Вчера мы вспоминали Лидию Клемент, а сегодня хочется вспомнить ещё одного ленинградского певца, чьи песни нравились и Маме, и Папе. Если Лидия Клемент - это детство Мамы, то Анатолий Королёв - юность и начало молодости. Песня "Одиннадцатый маршрут" и вовсе была одной из любимых.
Анатолий Королёв - имя, которое навсегда вписано в историю советской эстрады. Он появился на свет 1 ноября 1942 года в селе Еремеевка Саратовской области. Эта небольшая деревушка стала колыбелью будущего кумира миллионов. Однако, вскоре после рождения Толи семья переехала в Саратов, оживлённый промышленный центр, где появились на свет ещё двое детей – дочь Галина и сын Александр. Иван Борисович, отец Анатолия, трудился на заводе. Его жена, Пелагея Фоминична, работала на нефтепромыслах. Она была воплощением домашнего уюта и тепла. Её выпечка, пропитанная любовью и домашним теплом, стала легендой среди родственников и друзей семьи. Более того, дом Королёвых был наполнен музыкой.
Все члены семьи обладали замечательными голосами и любили петь, превращая обычные вечера в незабываемые семейные концерты. Иван Борисович играл на гармони. Именно он привил Толе любовь к музыке, став первым учителем игры на этом инструменте. Позднее, понимая музыкальные способности сына, он отдал Толю в музыкальную школу, заложив тем самым основу его будущей блестящей карьеры.
В музыкальной школе Анатолий раскрыл свой талант, участвуя в художественной самодеятельности, где его природное обаяние и мощный голос привлекли к нему внимание. После окончания школы, Королёв поступил в Саратовское музыкальное училище имени Л.В. Собинова, ещё более углубив свои знания и навыки. Образование в училище стало важным этапом в его жизни, оттачивая его мастерство и формируя профессиональный подход к музыке.
Однако, творческий путь Анатолия был прерван призывом в армию. Его отправили в стрелковую дивизию, где ему предстояло пройти службу. Но судьба распорядилась иначе. Михаил Запорожец, художественный руководитель ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа (ЛенВО), заметив талант молодого солдата, добился его перевода к себе в ансамбль. Это был переломный момент в жизни Королёва. Вместо рутинной армейской службы он получил возможность заниматься любимым делом, совершенствуя своё мастерство под руководством опытных профессионалов. В ансамбле ЛенВО, Анатолий Королёв стал ведущим солистом, завоёвывая всё большую популярность среди коллег и зрителей.
Его выступления были яркими и запоминающимися, уже тогда проявив его неповторимый стиль и харизму. Именно в ансамбле ЛенВО его заметил Александр Броневицкий, прославленный маэстро советской эстрады. В марте 1964 года Броневицкий пригласил Анатолия Королёва в свой знаменитый ансамбль "Дружба", где уже блистала Эдита Пьеха, жена Броневицкого. Это стало настоящим прорывом в карьере молодого певца.
Работа в "Дружбе" дала ему бесценный опыт, возможность выступать на крупнейших концертных площадках страны, работать с лучшими музыкантами и режиссёрами.
1965 год стал знаковым в карьере Анатолия Королёва. Именно тогда его голос впервые зазвучал на виниловой пластинке с песней "Планета - Целина", написанной Оскаром Фельцманом на стихи Владимира Харитонова. Эта песня, проникнутая романтикой, была далеко не единственной в репертуаре молодого певца, но именно она стала его визитной карточкой, первым шагом к широкой известности. Успех "Планеты - Целина" закрепил за Королёвым репутацию талантливого исполнителя, способного передать глубину и эмоциональность музыки. Его чистый, сильный голос привлёк внимание не только слушателей, но и представителей музыкальной индустрии. Успех породил новые предложения.
Уже в 1966 году, на волне растущей популярности, Анатолию Королёву поступило заманчивое предложение – перейти в новый, первый в Советском Союзе вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) "Поющие гитары". Инициатором приглашения стал Александр Васильев, покидавший популярный на тот момент ансамбль "Дружба" вместе с другими музыкантами, чтобы создать новый коллектив, ориентированный на более современное звучание.
