Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Два винта и две звезды М-14В26 – советский вертолёт Ка-26

Вертолётные зарисовки

Вертолётные зарисовки
Vivan755 — авиация, ЖД, техника3 марта 2022

На канале уже вышли статья и видео про вертолёты соосной схемы на примере старой поршневой машины, а теперь пришла пора осмотреть и сам вертолёт Ка-26!

По внешнему виду мотогондóл может показаться, что машина газотурбинная:

-2

Но нет, это всего лишь жалюзи воздушного охлаждения. Если присмотреться – видно, что лопатки стоят на «пеньках» и могут поворачиваться. Внутри гондолы стоит 9-цилиндровый звездообразный карбюраторный двигатель М-14В26:

-3

В разных модификациях эта «звезда» с пневмозапуском ставилась на Як-12, Як-18, Ан-14, PZL-104 Вильга, Ка-15, Ка-18 и вот на Ка-26. На самолётную версию и воздухораспределитель пневмозапуска можно посмотреть в статье о вспомогательных силовых установках:

От коленвала (красный на схеме) приводится встроенный в переднюю часть двигателя редуктор, от него приводятся вентилятор (синий), стоящий сразу за жалюзи, и через комбинированную муфту выходной вал (зелёный). Комбинированная муфта – фрикционно-храповая. Она состоит из многодискового сцепления – почти как на автомобиле с «механикой» – и отключаемой храповой муфты.

Двигатель запускается без нагрузки, прогревается, потом давлением масла от двигателя плавно сжимаются диски фрикционной муфты, трансмиссия плавно раскручивается. В этом отличие от автомобильного сцепления – там диски поджимаются пружиной, а разжимаются давлением, а тут поджимаются давлением, потому что в полёте эта муфта не нужна. После выравнивания скоростей храповик сдвигается и собачки входят в зацепление с венцом, а фрикционная муфта выключается.

Передача момента с двигателя на несущие винты идёт через храповые муфты. Если двигатель отказывает – его храповая муфта начинает «трещать» и отказавший мотор не мешает вращению трансмиссии с исправным. Этим Давид Ка-26 не отличается от Голиафа Ми-6, о муфтах свободного хода которого рассказано в одной из статей:

Двигатели вращают ведомую коническую шестерню главного редуктора параллельно, никакого дифференциала, как в приводе закрылков самолёта, нет:

Рисунок из книги «Вертолёт Ка-26», СССР
Рисунок из книги «Вертолёт Ка-26», СССР

Выглядит сложно, но у опытного советского «летающего вагона» Як-24 – ещё сложнее, синхронизирующий вал через весь фюзеляж:

-5

В задней части мотогондолы – маслобак и маслорадиатор, последний вверху:

-6

Снятые хвостовые части гондол, хорошо виден радиатор:

-7

Пустая гондола с моторамой:

-8

Вид сбоку:

-9

«Стакан» на переднем плане с тонкой жёлтой трубкой снизу – ЭКР, электрокран разжижения масла бензином. Такой есть на любом советском «бензиномоторе»: если планируется запуск в холодную погоду, ниже +5 °С, то ЭКР включается на несколько минут перед выключением двигателя и масло двигателя разбавляется бензином, а после запуска и прогрева испаряется.

Расход бензина через ЭКР – около 1 л/мин. Как можно заметить, все масляные трубопроводы крашены в бурый, топливные – в жёлтый, это международный стандарт.

Ка-26 – вертолёт-шасси, на него можно поставить грузопассажирскую кабину, можно использовать как кран, а можно повесить ёмкость для авиахимработ:

-10

Колонка несущих винтов:

-11

Втулка верхнего винта с фрагментом верхнего автомата перекоса:

-12

Верхний автомат перекоса и втулка нижнего винта:

-13

Невзрачный цилиндр справа внизу, за жёлтой трубкой – один из гидроусилителей. Законцовка лопасти:

-14

Лопасти у Ка-26 стеклопластиковые и очень лёгкие – каждая около пуда без стального комля. А под таким углом хорошо видно, что кили стоят «враскоряку» – скоростной напор, обтекающий вертолёт, даже на крейсерской скорости здорово искажён винтами и расходится за ними веером, вот кили и повёрнуты по лучам этого веера:

-15

На сегодня всё, закрываем жалюзи капотов:

-16

Скоро после длительного-предлительного перерыва выйдет второе видео про Ка-26, а потом и вторая статья – с подробными снимками кабины! А сегодня ещё вышли ролик о маслостанции на частотном преобразователе и видео про велофотоохоту на перегоне Одесской дороги 12 лет назад.

А мне ко дню рождения недавно приехала стопка книг из магазина Центрмаг, многие редкие книги по транспорту есть лишь там:

-17

Многие из вас уже внесли свою лепту на эту подарочную посылку, книги из которой в том числе помогут в написании статей, и если у вас есть желание поучаствовать – вот номер карты Сбера:

4276 5400 1933 6647
Иван Степанович В.

Вместе мы сила!

—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—

Общее оглавление канала

-18