Найти в Дзене
Паша Машинист

Как выглядели подъездные пути в Российской Империи

Понятие «Подъездные пути» было введено только в 1887 году, спустя 50 лет после появления железных дорог в Российской Империи. Первые подъездные пути начинали строить в 1892 году.  «Положение о подъездных путях к железным дорогам» изданое в «Собрании узаконений и распоряжений правительства за 1887 год» описывает не только сам термин, но и юридические нюансы: кто заведует подъездными путями, порядок подачи прошений о разрешении изысканий для подъездных путей, ответственных лиц за разрешение разногласий, и т.д. Столь позднее оформление правовых норм, касающихся подъездных путей, определило их позднее развитие. В 1900 году из 50 тысяч вёрст железных дорог, подъездных путей из них чуть больше 1 тысячи вёрст. В трактовке положения 1887 года термин «Подъездные пути» получил чрезмерно расширенное толкование, охватив даже трамваи, конно-железные дороги, и несоединенные с общей государственной сетью рельсовые пути частного пользования. Я расскажу вам о том, как строили, обслуживали, и как вы

Понятие «Подъездные пути» было введено только в 1887 году, спустя 50 лет после появления железных дорог в Российской Империи. Первые подъездные пути начинали строить в 1892 году. 

Коллаж из фото
Коллаж из фото

«Положение о подъездных путях к железным дорогам» изданое в «Собрании узаконений и распоряжений правительства за 1887 год» описывает не только сам термин, но и юридические нюансы: кто заведует подъездными путями, порядок подачи прошений о разрешении изысканий для подъездных путей, ответственных лиц за разрешение разногласий, и т.д.

Столь позднее оформление правовых норм, касающихся подъездных путей, определило их позднее развитие. В 1900 году из 50 тысяч вёрст железных дорог, подъездных путей из них чуть больше 1 тысячи вёрст.

В трактовке положения 1887 года термин «Подъездные пути» получил чрезмерно расширенное толкование, охватив даже трамваи, конно-железные дороги, и несоединенные с общей государственной сетью рельсовые пути частного пользования.

Я расскажу вам о том, как строили, обслуживали, и как выглядели подъездные пути в Российской Империи на примере Пеньковской ветки в Тульской области. Однажды мне доводилось проехать по этой ветке со снегоуборочной техникой. Тогда, ещё не зная её истории, я сразу ощутил дух старой железнодорожной линии. С тех пор идея рассказать об этой ветке в своем блоге сидела в моей голове.

Больница, открытая князем Гагариным в 1870-х, в Сергиево для всех жителей села. Проезжая по Пеньковской ветви её тоже видно. Фото из открытых источников
Больница, открытая князем Гагариным в 1870-х, в Сергиево для всех жителей села. Проезжая по Пеньковской ветви её тоже видно. Фото из открытых источников

В 1891 г. некоторые владельцы паровых мельниц и других промышленных заведений, расположенных вдоль реки Плавы в Крапивенском уезде Тульской губернии, близ станции Сергиево(ныне Плавск) Московско-Курской железной дороги, обратились в правление общества дороги с просьбой провести подъездной рельсовый путь, на протяжении около 15 вёрст, от станции Сергиево до деревни Пеньково, с заездами на их мельницы и заводы. Владельцы принимали на себя обязательство безвозмездной уступки принадлежащих им земель, отходящих под ветвь, и давали гарантию определённого годового дохода с ветви в размере 38.000 руб в год на срок 12 лет.

По общепринятой тогда практике, каждый грузоотправитель на подъездных путях не только оплачивал по тарифу перевозку такого-то веса на такое-то расстояние, но ещё по дополнительному договору – подачу вагонов паровозом, содержание рельсового пути, зданий и сооружений, жалование железнодорожных агентов и т.п. Это значило, что каждый владелец предприятий вдоль Пеньковской ветви не сомневался в том, что произведёт необходимое количество продукции для загрузки ветви в долгосрочной перспективе.

Станция Сергиево, на карте отмечена как станция Паточная, так её переименуют в 1904, в СССР она получит название Плавск. Карта с сайта о Плавске(ссылка в конце статьи)
Станция Сергиево, на карте отмечена как станция Паточная, так её переименуют в 1904, в СССР она получит название Плавск. Карта с сайта о Плавске(ссылка в конце статьи)

В связи с ожидавшейся в 1892 г. передачи Московско-Курской железной дороги в казённое управление, вопрос о постройке подъездных к ней путей был временно приостановлен. После передачи дороги в казну, в начале 1894 г. помещик Сазонов передал коллективное обращение к министрам Путей Сообщения и Финансов с прошениями, в которых подтверждая прежние обязательства, ходатайствовал о сооружении Сергиево-Пеньковской ветви за счёт казны.

В 1895 году управлением дороги произвели изыскания ветви, на их основании был составлен проект и расценочная ведомость её стоимости.

Железнодорожный мост через реку Мармыжку. Мост реконструирован в советское время. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).
Железнодорожный мост через реку Мармыжку. Мост реконструирован в советское время. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).

Есть описание этого проекта тех времён: 

«…Начиная заездным путём у станции Сергиево, линия направляется на северо-запад в обход села Сергиево, пересекает реку Мармыжку мостом отверстием 4 сажени и пройдя путепроводом под Тульским шоссе подходит к заводу Окунева на 3 версте. 

