Мне нравятся истории про Дракулу, хотя роман Брэма Стокера я в своё время не осилил - но всё впереди. Играл я в массу игр где главным героем был сам Граф или вампиры помельче, пересмотрел большое количество фильмов и мультиков с вампирами. Что-то притягательное и очаровательное есть в образе обращённого "Влада Цепеша", не без огромного влияния оригинального романа Стокера, давшего возможность бизнесменам зарабатывать на популярном персонаже деньги.
Хотя впервые о вампире написал Джон Полидори, в 1819 году, в одноимённой повести, образ графа Дракулы популяризовал именно Брэм Стокер. Сколько ещё в романе «Дракула» скрытых смыслов, туманных намёков, идей, которые можно показывать, в том числе под разными углами? И вот один из таких углов мы могли наблюдать в ужастике «Последнее путешествие Деметра», вышедшем в 2023 году. Вообще, изначально я не понял, что скрывается под данным названием. Думаю, многие люди, не знакомые хорошо с первоисточником, задавались подобным вопросом. Следовало ли назвать произведение как-то более звучно? Например «Дракула на корабле» или «Тот самый корабль, в котором граф Дракула плыл в Англию». Вопрос спорный, тем более что в трейлере, и в описании к фильму, и так всё стало понятно.
Художественное произведение полностью концентрируется на той части романа, когда Дракула добирался на корабле до Англии, спрятавшись в гробу. Данный эпизод лишь мельком показали в одноимённом фильме Фрэнсиса Форда Копполы, и более-менее раскрыли в целой серии трёхсерийного фильма «Дракула» от 2020 года. Фильм «Последнее путешествие Деметра» хочет показать нам, как граф питался командой корабля, какие эмоции переживали бедолаги моряки и… действительно ли кто-то выжил? Почти за два часа это сделать более чем возможно. Другой вопрос, КАК это показали создатели картины.
Первая большая претензия к картине связана с образом Дракулы. Я понимаю, что вы разыгрываете полноценный ужастик, и главный антагонист, главный зверь, должен выглядеть так, чтобы мы наложили в штаны при взгляде на него. Но как это увязывается с образом хитрого и жестокого, но в то же время мудрого и интеллигентного существа, с аристократическими манерами? Нам показали настоящего зверя, страшного аж жуть, с зачатками интеллекта. Едва ли его внешний вид позволит ему слиться с жителями Лондона (спойлер: позволил). Никакого очарования в этом кровососущем монстре нет и в помине, однако мне интересно другое: как в столь примитивном звере вообще родился такой хитроумный план? Может он и не примитивен, это только внешне так кажется, ну так покажите нам, что внутри находится мегамозг и гениальный махинатор.
Вторая самая крупная претензия к команде. Вернее к их тупости. Эпизод когда группа взрослых мужиков не смогла справиться с дверью, ведущую в каюту капитана, стал для меня отправной точкой, после которой картина окончательно начала скатываться. Сцена, казалось бы, душераздирающая: в капитанской комнате был заперт пацан, и в комнате же появился Дракула. Сложив два и два, мы поймём, что жить мальцу осталось несколько секунд (спойлер: так и будет). Однако, процесс, когда вампир м-е-е-дленно заключал жертву в свои объятия, а потом так же неспешно выпивал его молодую кровь, достаточно затянулся. И весь процесс «трапезы» происходил на глазах у группы матросов, которые отчаянно пытались открыть запертую деревянную дверь, через пробоину наблюдая, как парнишку убивают. Вопрос номер один: неужели так сложно было через пробоину в двери открыть замок с обратной стороны, благо я видел, как их руки отлично до него дотягиваются? Вопрос номер два: чёрт с ним, с замком, неужели несколько сильных мужиков не могли вынести тонкую деревянную дверь (в которой уже проделали дыру), вместе с замком? Вопрос номер три: почему никто не догадался выстрелить в замок из ружья? Именно третий вопрос сразу же всплыл у меня в голове, когда бедолаги как бараны бились в эту несчастную дверь. Потому что прибежавшая на шум девушка (бывшая пленница Дракулы) в итоге догадалась задействовать огнестрел и вынесла замок с первого же попадания. К сожалению, было уже поздно. Сюжетный поворот вышел настолько бездарным, что мгновенно опустил фильм в моих глазах, и обесценил смерть одного из героев.
Поведение команды, которое не поддаётся логике и здравому смыслу, с каждой минутой фильма только набирает обороты. Ещё немного из наиболее острых моментов: неожиданная попутчица, она же вкусняшка Дракулы, она же трансильванская цыганка Сэра Анна, почему-то не была подвергнута глубокому допросу с пристрастием, когда пришла в сознание. Да, девушка обмолвилась, что Дракула - это жестокий монстр, эксплуатирующий её народ, и скоро все на корабле будут завидовать судьбе Розы и Джека из Титаника, однако, никто не расспросил её подробно про историю Дракулы и откуда он взялся, чего он боится ещё кроме солнечного света, пытались ли его раньше убить, какие у него силы, и почему Анна не сгорает от солнечного света, как все остальные выжившие жертвы вампира? Переливание крови помогло? Но пацану не помогло, и отговорка, что он потерял много крови выглядит лишь отговоркой.
Идея устроить финалочку с Дракулой ночью, на открытой палубе, когда он может отлично прятаться - достойна премии Дарвина, причём каждому участнику. Но это ещё полбеды. В процессе подготовки и занятия снайперских мест, корабль обволокло туманом так, что все эти ружья стали бесполезны - палуба больше не простреливалась. Что сделали оставшиеся в живых члены команды? Правильно, ничего - так и остались на своих местах и не попытались укрыться в каюте. Вроде бы у матросов возникла здравая идея затопить корабль, но потом они выбрали сражение… во время которого затопили корабль. Может лучше сразу с этого надо было начинать? Может вообще лучше было затопить корабль днём, пока вампир спит и не сможет помешать вам сбежать?
Неумолимый Дракула, мгновенно убивающий своих жертв, так что те даже пикнуть не успевали, перед тем как прикончить последнего мужика-матроса внезапно проявил сентиментальность и начал гневно на него кричать и зыркать, не торопясь прервать чужую жизнь. Как-то странно выходит: других ты убивал мгновенно, а с этим медлишь - это потому что он чёрный? Нет, потому что нужно было дать время девушке скинуть на Дракулу мачту. Ещё один архаичный сюжетный поворот, который в настоящее время не имеет права на существование и лишь подтверждает бездарность и лень сценаристов и режиссёра.
От фильма у меня, в основном, негативные впечатления, хотя графика, атмосфера безысходности судна и в целом исторические реалии жизни на корабле XIX века мне понравились. В конце нам сделали намёк на продолжение, но после провала картины, вряд ли продолжение выйдет. Оно и к лучшему, с такими подходом. Хотели освежить историю Дракулы новой кровью, но вместо этого окатили знаменитого персонажа затхлой мочой.