В моей предыдущей статье мне справедливо заметили, что раз я начал писать на подобную тему, то справедливо было бы упомянуть и о другом таком же случае, правда о котором нынче замалчивается и такое впечатление что ее, эту правду, и вовсе хотят похоронить во мраке истории. Также в комментариях к предыдущей статье часто но несправедливо во всех бедах обвиняют власти СССР. Поэтому данную статью я начну с более глубокого экскурса в историю, так как предпосылки случившегося лежат гораздо дальше, чем многие считают.
Итак, вернемся в XIX век. В то время как в Европе так и в России в частности вовсю идет промышленная революция, Средняя Азия продолжает жить фактически в средневековье. Жители же кишлаков и вовсе живут натуральным хозяйством. Большая часть земель и имущества принадлежит местным эмирам и их бекам. Простой народ очень беден и неграмотен. Кроме эмиров и беков огромным авторитетом пользуются также местные духовные лидеры. К тому моменту, когда Российская Империя начала свою экспансию в регион на его территории существовало три ханства:
Хивинское и Кокандское ханства были включены в состав империи, Бухарское же ханство только признало протекторат России над собой и оставалось буферной зоной между Россией и Афганистаном с Индией, которые были зоной интересов Великобритании. Хотя Российская империя и начала осваивать новые территории к началу XX века ситуация мало поменялась. Население по-прежнему оставалось одним из самых бедных и неграмотных в империи, в Бухарском же ханстве которое формально частью империи не являлось и вовсе продолжал царить феодализм. Тем не менее, такое явление как младотюрки докатилось и сюда. В начале XX века все таки и здесь начали появляться молодые и образованные люди, которые как с одной стороны способствовали просвещению населения, так и с другой стороны повышали уровень национального самосознания местных коренных жителей.
На этом фоне царское правительство действовало неграмотно и топорно. В 1907 году значительная часть населения Средней Азии была лишена избирательных прав как "бродячие инородцы". Это вроде бы компенсировалось тем, что их не призывали в армию. Но началась I мировая война и 25 июня 1916 года в Российской империи вышел Указ "О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ"
Кроме того, у населения еще вдобавок реквизировался для военных нужд и гужевой транспорт. Именно эта бездарная политика и привела к появлению у местных жителей образа Российской империи как жестокого колонизатора и естественно этим воспользовались местные лидеры в том числе и упомянутые выше младотюрки. Начался бунт, который был подавлен только в начале 1917 года. А спустя месяц империя пала. Царь отрекся от престола, а Временное правительство в обмен на свое признание местными элитами вообще самоустранилось от политических процессов в регионе.
В годы гражданской войны в Туркестане фактически воцарилась анархия. Советская власть сюда пришла по сути в последнюю очередь и во многом благодаря помощи все тех же младотюрок, перешедших на сторону коммунистов, т.к. местная феодальная и духовная знать вовсе не приветствовала перемены, желая продолжать жить при средневековых порядках.
Однако такое не могло длиться вечно. Советская армия покончив с белогвардейским мятежом пришла и в Среднюю Азию.
Несмотря на то, что к местной родоплеменной знати примкнуло значительное число белогвардейцев, а иностранные интервенты активно вооружали их воинские формирования и даже присылали своих инструкторов, Красная армия под командованием Михаила Васильевича Фрунзе достаточно быстро разгромила местных эмиров. Однако порядок в регионе все равно воцарился не скоро. Такое явление как басмачество - фактически бандитизм с приправой из местных восточных древних и красивых обычаев, таких как, работорговля и похищение людей ради выкупа, наркоторговля, контрабандизм, убийство учителей, в особенности женщин, поскольку по законам шариата женщинам не то что учить других, но и самим учиться не полагалось, продолжалось аж до начала 30-х годов.
