Нелепо было бы думать, что зимой садовод уснул. Или переродился, превратился в какого-нибудь там инженера, менеджера по продажам или врача, думает только о своих фонендоскопах, цифрах и отчетах, держит трезвую голову на плечах, в которой главенствуют разум и житейская практичность, а вовсе не вьется жимолость и не благоухают розы. Идет зимний садовод по улице и думает о том, что сегодня приготовить на ужин, сталь какой марки использовать для новой детали, о несошедшемся балансе и о "двойке" за поведение у своего ушастого лоботряса. Идет снег, идет и садовод и вовсе не думает о своем по-медвежьи заснувшем саде... Нелепость, так не бывает!
Садовод в ноябре просыпается с мыслью о том, не вжарил ли мороз, а то розы еще не укрыты, или не пошел ли, наоборот, дождь, а то розы уже укрыты. Садовод в декабре вскакивает с постели в холодном поту, потому что пропустил из-за разряженного телефона старт продаж в самом популярном питомнике и теперь уже наверняка там ничего не осталось. Садовод в январе довольно улыбается с утра, потому что сегодня вечером уж точно настанет пора положить в холодильник горшочек с еще с осени припасенными заветными семенами. Февральский садовод же ни за что утром не включит даже чайник, пока не пробежит галопом и не приоткроет крышки у всех своих тепличек и не поздоровается одуревшим от счастья голосом с едва показавшимися семядольными листочками.
На днях у меня проклюнулись яблони. "Яблони?! - воскликнете вы. - Совсем уж с дуба рухнула, Маруся? На кой черт тебе еще и яблони, когда их в каждом питомнике вязанками купить можно?" Мне нечего будет вам ответить по существу, но вы все равно послушайте.
Темным днем или вечером, а может и ночью декабря - кто ж его разберет, какое время суток в этот месяц, неуклонно скатывающийся в низшую точку года - я сгребла в охапку своих детишек и поехала с ними на каток на другой конец города. Там заливают площадку под открытым небом, за льдом ухаживают, можно кататься сколько угодно, а вокруг много самодельных горок из снега, украшенных гирляндами снеговиков, оленей, есть ларьки с кофе и широкая чищеная тропа.
Пока старшие детишки нарезали круги на катке, размахивая хоккейными клюшками и нагуливая зверский подростковый аппетит, я с младшим уже-не-младенцем гуляла по округе, все больше и больше погружаясь в зимнеботаническую фрустрацию, потому что смотреть в округе можно было только на остовы живых изгородей, скелеты молодых деревьев и скромно висящие на ветках крошечные яблочки... Стоп! Яблочки?
Вообще-то, в моем саду уже есть декоративная яблоня Рудольф, с которой я провожу эксперимент по посадке нескольких саженцев в одну посадочную яму. Но тут словно помутнение какое-то случилось, наваждение. Я одной рукой держу ребенка за ладошку в варежке, а другой рукой уже пихаю скукожившиеся черные яблочки в карман. Какой сорт, как цвели весной, желтые или красные плоды - не спрашивайте меня ни о чем, я как в тумане запихала яблоки и пошла наматывать круги по заснеженному парку дальше
Дома я вытащила семечки, смешала их с влажным вермикулитом, положила в крошечный контейнер для соуса и убрала в холодильник. А пару недель назад достала. Дальше я поступила примерно так, как рассказано в замечательном ролике на канале "Снег и роза": в маленький контейнер насыпала мокрого вермикулита, положила салфетку, побрызгала ее, сверху семена, накрыла прозрачной крышечкой и поставила в ванную. Там тепло и очень удобно проверять, пока чищу зубы, не наклюнулись ли мои яблоньки.
Семена прорвались белыми носиками довольно быстро, я тут же посадила их в горшочки, слегка присыпав землей. Сейчас они уже разворачивают первый настоящий листок.
Зачем мне это? А не знаю. На днях у Татьяны Гольцовой вышел довольно-таки резкий, но очень познавательный ролик под названием "Самообман". Там говорится о том, как часто мы, обычные садоводы, находимся в розовых очках (тут я даже вздрогнула: откуда она знает? ведь я так часто писала на этом канале, что я садовод в розовых очках), во флере любви к своему саду, в дымке его атмосферы и не видим самые очевидные нелепости, ужасы, ошибки. Татьяна разбирала фотографии учеников ее курса, и на первой фотографии была полоса вдоль забора с высаженными крошечными туями. "Что это? - негодующе восклицала Татьяна. - Ваши дети уже закончат школу, когда эти туи подрастут, что вы будете делать все эти годы? Смотреть на забор?"
Сколько справедливого упрека в ее словах. Да, все эти годы сада не будет. Он будет существовать только в моем воображении, под стеклами моих розовых очков. Но что я, лично я буду делать все эти годы? Знаю. Я буду растить сад!
И уж коль скоро я садовод молодой, в смысле начинающий, а значит жадный до всего, то мне хочется попробовать все! Я точно знаю, что у меня никогда не получится классный дизайнерский сад, как с картинки, значит я могу, не боясь нарушить гармонию и испортить результат, попробовать все, что я хочу!
Выращивать вырвиглазные клумбы с однолетниками, чтобы наиграться в это до оскомины.
Сажать подсолнухи и сортовые ели одновременно в попытках нащупать свой стиль.
Отказываться от огорода и возвращаться к нему вновь.
Заставлять все подоконники отвратительно неуютными пластиковыми плошками с землей, затянутыми в пакет, чтобы вырастить оооооочень много растений.
Выращивать рододендроны, сосны и лиственницы из семян, потому что это очень интересно.
Черенковать гортензии почками.
Сажать красные, фиолетовые и желтые цветы вперемешку, чтобы в глазах рябило от цвета.
Покупать розы, сосны, гортензии, лук-севок и самые лучшие семена огурцов - и все это со страстью и любовью.
И даже выращивать неизвестно какую яблоню из семечка, потому что просто так хочу.
Потому что даже в феврале садовод остается садоводом. И ничего с этим не поделаешь.
А что вы делаете в саду просто из любви к процессу? Или что самое глупое или ненужно вам выращивали?
Ваша Маруся