Дом купца Окунева. До сих пор стоит около Пеньковской ветки. Фото из открытых источников
Дом купца Окунева. До сих пор стоит около Пеньковской ветки. Фото из открытых источников

Далее линия направляется по правому берегу реки Плавы, мимо села Юрьева и через усадьбу землевладельца барона Боде, а затем между хутором барона Боде и деревней Александровкой. Далее мимо села Красного, линия подходит к мельнице Черемушкина на 12 версте, а далее, пройдя деревню Новосёлки и пересекши р. Крутец мостом отверстием 7,5 саженей, направляется в село Пеньково, где и оканчивается у второй мельницы Черемушкина. 

Станция Красное. Площадка под два пути в кривой вырезана в склоне берега реки Плавы. От неё, в сторону реки, отходил боковой путь, который, постепенно снижаясь, попадал на территорию очередного, теперь уже полностью разрушенного предприятия. Эта территория бывшей мельницы дореволюционной и поздней, советской постройки, среди которых выделяется восьмигранная труба, с надстроенной частью круглого сечения. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).
Станция Красное. Площадка под два пути в кривой вырезана в склоне берега реки Плавы. От неё, в сторону реки, отходил боковой путь, который, постепенно снижаясь, попадал на территорию очередного, теперь уже полностью разрушенного предприятия. Эта территория бывшей мельницы дореволюционной и поздней, советской постройки, среди которых выделяется восьмигранная труба, с надстроенной частью круглого сечения. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).

На 3, 6, 8, и 12 верстах близ промышленных заведений просителей спроектированы площадки и заездные пути. В Пенькове спроектирована станция, причём главный путь расположен так, что в случае необходимости продлить ветвь на город Крапивну.

Крупорушка и амбар в Пеньково. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).
Крупорушка и амбар в Пеньково. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).

Из станционных построек спроектировано: на Сергиево-Пеньковской ветви в Пенькове товарная контора с жилым помещением для служебного персонала и на двух остановочных пунктах жилые дома в размере двойной будки.

  

К постройке ветви предполагается приступить немедленно распоряжением Управления Московско-Курской железной дороги, а окончание всех работ по постройке её запланировано в начале 1897 г…»

Станция Красное. Жилой дом. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).
Станция Красное. Жилой дом. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).

24 сентября 1897 г. издан приказ по об открытии Пеньковской ветви для грузовых операций:

«…С 1 октября сего года открывается для постоянного грузового движения Пеньковская ветвь, примыкающая к ст. Сергиево Московско-Курской линии, и с этого же времени разрешается открытие грузовых операций на этой ветви.

 

Движение поездов по Пеньковской ветви, впредь до изменения, должно производиться лишь в дневное время исключительно лишь одним маневровым паровозом станции Сергиево, с соблюдением § 131 правил движения.

Мельница купца Сазонова. Река Плава изгибается, устроив довольно широкий плоский луг, на котором размещалась мельница и склады при ней, железная дорога проходит выше, по насыпи, плавной кривой у подножия холма. Для проезда к реке здесь имелся путепровод. Самое интересное здание – мельница, притиснувшаяся вплотную к берегу и, вероятно, какое-то время совмещавшая паровой привод жерновов с водяным. Остатки старых мельничных плотин сохранились и в Пеньково, и в Красном. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).
Мельница купца Сазонова. Река Плава изгибается, устроив довольно широкий плоский луг, на котором размещалась мельница и склады при ней, железная дорога проходит выше, по насыпи, плавной кривой у подножия холма. Для проезда к реке здесь имелся путепровод. Самое интересное здание – мельница, притиснувшаяся вплотную к берегу и, вероятно, какое-то время совмещавшая паровой привод жерновов с водяным. Остатки старых мельничных плотин сохранились и в Пеньково, и в Красном. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).

В виду значительного уклона запасных путей, от поворотного круга к упорам, на остановочном пункте Юрьево, Начальнику IV участка пути предлагается объявить складовладельцу Сазонову о соблюдении надлежащих мер предосторожности при подаче вагонов вручную или конной тягой через поворотный круг на тупики и обратно…»

Юрьево. Стена амбара. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).
Юрьево. Стена амбара. Фото с сайта о Плавске(ссылка ниже).

Железнодорожная ветвь Сергиево (Плавск) - Пеньково пережила революцию, Великую Отечественную войну, и активно использовалась до середины 1980-х. Тогда же была проведена её реконструкция, заключавшаяся в замене металлических ферм мостов железобетонными и перекладке пути на железобетонные шпалы.

К сожалению в 1990-е всё изменилось, некоторые предприятия были закрыты, а пути частично разобраны, поэтому Пеньковская ветка дошла до наших дней в укороченном виде. Теперь её длина в два раза меньше, а заканчивается она в поселке Александровка. Там еще действует одно из предприятий, а ветка упирается в стрелку и тупик. Тепловоз всегда подает одинаковое количество вагонов, которые умещаются между стрелкой и тупиком, и столько же вагонов забирает с завода. Только происходит это достаточно редко.

Тема исторических подъездных путей мне очень интересна, после изучения Пеньковской ветки я много читал об этом. Накопил определенное количество материалов, возможно в будущем они превратятся в статьи. Если у вас есть вопросы или чем поделится по теми, буду рад обсудить в комментариях.

На этом всё! Всем добра! 

Просматривая статистику канала, заметил, что много посетителей не подписаны на мой канал. Подписывайтесь, это важно для меня, и развития моей странички. Спасибо.

Всё, что движется

Загляните в телеграм, там собраны статьи о транспорте от авторитетных авторов Дзена.

Материалы использованные для статьи:

Подъездные пути рельсовые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ветка Сергиево-Пеньково. Статья из краеведческого сайта о Плавске.

Статистический сборник Министерства путей сообщения за 1900 год.