Это был смелый шаг, поскольку "Дружба" занимала доминирующие позиции на советской эстраде. Васильев, располагая информацией о вокальных способностях Королёва, видел в нём ключевую фигуру для ансамбля. Однако, Королёв в то время был уже успешным солистом в раскрученном коллективе. Его концерты собирали полные залы, а песни пользовались стабильным спросом у публики. Риск перехода в новый, ещё не известный широкому кругу слушателей коллектив, был значителен. Он предпочел остаться в своём уверенном положение, отказавшись от заманчивого, но в то же время рискованного предложения.
Это решение, хотя и сложное, было продиктовано разумной оценкой существующей ситуации и желанием не рисковать уже достигнутым успехом. В дальнейшем судьба "Поющих гитар" сложилась успешно, но путь Анатолия Королёва также был насыщен яркими событиями и творческими победами.
Так, например, настоящий всесоюзный успех пришёл к Анатолию Королёву после победы на Международном молодёжном фестивале песни в Сочи в 1967 году. Это событие стало триумфом его таланта, закрепив за ним статус одной из самых ярких звёзд советской эстрады. Его волшебный голос, лучезарная улыбка, искренность и простота покорили сердца миллионов слушателей. Он обладал удивительной способностью доносить до аудитории глубину и эмоциональность песен, создавая неповторимую атмосферу на каждом выступлении. Его концерты собирали полные залы, а записи его песен расходились миллионными тиражами. Королёв стал символом своего времени. Его песни живут и по сей день, напоминая о яркой и талантливой эпохе советской эстрады.
Вокал Анатолия Королёва можно услышать в фильмах: "Удар! Ещё удар!", "Мама вышла замуж", "Сказки русского леса", "Адрес песен - молодость" и "Станислав Пожлаков".
По воспоминаниям музыканта и композитора Эдуарда Кузинера, поклонницы не давали Анатолию прохода. Певцу приходилось убегать от вездесущих девушек даже по чердакам и крышам. В личной жизни Королёва всё складывалось замечательно: рядом красавица-жена Надежда и долгожданный сын Константин.
1968 год стал переломным в карьере Анатолия Королева. После блестящей победы на фестивале в Сочи, он получил разрешение выступать единолично целое отделение, что стало большим достижением для молодого исполнителя в то время. Это открыло перед ним новые возможности, и он отправился в гастрольный тур с сольными концертами. Кульминацией года стала запись его пластинки "Мелодии друзей-68. Анатолий Королёв" на легендарной фирме "Мелодия". В неё вошли такие песни, как "Ты для меня одна", "Песня друзей", "Крыши" и "Этого мне только не хватало", каждая из которых, несомненно, отражала его стиль и талант.
Запись пластинки сама по себе являлась огромным событием в жизни начинающего артиста, так как попасть на "Мелодию" было очень престижно и означало признание на государственном уровне. Успех пластинки заложил основу для дальнейшего развития его творческого пути.
С 1968 по 1970 год Анатолий Королев работал в ВИА "Ровесники", и его сотрудничество с этим ансамблем стало важным этапом. Дебютные гастроли "Ровесников" в Ташкенте прошли с триумфальным успехом. После этого концерты ансамбля неизменно собирали полные залы, что говорит о популярности как самого коллектива, так и о растущей популярности самого Королёва.
В 1969 году Королёв провёл несколько сольных концертов в престижных концертных залах Ленинграда – Театре эстрады и ДК им. Дзержинского. В том же году он выпустил свой второй авторский миньон, в который вошли песни "Свидание с Ленинградом", "Солнечное чудо", "Шагай, турист" и "Больше неба - человек". Выпуск миньона - это ещё одно подтверждение того, что Королёв стремительно набирал популярность и активно развивал свою сольную карьеру. Песни, вошедшие в миньон, отражают широкий диапазон его творчества, от лирических до более динамичных композиций.
