Понятие «Подъездные пути» было введено только в 1887 году, спустя 50 лет после появления железных дорог в Российской Империи. Первые подъездные пути начинали строить в 1892 году.
«Положение о подъездных путях к железным дорогам» изданое в «Собрании узаконений и распоряжений правительства за 1887 год» описывает не только сам термин, но и юридические нюансы: кто заведует подъездными путями, порядок подачи прошений о разрешении изысканий для подъездных путей, ответственных лиц за разрешение разногласий, и т.д.
Столь позднее оформление правовых норм, касающихся подъездных путей, определило их позднее развитие. В 1900 году из 50 тысяч вёрст железных дорог, подъездных путей из них чуть больше 1 тысячи вёрст.
В трактовке положения 1887 года термин «Подъездные пути» получил чрезмерно расширенное толкование, охватив даже трамваи, конно-железные дороги, и несоединенные с общей государственной сетью рельсовые пути частного пользования.
Я расскажу вам о том, как строили, обслуживали, и как выглядели подъездные пути в Российской Империи на примере Пеньковской ветки в Тульской области. Однажды мне доводилось проехать по этой ветке со снегоуборочной техникой. Тогда, ещё не зная её истории, я сразу ощутил дух старой железнодорожной линии. С тех пор идея рассказать об этой ветке в своем блоге сидела в моей голове.
В 1891 г. некоторые владельцы паровых мельниц и других промышленных заведений, расположенных вдоль реки Плавы в Крапивенском уезде Тульской губернии, близ станции Сергиево(ныне Плавск) Московско-Курской железной дороги, обратились в правление общества дороги с просьбой провести подъездной рельсовый путь, на протяжении около 15 вёрст, от станции Сергиево до деревни Пеньково, с заездами на их мельницы и заводы. Владельцы принимали на себя обязательство безвозмездной уступки принадлежащих им земель, отходящих под ветвь, и давали гарантию определённого годового дохода с ветви в размере 38.000 руб в год на срок 12 лет.
По общепринятой тогда практике, каждый грузоотправитель на подъездных путях не только оплачивал по тарифу перевозку такого-то веса на такое-то расстояние, но ещё по дополнительному договору – подачу вагонов паровозом, содержание рельсового пути, зданий и сооружений, жалование железнодорожных агентов и т.п. Это значило, что каждый владелец предприятий вдоль Пеньковской ветви не сомневался в том, что произведёт необходимое количество продукции для загрузки ветви в долгосрочной перспективе.
В связи с ожидавшейся в 1892 г. передачи Московско-Курской железной дороги в казённое управление, вопрос о постройке подъездных к ней путей был временно приостановлен. После передачи дороги в казну, в начале 1894 г. помещик Сазонов передал коллективное обращение к министрам Путей Сообщения и Финансов с прошениями, в которых подтверждая прежние обязательства, ходатайствовал о сооружении Сергиево-Пеньковской ветви за счёт казны.
В 1895 году управлением дороги произвели изыскания ветви, на их основании был составлен проект и расценочная ведомость её стоимости.
Есть описание этого проекта тех времён:
«…Начиная заездным путём у станции Сергиево, линия направляется на северо-запад в обход села Сергиево, пересекает реку Мармыжку мостом отверстием 4 сажени и пройдя путепроводом под Тульским шоссе подходит к заводу Окунева на 3 версте.
Далее линия направляется по правому берегу реки Плавы, мимо села Юрьева и через усадьбу землевладельца барона Боде, а затем между хутором барона Боде и деревней Александровкой. Далее мимо села Красного, линия подходит к мельнице Черемушкина на 12 версте, а далее, пройдя деревню Новосёлки и пересекши р. Крутец мостом отверстием 7,5 саженей, направляется в село Пеньково, где и оканчивается у второй мельницы Черемушкина.
На 3, 6, 8, и 12 верстах близ промышленных заведений просителей спроектированы площадки и заездные пути. В Пенькове спроектирована станция, причём главный путь расположен так, что в случае необходимости продлить ветвь на город Крапивну.
Из станционных построек спроектировано: на Сергиево-Пеньковской ветви в Пенькове товарная контора с жилым помещением для служебного персонала и на двух остановочных пунктах жилые дома в размере двойной будки.
К постройке ветви предполагается приступить немедленно распоряжением Управления Московско-Курской железной дороги, а окончание всех работ по постройке её запланировано в начале 1897 г…»
24 сентября 1897 г. издан приказ по об открытии Пеньковской ветви для грузовых операций:
«…С 1 октября сего года открывается для постоянного грузового движения Пеньковская ветвь, примыкающая к ст. Сергиево Московско-Курской линии, и с этого же времени разрешается открытие грузовых операций на этой ветви.
Движение поездов по Пеньковской ветви, впредь до изменения, должно производиться лишь в дневное время исключительно лишь одним маневровым паровозом станции Сергиево, с соблюдением § 131 правил движения.
В виду значительного уклона запасных путей, от поворотного круга к упорам, на остановочном пункте Юрьево, Начальнику IV участка пути предлагается объявить складовладельцу Сазонову о соблюдении надлежащих мер предосторожности при подаче вагонов вручную или конной тягой через поворотный круг на тупики и обратно…»
Железнодорожная ветвь Сергиево (Плавск) - Пеньково пережила революцию, Великую Отечественную войну, и активно использовалась до середины 1980-х. Тогда же была проведена её реконструкция, заключавшаяся в замене металлических ферм мостов железобетонными и перекладке пути на железобетонные шпалы.
К сожалению в 1990-е всё изменилось, некоторые предприятия были закрыты, а пути частично разобраны, поэтому Пеньковская ветка дошла до наших дней в укороченном виде. Теперь её длина в два раза меньше, а заканчивается она в поселке Александровка. Там еще действует одно из предприятий, а ветка упирается в стрелку и тупик. Тепловоз всегда подает одинаковое количество вагонов, которые умещаются между стрелкой и тупиком, и столько же вагонов забирает с завода. Только происходит это достаточно редко.
Тема исторических подъездных путей мне очень интересна, после изучения Пеньковской ветки я много читал об этом. Накопил определенное количество материалов, возможно в будущем они превратятся в статьи. Если у вас есть вопросы или чем поделится по теми, буду рад обсудить в комментариях.
На этом всё! Всем добра!
Просматривая статистику канала, заметил, что много посетителей не подписаны на мой канал. Подписывайтесь, это важно для меня, и развития моей странички. Спасибо.
Загляните в телеграм, там собраны статьи о транспорте от авторитетных авторов Дзена.
Материалы использованные для статьи:
Подъездные пути рельсовые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ветка Сергиево-Пеньково. Статья из краеведческого сайта о Плавске.
Статистический сборник Министерства путей сообщения за 1900 год.