмок, фужеров, бокалов и пивных кружек, которые появлялись в кадре. Для любителей музыки сообщу, что фильм идет под джазовое сопровождение, как звук модернизма в начале века.

Василий и Габриэле — полные противоположности. Эгоистичный, ранимый, с вкрадчивой манерой общения, скрытный и боящийся всех обидеть Кандинский — и взрывная, смелая, прямолинейная и даже порой деспотичная Габриэле плохо совместимы. У обоих очень сложные характеры, они постоянно конфликтуют, такие отношения сейчас бы назвали токсичными. Габриэле идет в бой с открытым забралом, а Василий мягко ускользает и поступает по-своему.

Пейзажи в фильме очень вдохновляющие.
Пейзажи в фильме очень вдохновляющие.

И все это на фоне революции в искусстве и выставок авангардистов, сопровождаемых скандалами и неприятием, Первой мировой войны, которая развела Россию и Германию, равно как и Василия и Габриэле, по разные стороны баррикад. Потом они снова будут встречаться и расходиться, и так 11 лет. Она будет ждать и верить, а он — скрываться и жениться на других.

Но в итоге все же Габриэле, взявшая после окончательного расставания «в заложники» картины Кандинского, созданные во время их совместной жизни, сохранит их для истории и передаст вместе со своими работами в 1957 году в дар городу Мюнхену.

Фильм совсем не о Кандинском, а о Габриэле Мюнтер, о сложном пути женщины в искусстве и о грустной истории любви без особой взаимности. И если говорить о симпатии режиссера, она полностью на стороне Габриэле.

Смотрели, будете?

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.

На канале есть обзоры фильмов о художниках:

Благодарю за подписку, комментарии и 👍!