Пресловутыми же басмачами была все та же родоплеменная знать - местные беки и их родственники, пользующиеся поддержкой местного духовенства. И те и те не желали терять власть и сопротивлялись приходу советской власти до последнего. Даже к началу 30-х годов басмачи не были окончательно истреблены и попросту ушли в Афганистан к своим родственникам (узбеки и таджики во множестве проживают и на территории Афганистана), откуда продолжали делать вылазки убивая советских пограничников, вторгаясь в приграничные кишлаки где убивали учителей и местных советских активистов, везли контрабанду, наркотики и т.д.
Черный Абдулла, герой советского фильма "Белое солнце пустыни" и его люди - это и есть типичные басмачи того времени.
Таким образом, строительство социализма и подъем народного хозяйства в регионе был начат советской властью довольно поздно. Ко второй половине 80-х годов многие из участников басмаческих бандформирований были вполне себе еще живы и прекрасно помнили как их лишили власти "злые коммунисты", а пережитки родоплеменных отношений не были до конца искоренены. И как раз в это время начинается перестройка, гласность и подъем местного национализма, на который правительство Горбачева попросту закрывало глаза.
Теперь вернемся непосредственно к теме нашей статьи. Ферганская долина. Киргизия. За годы советской власти этот регион как и сама республика из по-сути феодального края превратился в очень развитую область. С 1937 по 1990 годы население Киргизии увеличилось в 3,3 раза. На территории региона проживало не только местное население но и множество русских, а также жителей соседнего Узбекистана, приехавших помогать развивать народное хозяйство республики. Это были красивейшие места с развитой за годы советской власти инфраструктурой.
Казалось бы, живите в мире и радуйтесь!
Однако экономический подъем в годы СССР, сопровождавшийся быстрым ростом населения, а также рост националистических настроений среди местных киргизов, которые подпитывались как еще живыми бывшими басмачами, так и из-за рубежа неожиданно привел к катастрофе. Из-за просчетов правительства Горбачева темпы развития местной инфраструктуры к концу 80-х годов уже не поспевали за ростом населения.
Начиная с мая 1990 года на площади Ленина в столице Киргизской СССР городе Фрунзе (ныне город Бишкек) стали постоянно происходить митинги киргизов, требующих для себя земельных участков. Образовывается несколько объединений, требующих разрешения жилищной проблемы молодых киргизских семей. Впоследствии к митингам присоединяются представители киргизских националистов, требующих сохранение и развитие киргизского языка и культуры.
В недостатке жилья начинают винить "понаехавших" т.е. русских и узбеков. При этом узбекские старейшины сами неожиданно подлили масла в огонь - они обратились к местному руководству о предоставлении автономии тем областям республики где проживало узбеков больше, чем киргизов, что не могло не вызвать возмущения киргизских националистов.
В городе Ош к 1990-му году как раз большинство населения составляли этнические узбеки и русские. При этом город был крупнейшим на юге республики. Здесь также начались митинги киргизов с требованиями о предоставлении им земли. И хотя земельные участки им были переданы, киргизские националисты не успокоились. Они начали требовать смещения с должности первого заместителя председателя Верховного Совета Киргизской ССР, бывшего первого секретаря Ошского обкома партии Абсамата Маcалиева, который, по их мнению действовал в интересах узбеков и русских, а вовсе не в интересах киргизского населения. Распространению таких настроений способствовало и то, что многие высокие должности в регионе занимали русские и узбекские специалисты, приехавшие сюда по распределению для развития местного народного хозяйства. Постепенно на поддержку к местным киргизским митингующим с севера Киргизии, в том числе из Фрунзе и Таласской области, начали прибывать киргизские радикальные националисты, что еще больше накалило обстановку. Вместо того, чтобы как-то разрядить обстановку лидеры узбекской диаспоры, недовольные передачей киргизам плодородной земли, ранее использовавшейся для выращивания хлопка, наоборот продолжили требовать автономии и предоставления узбекскому языку статуса государственного наряду с киргизским и русским языками. Это опять таки подлило масла в огонь. Некоторые узбеки, ранее сдававшие жилье киргизам даже начали их принудительно выселять - дескать вам государство отдало нашу землю, идите и живите теперь где хотите.
