Летом 1942 года по Северному морскому пути (СМП) пошли караваны судов с военными грузами из США в СССР. Заработал ленд-лиз! Этого гитлеровцы допустить не могли. Командованием Кригсмарине был разработан план с необычным названием "Вундерланд" ("Страна чудес"). Он предусматривал уничтожение данных караванов силами двух тяжелых крейсеров: "Адмирал Шеер" и "Лютцов", а также нескольких субмарин.
И тут СССР сильно повезло, в ходе ликвидации конвоя PQ-17 наскочил на скалу и получил пробоину "Лютцов". Поэтому после того, как японцы сообщили, что караван из США зашел в Чукотское море, ему навстречу из Норвегии вышел лишь "Адмирал Шеер". К тому времени он уже стал легендарным рейдером, потопив в Атлантике и в Индийском океане 18 судов британцев, в том числе крейсер. Командовал им капитан Вильгельм Меендзен-Болькен.
За двумя "зайцами"
По расчетам немцев 22-25 августа "Шеер" должен был встретить конвой в узком проливе Вильницкого и его уничтожить. Опасности со стороны Северного флота ВМФ СССР гитлеровцы не ожидали, он был крайне слабым. Поэтому в 1942 и 1943 годах корабли и подлодки Кригсмарине делали в Баренцевом и Карском морях, что хотели. Они даже до дельты Лены добирались. Через пару дней разведка люфтваффе сообщила, что на восток в США идет караван из Архангельска. Т.о. рейдер получил возможность уничтожить сразу два конвоя.
Он устремился в погоню, первым достиг острова Русский, что недалеко от входа в пролив Вильницкого и стал поджидать вражеские суда. Только немцы не учли сложную ледовую обстановку в то лето на СМП. Вечером 23 августа "Шеер" угодил в ледовую ловушку и едва не разделил участь "Челюскина". У него начали трещать борта, но ветер сменил направление и отогнал льды. Корабль потерял сутки. В это время караван прошел южнее, вдоль берегов Таймыра.
Утром 25 августа самолет Arado Ar 196 взлетел с крейсера на разведку, но при посадке на лед получил повреждения и его пришлось затопить. Без авиации рейдер обнаружить караваны не мог и капитан Меендзен-Болькен принял решение атаковать порт Диксон. Он планировал высадить там десант 180 человек, чтобы получить данные о конвоях и шифровальные коды. К тому же уничтожение наших портов изначально входило в план операции "Вундерланд". 25 августа у острова Белуха крейсер встретил наш пароход "Сибиряков". Немцы решили его захватить, чтобы добыть подробные карты, шифры и коды.
Вот только "Сибиряков", у которого на борту находились лишь две 76-мм и две 45-мм пушки, дал грозному рейдеру бой. При этом вооружение корабля фашистов составляло: шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 105-мм и восемь 37-мм орудий. Через 20 минут советское судно горело и потеряло ход. Чтобы шифры и документы не достались фашистам, капитан Качарава приказал открыть кингстоны. Из 104 человек выжило 22, все они попали в плен. Но с ледокола на Диксон успели сообщить, что в Карском море находится немецкий крейсер. Это было бесценно. На Диксоне начали готовиться к сражению.
Подвиг небольшого парохода
В порту Диксона находился небольшой ледокольный пароход "Семён Дежнев", переоборудованный в начале ВОВ в сторожевое судно (СКР-19). Он должен был забрать три артиллерийские батареи времен ПМВ и доставить их на Новую Землю. 130-мм, 45-мм орудия уже погрузили в трюмы, а две 152-мм гаубицы не успели. Их установили у причала и обеспечили снарядами. На "Дежневе", что считался основной силой обороны, пушек было больше: четыре 76-мм и четыре 45-мм. Еще парой орудий небольшого калибра было вооружено судно "Революционер", перевозившее лес.
Для отражения атаки десанта набрали добровольцев, обеспечив бойцов пулеметами, винтовками и гранатами. Женщины и дети ушли в тундру. 27 августа в час ночи крейсер обошел остров Диксон с западной стороны и повернул на восток к проливу Вега. Надо сказать, что в конце августа в Заполярье ночами стоят гражданские сумерки и видимость хорошая. В 1:37 "Шеер" полностью вышел из-за острова и, увидев пароход "Дежнев", открыл по нему огонь сразу из десятков стволов с расстояния 4 километра.
Ст. лейтенант Кротов приказал СКР-19 отойти от причала. Сторожевик начал маневрировать в сторону бухты Самолетной, одновременно стреляя из всех восьми орудий. Наблюдатели четко видели попадание по корме, центральной и носовой частям крейсера. Заметили пожары. Немцы поставили дымовую завесу. "Дежнев" ответил тем же, но ему завеса мало помогла. Уже через пять минут он горел.
Два снаряда главного калибра пронзили СКР-19 насквозь, оставив пробоины два на два метра выше ватерлинии. Всего потом насчитали 7 крупных пробоин, один трюм был полностью затоплен. Возле бортов и на палубе непрерывно рвались снаряды, осколки летели во все стороны. Ст. лейтенант Кротов получил ранение, но продолжал руководить боем. Несколько орудий замолчало, артиллеристы либо погибли, либо получили тяжелые ранения. Одну пушку разбило прямым попаданием.
Однако "Дежнев" не сдался! Даже сев на мель, охваченный огнем, он продолжал сражаться, выпустив по врагу 116 снарядов. Судно "Революционер" также горело, но продолжало стрелять. А еще с причала били две 152-мм гаубицы, ими командовал комбат Корняков. Дальномеры отсутствовали и они вели огонь дедовским способом – недолет-перелет. В итоге пару раз попали и все это напугало капитана Меендсен-Болькена. Он опасался, что его судно получит сильные повреждения за тысячи километров от базы.
"Чудеса" не удались
О высадке десанта уже не могло быть и речи. Немцы обошли остров Диксон с запада, и в 2:31 открыли огонь по поселку и порту с северной стороны. Гитлеровцы повредили радиоцентр, подожгли с десяток зданий в поселке и бочки с горючим, пожар от которых затянул небо черным дымом. Позже комбат Корняков вспоминал:
"Силуэт крейсера выполз из-за острова Диксон с севера. Грянули пушки на горящем, но не побежденном "Дежневе". Пора и нам! Выстрел! Мимо. Выстрел! Есть! Яркая вспышка сверкнула на юте крейсера. Кажется, что-то горит. И хорошо горит!".
А. Афанасьев, "Война в Арктике".
Фашисты не выдержали, встретив ожесточенное сопротивление русских. В 2:57 "Шеер" ушёл на северо-запад и с концами. Ну а "Семён Дежнев", сыгравший вместе с гаубицами основную роль в обороне Диксона, хоть и имел 542 пробоины, но через неделю снова был в строю. Через два дня радиосвязь в порту восстановили. Вот только людей не вернуть: на пароходе 7 человек пали в бою, еще 27 получили ранения. Ценой своих жизней и здоровья они обрекли операцию "Страна чудес" на неудачу.
Ни один конвой не был уничтожен, Диксон практически не пострадал. Хоть гитлеровцы считали иначе, полагая, что уничтожили порт и потопили два судна: "Сибиряков" и "Дежнев". При этом в отчете они указали, что ни один советский снаряд по кораблю не попал. Достойных учеников вырастил Геббельс. Так закончилось уникальное сражение в глубоком советском тылу – на 2000 км восточнее Уральского хребта. Оно единственное в своем роде.
Спасибо за лайк, комментарий, подписку и репост!