Первые проекты бронедрезин в Российской Империи появились незадолго до начала Первой Мировой Войны, и одним из ярких представителей была машина от «Benz». Однако в серию она не пошла, и о целом направлении бронедрезин на какое-то время забыли. Но не совсем – в 1915 году Севастьян Севастьянович Вальднер начал работы по созданию боевой железнодорожной машины по собственному проекту.
История создания
Выглядит забавно, но разработка боевой машины началась с создания трансмиссии – в 1915 году Вальднера призвали в армию и определили на службу в автомобильную роту. И уже в том же году новоприбывший Вальднер, совместно с командиром роты Маттисоном разработали проект, а затем собрали коробку передач, которая обеспечивала одинаковую скорость движения как задним, так и передним ходом. Достоинства этой трансмиссии позволяли строить железнодорожную технику на базе автомобильных агрегатов. Новый агрегат получил название «Матваль» по первым буквам конструкторов – Маттисон и Вальднер.
В годы Первой Мировой Войны тандем конструкторов разработал ещё несколько полезных штуковин для различных видов военной техники. Однако полноценно работать над прототипом бронеавтомобиля им пришлось уже при Советской власти – после Октября они перешли на службу в РККА и продолжили свои разработки. Уже к началу осени они завершили разработку первого прототипа дрезины, которую построили на базе грузового автомобиля. На стадии испытаний бронеавтомобиль сумел развить скорость до 90 км/ч, что заставило обратить на себя внимание руководства ВЧК. И под эгидой «конторы» уже 27 декабря было Бюро по постройке моторных дрезин, сокращённо «Матвальбюро» под руководством Вальднера.
Однако сама по себе дрезина их не интересовала – как чекистам, так и военным нужна была вооружённая машина. Военные затребовали бронирование толщиной до 7 миллиметров, комбинированное пулемётно-пушечное вооружение, непременно оснастить машину вращающейся башней, а экипаж должен был составлять не менее восьми человек. Машину построили уже в феврале 1920 года, однако военным она не особо понравилась – ходовая часть, двигатель и подвеска требовали серьёзной доработки. Плюс ко всему, машина получилась весьма тяжёлой, а размеры обитаемых объёмов бронемашины оказались слишком малыми для многочисленного экипажа, что отрицательно сказывалось на эффективности работы.
Тогда военные предложили разработать бронемашины на базе грузовика «Уайт», которых было ещё немало в строю. Причём затребовали даже два броневика – один в пулемётном, другой в варианте со смешанным вооружением. Причём военные затребовали для пулемётов возможность вести огонь в любом направлении, а также прорезать аккуратные оружейные порты в броне, чтобы дать экипажу возможность вести огонь по близким целям. Новые бронедрезины, в количестве четырёх штук, были построены уже к концу 1920 года, только строили их на базе английских бронеавтомобилей Sheffield-Simplex, но с применением компонентов от грузовиков «White Motor Company». Почему именно Sheffield-Simplex? Тут всё очень просто – ещё в 1915 году британские автоконструкторы сумели «пропихнуть» военному руководству Российской Империи 61 нелепый бронеавтомобиль. Правда, поставлено было всего 25 штук, остальные новым властям недопоставили из-за Октябрьской революции. Поставленные машины были признаны негодными для ведения боевых действий, но раз куплены, то стояли в запасниках «на всякий случай».
Над броневиком основательно поработали – каркас, собранный «из древесины лучшего британского дуба» был заменён на металлический. На нём с значительными переделками, устанавливался корпус из стальной катаной брони, толщиной в 4 или 8 мм. Плюсом «родной» задний мост заменили на аналогичную деталь от грузовика White Motor Company. Конструкторы увеличили ёмкость топливного бака, а также «посадили» машину на железнодорожные колёса диаметром в 800 мм. Заменили и коробку передач, чтобы бронедрезина могла ездить взад-вперёд с одинаковой скоростью.
