Чем объяснить то, что детская литература возникла "вдруг", в середине 19 века? Одновременно в Англии и Франции, в России и в Америке... Как по команде из космоса серьёзные, вполне взрослые авторы начали писать для детей!
Вот и баронесса Аврора Дюдеван, более известная как Жорж Санд, попробовала свои силы в сказке. Её "История простофили по имени Грибуль"- это не просто попытка развлечь и увлечь. Дети должны знать, что добро побеждает не везде, не всегда и не сразу!
Начало традиционно: жили-были лесничий с женой, и было у них семеро детей. И любили они всех... кроме младшего.
А дело в том, что лесничий был очень жадным, плутоватым и вороватым, и жена ему под стать, и дети - все в родителей. Вот их и любили как своё продолжение! И только младший какой-то не такой: никому не желает зла! Ну не ясно ли, что живём для того, чтобы богатеть, а богатеть можно только за счёт другого! Это уж закон природы такой, и жалеть этого другого - просто глупо! Жалеет - значит, убогий. Не плачет, когда его дразнят, смеётся, когда больно, и поёт, когда страшно? Дурак. Грибуль. Другого имени ему и не придумаешь.
Мечтал Грибуль об одном - чтобы родители его любили, как любят остальных, но если для этого надо врать и воровать...
Лучше уж совсем одному, в чаще леса. Это как выход в другой, фантастический мир, где лёгкие летние сны и явь сливаются до полной неразличимости. Где можно поговорить со шмелём, нечаянно рассердить пчёл, съев их мёд. Но объяснить, что не хотел их обидеть, просто голоден. И вот уже вместо пчёлок в воздухе вьются крылатые девочки!
А неизвестно откуда взявшийся важный господин так похож на шмеля...
И что же? Господин приглашает его в свой замок! Да, он Шмель. И ему нужен... наследник. Своих детей нет, но из Грибуля, кажется, выйдет толк. Он ведь хочет учиться?
И очень скоро Грибуль получит самый главный урок от своего наставника: увидит великую битву Шмелей и Пчёл. Пчёлы побеждены, и шмели с ужасающей жадностью пожирают мёд, хватают и тащат всё, до чего смогли дотянуться. Что же ты стоишь, трусишка Грибуль? Побоище устроено, чтобы ты увидел, как в этом мире добываются богатства!
Знай же, что пчёлы - это большинство. Они трудятся, создают, копят запасы. А у шмелей другой талант - они умеют БРАТЬ! Есть ещё и муравьи - они подбирают крохи, которые остаются после побоищ. Мародёры. И каждому приходится решать, кто он в этой жизни: грабитель, ограбленный или подбирала? Не ясно ли, что единственный путь к счастью - смотреть, как трудятся другие, а потом брать и брать то, что они сделали? К счастью, трудяги не переводятся, и жить за их счёт можно вечно! Всего-то надо забыть о жалости и совести, этих странных выдумках людей.
Люди, с точки зрения насекомых, это какая-то тупиковая ветвь развития, к счастью, малочисленная. Пыжатся доказать сами себе, что лучше звериного мира, из которого они вышли, а - не получается. Всё равно внутри они те же трудяги, грабители или мародёры.
Что ж, надо поблагодарить за науку и бежать. Подальше от такого учителя!
Далеко бы не убежал, если бы не помогла Голубая Стрекоза - королева фей...
Врал Шмель - совсем не мало на свете существ добрых и светлых. Беда в том, что мир всё-таки живёт по шмелиным законам. А можно ли это изменить, если люди считают их единственно возможными?!
Надо, чтобы люди хотя бы задумались, хотя бы поняли, что жизнь может быть другой! И Грибулю дано волшебное средство будить людей своими песнями. От дома к дому, из города в город путешествует певец, напоминая людям о том, что они - не шмели-переростки. Они - ЛЮДИ!
Да только результатом такой мирной "цветочной" революции всё равно будет война - шмелей не изменишь. Ничего и никогда они не отдадут, пока живы. Сумел-таки бессовестный Шмель сохранить власть. Захватил Грибуля в плен, и поставил условие: чтобы прекратить великое кровопролитие, Грибуль, развязавший войну, должен погибнуть. Добровольно.
Сострадая людям, он остановит войну. Но не ясно ли, что не навсегда? Он превратится в голубой цветок - незабудку. А о чём мы должны не забывать, глядя на эти голубые брызги в майской траве? О подвиге, о совести, о сострадании?
Да, конечно. Но ещё и о том, что борьба не окончена.