Сегодня я расскажу вам про станцию Плавск. Небольшая провинциальная станция, которая за 157 лет своего существования три раза сменила название, хранит для нас железнодорожные памятники, а так же имеет старейшие подъездные пути ещё со времен Российской Империи.
Тульская область наполнена железнодорожным наследием. В второй половине 19-го века через Тульскую землю пролегло три железнодорожных магистрали.
Железная дорога ворвалась в привычный быт людей того времени, принесла жизнь и развитие во многие уголки нашего края. Вокруг железнодорожных станций росли города и сёла, люди получили возможность не только путешествовать и увеличить объемы торговли, но и возможность трудиться на железке.
На железной дороге всегда работало много идейных люди, они ценили и развивали то, что имели, но при этом хранили историю, передавая её из поколения в поколение. Именно поэтому сегодня на железных дорогах есть много мест, посетив которые можно погрузиться в атмосферу старины, представить и увидеть, как люди жили и работали раньше. Плавск впитал в себя наследие времён, и сохранил для нас много интересного.
Когда мы подъезжаем к станции первым делом видим вокзал. Построили его в 1869 году, до этого было деревянное типовое строение Московско-Курской ЖД. Вокруг вокзала небольшой сквер. Рядом старый сарайчик для багажа, небольшой деревянный павильончик, памятник тепловозу и вагону, водонапорная башня и паровозная гидроколонка.
Первоначально станция называлась Сергиево. В 1897 году к станции прилегла Пеньковская ветка. Она соединила станцию и деревню Пеньково, пройдя через мельницы и заводы местных помещиков. После постройки ветки поток сельскохозяйственных грузов вырос настолько, что станция Сергиево, находившаяся на косогоре и не обладавшая развитым грузовым двором, просто не справлялась с ним. Поэтому в 1898 году рядом построили грузовую станцию Сергиево II, а Сергиево I стала пассажирской.
В 1904 году обе станции переименовали, Сергиево I - в «Паточную», а Сергиево II - в «Овсяную». Одна из возможных версий причины переименования - чтобы не было путаницы при покупке билетов и отправке грузов, так как в то время появилось уже несколько станций с похожими названиями.
Станция Сергиево II была местом погрузки-выгрузки зерна. Возможно по этой причине, она и стала «Овсяной». Но отгружали тут не только зерно, но и прочие продовольственные товары, паковали грузы. При станции была товарная контора, ведавшая учётом отправляемых и прибывших грузов, взвешивая и опечатывая вагоны, руководившая артелями грузчиков, рассчитывавшая тарифы на перевозку, страховавшая отправки и выполнявшая кучу другой необходимой работы.
Сегодня возле станции "Овсяная" вы не найдёте железнодорожных путей. При перестройке моста через Плаву трассировка главных путей поменялась, и отступила от бывшей торговой станции, но путевое развитие станции использовали, для маневровых передвижений. В 2000-х станцию закрыли совсем, а пути постепенно разобрали. Поэтому сейчас заброшенный вокзал без рельсов стоит в частном секторе.
Пассажирская станция «Паточная» получила своё название, потому что недалеко на реке Плава находился картофельно-паточный завод купцов Юдиных. За свой век она повидала всякое: и первые поезда, идущие на юг России, и солдатские эшелоны, и санитарные поезда Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, и прибытие знаменитых персон царского и советского времени.
Во время Гражданской войны, в 1919 году, на станции «Паточная» находился штаб Южного фронта. Сюда 3 октября прибыл Сталин, для подписания документов по разгрому деникинцев и широкому наступлению Красной Армии. В здании вокзала есть экспозиция «Кабинет начальника станции», посвященной пребыванию Иосифа Виссарионовича Сталина на экспозиции представлены карты, документы, подлинные предметы и вещи того времени. Только при посещении вокзала мне не удалось посетить эту выставку, так как я был поздно.
После революции село Сергиевское, где находилась станция переименовали в Плавск, в честь реки Плавы, протекающей в здешних местах. А в 1964 году и станцию Паточную переименовали в Плавск.
На здании вокзала несколько памятных табличек. А внутри памятник летчику Сафонову Б. Ф. Первый дважды герой советского союза в Великой Отечественной войне. Памятник сразу привлекает к себе внимание. Историческая справка, расскажет проезжему путешественнику о герое, и о других местных выдающихся личностях и достопримечательностях.
Вот такая провинциальная станция Плавск, вот такая история. Всем добра!
Приходите в телеграм, сообщество авторов отбирает свои лучшие материалы для вас.
Все снимки в статье без указания источника принадлежат автору.