Под давлением узбеков местные власти отменили передачу плодородной земли киргизам, пообещав им другие земельные участки. Что дало повод киргизским националистам и киргизской общественной организации "Ош аймагы", возглавившей протесты, начать их с новой силой.
4 июня 1990 года толпы митингующих киргизских и узбекских националистов столкнулись на поле принадлежавшем местному колхозу имени Ленина. Как раз плодородные земли этого колхоза и хотели местные власти передавать киргизам. Для подавления беспорядков прибыли вооруженные сотрудники милиции. Милиции вначале удавалось разделять две противоборствующие стороны, но вскоре начались попытки прорыва милицейского кордона, сотрудников милиции начали забрасывать камнями и бутылками. Несколько милиционеров получили ранения, а двое из них даже были захвачены в заложники. Милиция открыла огонь по протестующим, в результате чего было убито по меньшей мере шестеро человек. После этого толпа узбекских националистов с криками "Кровь за кровь!" направилась в Ош, по дороге громя и сжигая дома киргизов. К 6 июня количество узбекских радикалов увеличилось до 20 тысяч человек, так как на подмогу к ним прибыли узбеки из других районов и населенных пунктов Ошской и Джалал-Абадской областей Киргизской ССР, а также узбеки из города Андижан и Андижанской области из соседнего Узбекистана.
Узбекские националисты предприняли попытки захвата зданий Ошского ГОВД, УВД Ошского облисполкома и местного СИЗО. Милицией было задержано около 35 наиболее активных участников погромов. В ответ на это в ночь с 6 на 7 июня в Оше было обстреляно здание УВД и наряд милиции, двое милиционеров были ранены. На границе с Андижанской областью Узбекской ССР появилась новая многотысячная толпа узбеков из Узбекской ССР, прибывшая на подмогу ошским узбекам. Эта озверевшая толпа сметала на своем пути милицейские кордоны и сжигала автомобили. Были зафиксированы случаи столкновений националистов с армейскими подразделениями.
Утром 7 июня были совершены нападения на Ошскую насосную станцию и городскую автобазу, сожжено 5 автобусов. Начались перебои в снабжении населения продуктами и питьевой водой из-за прекращения поставок в город жидкого хлора для очистки воды и нарушения режима работы большинства предприятий и транспортных организаций.
Киргизско-узбекские столкновения к тому времени начались и в других населенных пунктах Ошской области. Кроме того, в ряде населенных пунктов Ферганской, Андижанской и Наманганской областей Узбекской ССР, где жили этнические киргизы начались их избиения и поджоги их домов, что вызвало массовое бегство киргизов с территории Узбекистана.
Беспорядки удалось остановить лишь введением в регион частей регулярной армии. Поход вооруженных узбекских националистов из городов Наманган и Андижан в Ош был вовремя остановлен в нескольких десятках километров от города.
Хотя конфликт сейчас принято подавать как исключительно киргизско-узбекский на самом деле среди пострадавших было и большое количество русских. Положение было усугублено тем, что перед беспорядками, имевших охотничье оружие жителей разоружили и они не могли обороняться от озверевшей толпы.
Всего в конфликте было убито или пострадало по некоторым данным более 10 000 человек. Большое количество людей лишилось своих домов. Однако уголовных дел было возбуждено всего 1 500, а привлечено к ответственности вообще только 300 человек, которые после объявления Кыргызстаном независимости и вовсе были отпущены на свободу.
Примечательно, что впоследствии националисты и с той и с другой стороны обвиняли во всем случившемся именно русских. С их стороны последовали заявления, что дескать конфликт спровоцировали агенты КГБ СССР с санкции центрального правительства. Но эти заявления опровергается самими работниками КГБ, которые наоборот предупреждали правительство о возможном конфликте на национальной почве. Однако все предупреждения были проигнорированы как местным так и центральным правительством.
События в городе Ош спровоцировали массовый отъезд этнических русских из республики. Местные власти же так и не извлекли урока из случившегося. В 2010 году беспорядки на национальной почве, поводом для которых стал очередной скандал из-за земли, в городе Ош опять повторились...
Еще пара моих статей на подобные темы: