Введение
«Волга» легендарное авто на просторах всего бывшего СССР-даже в тех регионах, где ныне к нему и к России относятся очень плохо. Помнят о «Волгах» и в странах, что входили в «Соцлагерь». Но отношение к ней порой разное. Для одних это символ достатка и престижа тех лет, и самая вместительная машина, что была тогда в свободной продаже. И самая дорогая, и труднополучаемая частниками автомашина при СССР-ибо их большая часть шла в номенклатурные гаражи, в качестве служебных машины руководителей, и в такси, а также в силовые структуры. Поэтому до 1985 года частник купить ее еще только и при условии занятий определенных должностей. Профессор мог купить, рабочий уже нет. К вопросу о равенстве людей после убийства сторонниками гражданина Сталина товарища Феликса Дзержинского в нашей стране. А самую современную советскую «Волгу» - ГАЗ-3102, разрешили выпускать только как машину для номенклатуры. Прямо заявив, что «машина генералов не должна работать в такси и идти частным лицам». Типичное морально уродство «неодворян», что появились на практике в СССР сразу после убийства ими «Железного Феликса» в 1926 году. Плюс «Волги», начиная с ГАЗ-21, имели версии - «догонялки» для КГБ СССР -что кого - то восхищало, а кого-то наоборот напрягало. Тех, кто помнил о убийствах гражданами из ОГПУ товарищей Владимира Ленина, Михаила Фрунзе и Феликса Дзержинского, об ужасах ГУЛАГ и коллективизации, о судьбе Маршала Георгия Жукова – это только напрягало. Но до 1985 года «Волга» была царицей наших гаражей и личных, и ведомственных. В 1985 году ее первенство оспорила ВАЗ-2108 «Спутник» - не такая вместительная, но более динамичная и управляемая, с лучшей тормозной системой, и с гораздо лучшим качеством сборки и комплектующих. Ибо качество «Волг» сильно упало к тому времени. Поэтому и собирали «Волги» - «догонялки» для дегенератов из КГБ СССР на ПАМС (производство малых серий)[1], тщательно проверяя качество тех комплектующих, что были общие со стандартными версиям «Волг». Несмотря на это в 90гг. XX века продажи «Волг» рванули вперед. И ГАЗ-31029- очередного рестайлинга ГАЗ-24 1967 года и ГАЗ-3102 -1981 года, которую после 1991 года разрешили продавать и частным лицам. Да и она была, по сути, развитием ГАЗ-24, и отличалась от нее больше внешним видом, и конструкцией кузова. Причиной было, что при том уровне доходов именно «Волга» была самым доступным автомобилем в E-сегменте – если пользоваться современной классификацией и единственным автомобилем такого класса отечественного производства. Попытки АЗЛК и ВАЗ выйти в этот сегмент со своими вариантам АЗЛК-2141 и ВАЗ-2110 не увенчались успехом. Ни у частников, ни у чиновников их модели не вызвали большего интереса. Плюс на «Волгу» играл ее советский имидж номенклатурной машины и престижной. Даже мой отец и дядя сохранили верность «Волгам». Для дяди скорее, впрочем, было важно, что он был профессиональной шофер и при СССР обычно работал в такси на «Волге» же. Интересно, что и сейчас многие люди еще при СССР, сделавшие неплохую карьеру, или по меньшей мере ее сделавшие в 90гг. прошлого века, любят либо «Волги», либо Mercedes- последний часто для них существует только в лице Mercedes-Benz W140 -он же «шестисотый».
Одновременно продолжались разработки новых моделей легковых «Волг». Они были начаты еще в 80гг. XX века. Строго говоря уже после запуска в серию в 60гг. XX века ГАЗ-24 «Волга» автозавод в Горьком (Ныне Нижний Новгород) сразу начал создание новой модели ей на замену, ибо заводчане прекрасно понимали, что их новая модель устарела еще на стадии постановки в массовое производство. Но всех их попытки еще в 70гг. прошлого века создать новую модель с более мощными и современными двигателями, с лучшей тормозной системой и с советской АКПП, напоролись на сопротивление руководство отрасли, и страны. Следующая попытка была предпринята благодаря закрытию линии по производству ГАЗ-14 «Чайка» и отказу от создания ее улучшенной версии ГАЗ-14-07 «Чайка». Которая, кстати, ГАЗ-14-07 первая могла в СССР получить не просто АКПП, а такую автоматическую коробку передач уже собственной разработки, до этого и на ГАЗ-21 «Волга», и на «Чайки», начиная с ГАЗ-13 «Чайка», и на правительственные ЗИЛ, начиная с «членовоза» ЗИЛ-111, запрещенного номенклатурой СССР для владения честных людей из числа остальных граждан СССР[2], и на автобус ЛИАЗ-677 ставились АКПП, созданные на базе американских образцов. Так же это версия наконец-то бы получила инжекторный двигатель, созданный еще для базовой ГАЗ-14 еще в конце 70гг, но тогда не получивший поддержки советского руководства. Но для завода ГАЗ прекращение выпуска ГАЗ-14 было радостью, ибо малые объемы ее выпуска делали его и убыточным, и ухудшали качество сборки, и вдобавок ГАЗ-14 изначально считалась не такой удачной, и надежной как ГАЗ-13 «Чайка», что неудивительно. Если бить по рукам и менеджменту, и инженерам, и рабочим, то конечно никакого рвения к работе не будет. А в СССР это любили со времен гр. Сталина. В итоге было еще во времена «Перестройки» в 1983 году начали проектировать автомобиль, для замены и ГАЗ-14 «Чайки», и для замены «Волг». Подразумевалась создать целое семейство под наименованием «Волга». О
[1] Не путать ГАЗ-3105 «Волга», что выпускалась небольшой серией с 1994 по 1996 годы, с более поздней разработкой этого же автозавода, с тем же индексом, но созданной на другой платформе и не пошедшей в серию.
но бы включало бы и представительскую модель ГАЗ—3105 «Волга»[3] лишь немногим меньше ГАЗ-14, и более дешевые модели ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104. ГАЗ-3105 должен был заменить собой «номенклатурные» ГАЗ-14 и ГАЗ-3102, а две другие модели заменили бы ГАЗ-24-10 «Волга». Предусмотрели разные варианты колесного привода и переднеприводный, и полноприводный. Должны были стоять инжекторные двигатели разных модификаций, кроме МКПП должны были быть варианты и с АКПП, и в целом хотели создать модели на уровне иностранных образцов из западных стран. Как и в случае с АЗЛК-2141 и ЗИЛ-4102, ориентировались больше на европейский автопром. В случае с новой «Волгой» самое большее влияние оказала легенда немецкого автопрома Audi-100. Но именно «влияние» и не более. Audi-100 относилась к E-классу, там самым ГАЗ-3105 тоже относилась к нему. Хотя другие версии должны быть аналогом D-класса. Но на ход разработки и внедрения в серию сказался хладные «ветры» запада, что стали господствовать в нашем политическом климате после убийства товарища Юрия Андропова в 1984 году. В 1988 году начали ходовые испытания новой «Волги» ГАЗ-3105. Это был год прекращения выпуска ГАЗ-14 «Чайка»и отказа от производства в будущем ГАЗ-14-07 «Чайка».
Машина могла получиться если бы реализованы все задумки ее создателей, если не наравне с иностранными аналогами тех лет, то по крайне мере близко. Но в планы руководства завода и инженеров вмешались реалии советской экономики и промышленности. В условиях процессов развала СССР и советской экономики преодолеть эти проблемы было сложно. В итоге ГАЗ-3105 пошел в серию, не только позже, чем планировалось изначально. Но и пошла эта машина в крайне урезанном виде по комплектациями и уровню агрегатов. Качество сборки тоже низким было. Задуманных многообразие модификаций тоже не было реализовано. А на рынке уже России было изобилие покупных иномарок того же класса. В итоге кто был победнее покупал в этом классе по-прежнему ГАЗ-31029 и ГАЗ-3102. А кто имел кошелек потолще покупал уже иномарки E или D-класса. В 90гг. XX века это обычно были или «немцы», особенно Audi-100 и WV Passat B3 и почти одинаковый с ним B4, различные модели от Mercedes-Benz, или японские представители того же класса от Toyota и Nissan, а также Honda. Даже чиновники уже тогда в 90гг. стали переходить на иностранные модели. Попытка их снова заставить ездить на «Волгах» и специальной версии ВАЗ-2110провалились. Даже Борис Немцов в итоге сменил свою «Волгу» на иномарку из-за низкой надежности отечественной машины. А попытки налаживания производства удлиненной версии ВАЗ-2110 с повышенным комфортом для госаппарата ничем не завершились, ибо тогда в России прекрасно знали тогдашнее качество продукции ВАЗ и ее технологический уровень. Но выпуск «Волг» продолжался, как и их модернизация, одновременно с попытками создания новых моделей, например заднеприводной «Волги» ГАЗ-3111. Но на ее выпуск не оказалось средств после дефолта 1998 и даже если бы они нашлись эта модель имела серьезные конструктивные недочеты. делавшие ее выпуск бессмысленным. В 2000 году завод ГАЗ был куплен «Сибирским Алюминием» Олега Дерипаски. А дальнейшие модернизация ГАЗ-3110 «Волга»[4] и ГАЗ-3102 «Волга» были уже лишены смысла. Хотя в итоге в последние годы их выпуска это были уже гораздо более современные и комфортные машины, по крайне мере в случае ГАЗ-31105 «Волга», лишенные ключевых своих недостатков прошлых лет, но им все равно было далеко со современных импортных одноклассников. А дальше модернизировать конструкцию восходящею к 60гг. XX века было уже некуда. Так же и частники стали по мере роста доходов в РФ переходить на импортные автомобили класса E и D. Последняя попытка запуска своей оригинальной «Волги» была в 2003 году. Когда создали опытный образец ГАЗ-3115 «Волга». Это была машина уже класса D, но вполне современная на тот момент. Но был риск для завода, что вложения она потребует очень крупные, а ввиду низкого престижа наших авто в те годы – спрос на нее не окупит вложения. В таких условия новое руководство завода ГАЗ решило купить лицензию на импортный автомобиль этого же класса. Ибо это, как правило, стоит меньше, чем создать свою модель с нуля. Была выбрана американская модель Chrysler Sebring. Так же класса D. Как в случае с ГАЗ-3115 на понижение класса пошли в том, числе по причине снижения статуса в бывшем СССР и автобренда «Волга». Класс D — это класс более массовый, чем Е, например WV Passat B3 и B4 с кузовом универсал и сейчас это прекрасная машина для мелкого бизнеса и стройки. Вместе с лицензией на выпуск Chrysler Sebring был куплен и сборочный завод для выпуска не только этой модели, но и для моделей, построенных на родственных платформах. Среди них есть и популярный тогда в РФ как семейный минивэн Dodge Caravan. Замечу, что поскольку завод в Нижнем начинал деятельность с выпуска автомобилей по лицензии Ford и сам завод был построен американской же фирмой по проекту американских же инженеров, то влияние американского автопрома на его конструкции сохранялось практически весь период СССР. Даже вполне оригинальные по конструкции М20 «Победа»,ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-24, и ГАЗ-3102 «Волга» и ЗИМ, как и обе «Чайки», по стилистики дизайна, и особенностям конструкции в отличие от любых оригинальных моделей АЗЛК, и ВАЗ были близки продукции автозаводов США. В этом ГАЗ походил и на ЗИЛ по аналогичным причинам. Перед началом выпуска в Нижнем Новгороде машина была доработана для наших условий при участии британской автодизайнерской фирмы UltraMotive. Конструкция таже была доработана. Ниже я подробнее я об этом расскажу подробнее, как и судьбе ее выпуска в России.
