Вертолётные зарисовки
На канале уже вышли статья и видео про вертолёты соосной схемы на примере старой поршневой машины, а теперь пришла пора осмотреть и сам вертолёт Ка-26!
По внешнему виду мотогондóл может показаться, что машина газотурбинная:
Но нет, это всего лишь жалюзи воздушного охлаждения. Если присмотреться – видно, что лопатки стоят на «пеньках» и могут поворачиваться. Внутри гондолы стоит 9-цилиндровый звездообразный карбюраторный двигатель М-14В26:
В разных модификациях эта «звезда» с пневмозапуском ставилась на Як-12, Як-18, Ан-14, PZL-104 Вильга, Ка-15, Ка-18 и вот на Ка-26. На самолётную версию и воздухораспределитель пневмозапуска можно посмотреть в статье о вспомогательных силовых установках:
От коленвала (красный на схеме) приводится встроенный в переднюю часть двигателя редуктор, от него приводятся вентилятор (синий), стоящий сразу за жалюзи, и через комбинированную муфту выходной вал (зелёный). Комбинированная муфта – фрикционно-храповая. Она состоит из многодискового сцепления – почти как на автомобиле с «механикой» – и отключаемой храповой муфты.
Двигатель запускается без нагрузки, прогревается, потом давлением масла от двигателя плавно сжимаются диски фрикционной муфты, трансмиссия плавно раскручивается. В этом отличие от автомобильного сцепления – там диски поджимаются пружиной, а разжимаются давлением, а тут поджимаются давлением, потому что в полёте эта муфта не нужна. После выравнивания скоростей храповик сдвигается и собачки входят в зацепление с венцом, а фрикционная муфта выключается.
Передача момента с двигателя на несущие винты идёт через храповые муфты. Если двигатель отказывает – его храповая муфта начинает «трещать» и отказавший мотор не мешает вращению трансмиссии с исправным. Этим Давид Ка-26 не отличается от Голиафа Ми-6, о муфтах свободного хода которого рассказано в одной из статей:
Двигатели вращают ведомую коническую шестерню главного редуктора параллельно, никакого дифференциала, как в приводе закрылков самолёта, нет:
Выглядит сложно, но у опытного советского «летающего вагона» Як-24 – ещё сложнее, синхронизирующий вал через весь фюзеляж:
В задней части мотогондолы – маслобак и маслорадиатор, последний вверху:
Снятые хвостовые части гондол, хорошо виден радиатор:
Пустая гондола с моторамой:
Вид сбоку:
«Стакан» на переднем плане с тонкой жёлтой трубкой снизу – ЭКР, электрокран разжижения масла бензином. Такой есть на любом советском «бензиномоторе»: если планируется запуск в холодную погоду, ниже +5 °С, то ЭКР включается на несколько минут перед выключением двигателя и масло двигателя разбавляется бензином, а после запуска и прогрева испаряется.
Расход бензина через ЭКР – около 1 л/мин. Как можно заметить, все масляные трубопроводы крашены в бурый, топливные – в жёлтый, это международный стандарт.
Ка-26 – вертолёт-шасси, на него можно поставить грузопассажирскую кабину, можно использовать как кран, а можно повесить ёмкость для авиахимработ:
Колонка несущих винтов:
Втулка верхнего винта с фрагментом верхнего автомата перекоса:
Верхний автомат перекоса и втулка нижнего винта:
Невзрачный цилиндр справа внизу, за жёлтой трубкой – один из гидроусилителей. Законцовка лопасти:
Лопасти у Ка-26 стеклопластиковые и очень лёгкие – каждая около пуда без стального комля. А под таким углом хорошо видно, что кили стоят «враскоряку» – скоростной напор, обтекающий вертолёт, даже на крейсерской скорости здорово искажён винтами и расходится за ними веером, вот кили и повёрнуты по лучам этого веера:
На сегодня всё, закрываем жалюзи капотов:
Скоро после длительного-предлительного перерыва выйдет второе видео про Ка-26, а потом и вторая статья – с подробными снимками кабины! А сегодня ещё вышли ролик о маслостанции на частотном преобразователе и видео про велофотоохоту на перегоне Одесской дороги 12 лет назад.
А мне ко дню рождения недавно приехала стопка книг из магазина Центрмаг, многие редкие книги по транспорту есть лишь там:
Многие из вас уже внесли свою лепту на эту подарочную посылку, книги из которой в том числе помогут в написании статей, и если у вас есть желание поучаствовать – вот номер карты Сбера:
4276 5400 1933 6647
Иван Степанович В.
Вместе мы сила!
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—