1970 год ознаменовался выпуском его дебютного диск-гиганта, что стало крупнейшим достижением в его карьере на тот момент. В него вошли такие известные песни, как "Крыши", "Невские моржи", "Ты для меня одна", "На взлёт", "Любовь", "Моя звезда", "Одиннадцатый маршрут", "Вот я какой" и другие. В этом же году Анатолий Королев стал солистом ВИА "Весёлые голоса", созданного Владимиром Щепочкиным, прежде работавшим аранжировщиком и гитаристом в ансамбле "Дружба". "Весёлые голоса" были известны своим ярким репертуаром, включавшим как патриотические песни, так и лирические композиции, близкие молодому поколению. Именно это сочетание позволило ансамблю и Королёву собирать полные залы, а его пластинки расходились огромными тиражами.
Это свидетельствует о широком признании его таланта и успеха в массовой культуре того времени. Стиль "Весёлых голосов" отличался от стиля "Ровесников", что позволило Королёву продемонстрировать свою универсальность и адаптивность к разным музыкальным стилям.
В 1972 году вышел сингл Анатолия Королёва "Полюби меня", а в 1973 году – пластинка с "Весёлыми голосами". В этом же году он выступил на международном фестивале в Сопоте (Польша), представив песню "Первая весна". Сопот был известен как престижная площадка для выступления исполнителей из разных стран, и успешное выступление там стало значительным шагом в его международной карьере.
1974 год принёс ещё больший успех: вышел сингл "Перед расставанием", три авторских миньона и миньон с "Весёлыми голосами".
В 1975 году вышла долгоиграющая пластинка и компакт-кассета певца с "Весёлыми голосами". Пластинка включала в себя композиции: «У берёз и сосен», «Не ошибись», «Красавица», «Романс», «Неприметная красота», «Честно говоря», «Пою о любви» и другие. На кассете были: «Романс», «Мне не надо жалости»,«Веселые голоса», «Берёза», «На солнечной поляночке».
В середине 1970-х годов Анатолий Королёв перешёл работать в Ленконцерт, гастролируя по Советскому Союзу. Его голос звучал на радиоэфирах и телеэкранах. Параллельно с сольной карьерой, Королёв активно занимался композиторской деятельностью, создавая песни, которые с успехом исполняли другие ленинградские певцы, в том числе, известная певица Мария Пахоменко.
Но весной 1977 года, Анатолий неожиданно покидает Ленинград и уезжает в Сибирь, беря паузу в своей карьере. Причины этого переезда остаются неизвестными, но этот период, длившийся несколько лет, значительно прервал его творческий подъём и, вероятно, повлиял на дальнейшие события.
Возвращение в Ленинград в 1980 году принесло с собой новые возможности – выступления в престижном варьете Вайнштейна. Это событие сулило дальнейший успех, но судьба распорядилась иначе.
26 июня 1980 года произошла трагическая авария. Мотоцикл, на котором Анатолий Королёв ехал со своей женой, столкнулся с такси при съезде с Кировского моста в Ленинграде. Травмы, полученные в результате столкновения, оказались крайне тяжёлыми, в первую очередь, пострадали ноги. Даже после снятия гипса боли не утихли, диагноз врачей был неутешителен: эндартериит – заболевание сосудов, вызывающее сильные боли и нарушение кровообращения в конечностях. Ноги певца мёрзли даже в летнюю жару, о возвращении на сцену пришлось забыть.
Последующие годы стали для Анатолия Королёва настоящим испытанием. Он боролся с болезнью, испытывая различные методы лечения – как традиционные, так и нетрадиционные, но всё безуспешно. В 1980-е годы последовали несколько ампутаций ног, певец оказался практически забыт. Однако, Анатолий Иванович не терял надежды и жизнелюбия, иногда даже выезжал на природу на автомобиле с ручным управлением, демонстрируя поразительную силу духа перед лицом невзгод.
24 октября 1991 года Анатолий Королёв скончался. Ему было 48 лет. Его похоронили на Красненьком кладбище Санкт-Петербурга, расположенном к югу от станции метро «Автово». История жизни этого талантливого певца – яркий пример того, как стремительный взлёт может быть прерван трагическими обстоятельствами, но даже в самых трудных условиях человек способен сохранять надежду и мужество.
При всей своей известности и популярности Анатолий Иванович от рождения был очень скромным человеком. Певцов такого уровня культуры сейчас уже нет.