Описание автомобиля
Широкая публика впервые увидела этот автомобиль 29 августа 2007 года на выставке «Интеравто-2007» в городе Москве. В ее основе лицензионный Chrysler Sebring второго поколения. Название Volga Siber -скорей всего комбинация названия оригинала и русского слова «Сибирь». Самые большие реки РФ строго говоря, находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. Да и Волга перед тем, как выйти на поверхность в Тверской (Калининской) области течет под землей с территории Урала. В основе данного поколение Chrysler Sebring лежит его родная платформа JR, бывшая развитие более ранней JA. В США выпуск этого поколения Sebring был начат в 2001 году и в 2007 году его уже сменило следующие и последние поколение Sebring -на платформе от Mitsubishi JS. Таким образом мы могли купить платформу и оборудование для ее выпуска в момент, когда она уже не нужно была своем создателем и они были только рады ее покупки нами. Замечу, что кузовные панели и не только уникальные не только для каждой модели, но, и уникальные своим оборудованием. Таким образом, если модель снята с производства, то штампы для выпуска ее кузовных панелей более не нужны производителю и, если кто-то заинтересован в выпуске этой старой модели далее уже под своим именем и на своем заводе имеет смысл попытаться их купить. Автомобили, выпущенные на этой платформе JR, пользуются и сейчас уважением на вторичном авторынке. Так, что те, кто ругал в данном случае наш завод ГАЗ за покупку, как выражались «устаревшей модели» были неправы. Так, что тут критика завода в Нижнем Новгороде за покупку лицензии и завода именно для второго поколения Chrysler Sebring совершенно не по делу.
Серийный выпуск в РФ данной модели начался в 2008 году.
Машина с передним приводом и поперечным расположением двигателя. Оснащена несущим кузовов типа «седан». Двигатель-только 2,4 литра бензиновый с распределенным впрыском. Планы на выпуск таких авто с двигателями 2 литра и 2,7 литра не были реализованы. Трансмиссия с механическими и автоматическими коробками передач. «Автоматы» -только гидромеханические АКПП. Подвеска спереди и сзади независимая. Из трех запланированных к запуску моделей двигателей в серию пошел только EDZ объемом 2.4 литра. Двигатели объемом 2 и 2,7 литра в серию не запустили из-за прекращения выпуска модели. В отличие от американского варианта был создан и запущен в серию комплектация с МКПП – пятиступенчатой. Комплектаций салона на серийных авто было две-«Comfort» и «Lux». В отличие от базовой машины в России в ее конструкцию были внесены некоторые изменения с учетом наших условий производства и эксплуатации. Как удачные, так и не очень. К числу удачных относят модернизацию подвески и подъем переднего бампера. К неудачным относят российские фары, ставшим в итоге ненадежными. Так же поменяли решетку радиатора. В целом автомобиль понравился, тем кто его эксплуатировал и эксплуатировал. Нарекание вызывает в основном -длинные свесы кузова в сочетание с относительно, все равно низком для России клиренсе, проблемы со светотехникой, и ограниченность ресурса АККП до первого ремонта в 250 т. км., заложенной, самими разработчиками из США. На вариант с МККП таких нареканий нет, как с АККП. Двигатель же 2.4 считается одним из удачных из двигателей, что ставили на продукции ГАЗ в те годы. Ибо его можно встретить и ГАЗелях, и на Соболях, и ГАЗ-31105-501 -потомке ГАЗ-24 и их так называли-«Волга» с крайслеровскими мотором.
В отличие от оригинального авто из США, на машине поставил российскую светотехнику, другие боковые зеркала, другие бампера и решетку радиатора. Модернизировали подвески ради повышения клиренса и повышение ее надежности. Вместо докатки полноразмерная запаска, что актуально для России. Автомобиль хвалят за надежность и комфорт-больше, чем у других серийных Волг. Но были и недостатки, главные из которых низкий клиренс в сочетании с длинными свесами спереди и сзади, и специфическое расположение аккумулятора, затрудняющею его замену. Также как я уже отмечал выше ограничен до ремонта ресурс АКПП. МККП особых нареканий не вызыывает. Комплектации было две «Комфорт» и «Люкс». МКПП была только на «Комфорте», но таких автомобилей было сделано очень мало от общего количества. Авто выпускалось с 2007 по 2010 году. Общий выпуск был сравнительно небольшим и составил 9 т. штук.
Заключение
Начала выпуска и продаж совпало с кризисом 2008-2009 годов, плюс машина была дороже в эксплуатации и покупки, чем старые Волги, и при этом имела низкий клиренс и неудобные замену аккумулятора, что очень критично в северных регионах нашей страны (60 процентов или даже выше нашей территории — это зона вечной мерзлоты). Плюс имидж Волги был уже испорчен плохим качеством сборки ранее. Так же были проблемы с полной локализацией из не учета технических требований к электропитанию, купленного в США оборудования, по выпуску комплектующих, поэтому сборка так и велась из иностранных комплектующих. В итоге на Волге-Сейбер история «Волг» завершилась. Это нормально. Хотя и печально. А те, ее экземпляры, что в эксплуатации до сих пор радуют многих своих владельцев.
Источники:
https://www.youtube.com/watch?v=4Hx0T-LYUE0,
https://www.youtube.com/watch?v=9F3uS0t94CI,
https://www.youtube.com/watch?v=CTfOgjDOSIQ,
https://www.youtube.com/watch?v=3OyUz2PKRSw,
https://www.youtube.com/watch?v=rgZwJU9wKGM,
https://www.youtube.com/watch?v=VvDeNQfx3J8,
https://www.youtube.com/watch?v=pCJZCK0kvHY,
https://www.youtube.com/watch?v=P6phT0X3RWs,
https://www.youtube.com/watch?v=c3Mdi_Mc2xU,
https://www.youtube.com/watch?v=Za1ZUxagWHo,
https://www.youtube.com/watch?v=CKQfeIO0soM,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Volga_Siber,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Chrysler_JR41,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Chrysler_Sebring,
https://en.wikipedia.org/wiki/Mitsubishi_6G7_engine#6G73,
https://gaz.drom.ru/volga_siber/,
https://www.drom.ru/catalog/gaz/volga_siber/,
https://moscow.drom.ru/gaz/volga_siber/used/,
https://www.drom.ru/reviews/gaz/volga_siber/,
https://gaz.drom.ru/volga_siber/#comparison-opponents,
https://www.drom.ru/compare/gaz-volga_siber-vs-honda-saber.html,
https://baza.drom.ru/sell_spare_parts/model/%E3%E0%E7/engine/gazg/,
https://avtomobilgaz.ru/legkovye/volgasiber/tehnicheskie-harakteristiki-saiber.html,
https://avtomobilgaz.ru/legkovye/volgasiber/remont-i-diagnostika.html,
https://avtomobilgaz.ru/legkovye/volgasiber/korobka-peredach.html,
https://avtomobilgaz.ru/legkovye/volgasiber/korobka-peredach.html,
[1] Там же до 1989 года собирали и ГАЗ-14 «Чайка».
[2] Начиная с ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» -представительские авто в СССР были запрещены для продажи в розницу в рамках реставрации социальных порядков Российской Империи-до 1991 года негласного.
[3] Не путать ГАЗ-3105 «Волга», что выпускалась небольшой серией с 1994 по 1996 годы, с более поздней разработкой этого же автозавода, с тем же индексом, но созданной на другой платформе и не пошедшей в серию.
[4] Модернизация ГАЗ-31029 «Волга», пошедшая в серию в 1997 году. В 2003 в производство запустили ГАЗ-31105, бывшей модернизации ГАЗ-3110 Волга и таким образом новым развитием линии ГАЗ-24.