Новый образец военным уже понравился – военные даже запланировали постановку на вооружение не меньше трёх десятков подобных машин. Но реальность не была столь оптимистичной – по определённым причинам удалось построить всего девять штук. Причиной тому были не только финансовые проблемы – на тот момент возможности молодой советской промышленности оказались весьма ограниченными, а также повлиял технологический прогресс. Именно этот прогресс сделал бесполезно стоявшие на складе броневики совсем уж ненужными.
Описание конструкции
Бронедрезины серии «Матваль» оказались неплохим вариантом боевой машины, но, к сожалению, сильно запоздавшим – появись они раньше, возможно, сумели бы сыграть свою роль на реальных фронтах. Но, к сожалению, история сослагательного наклонения не имеет.
Бронированный корпус и башня
Корпус бронедрезины был в значительной мере переработан – как я уже писал выше. Для этого броневики из Великобритании «раздели», сняли деревянный каркас, а на его место водрузили металлический, собранный по образу и подобию, но с серьёзными изменениями, как по внешнему виду, так и по бронированию. Корпус бронедрезины и обе башни были собраны из 8-мм стали, приклёпанной к металлической ферме. Днище, крыша дрезины и башен представляли собой монолитный лист из стали толщиной в 4 мм.
Башен на машине оставили две, расположив их по диагонали, сообразно проекту штабс-капитана РИА Миронова. Как и прежде, они располагались на крыше боевого отделения и могли вращаться на 180 градусов, перекрывая таким образом, максимально возможные сектора обстрела.
Средства наблюдения изменению не подверглись – командиру машины и водителю (машинисту в данном случае) наблюдать за обстановкой на марше можно было через откидной щиток, заменяющий лобовое стекло, а в бою им приходилось довольствоваться смотровыми щелями в поднятом щитке. Остальным членам экипажа приходилось довольствоваться своими «рабочими отверстиями» - пулемётчикам осматривать окрестности через прицельные приспособления своего оружия, а пятый член экипажа (подающий), при необходимости должен был заменять раненого стрелка или же вести огонь из личного оружия по противнику, близко подобравшемуся к бронедрезине.
Вооружение
Всё вооружение бронедрезины было представлено двумя пулемётами Максим образца 1910 года. Восемь машин из серии было вооружено именно пулемётами – военным требовалась машина охраны от возможных диверсантов, которые могут попытаться навредить железнодорожному пути или же составу, по нему проходящему. Именно этим объясняется такое лёгкое вооружение – военные не планировали противостоять с помощью бронедрезин противнику, обладающему серьёзным вооружением или бронетехникой.
Однако была и артиллерийская модель железнодорожного броневика – она была выпущена в единственном экземпляре и в дополнение к двум пулемётам, была вооружена 37-мм пушкой Гочкисса, аналогичной той, что стояли на дореволюционных морских катерах, а также на первом серийном танке, произведённом в России. Она не пошла в серию по причине перегрузки ходовой части бронедрезины, а также по причине её бесполезности в качестве оружия защиты от диверсионных групп. Дополнительно эта машина оснащалась ещё двумя пулемётами в башнях.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки на дрезинах использовались бензиновые рядные «шестёрки» от Sheffield-Simplex, на пике выдававшие всего 22 лошадиные силы. Этого хватало, чтобы разгонять бронедрезину до скорости в 50 километров в час на хороших участках дороги, однако на некоторых участках «железки» скорость приходилось сбрасывать до минимальных 15 километров в час.
Привод на задний мост от грузовика «Уайт» обеспечивался трансмиссией Маттисона-Вальдера через карданный механизм. Никаких цепей – тогда к конструкторам пришло понимание, что этот метод передачи крутящего момента абсолютно не подходит для боевой техники. Подвеска машины сохранилась – листовая, рессорная, полуэллиптической формы. А вот тормозную систему пришлось заменить – родная барабанная потребовала доработок, причём весьма серьёзных. Тогда конструкторы пошли на другой шаг – установили родную для приводного моста систему, и дело пошло намного лучше.
Служба и боевое применение
На службе бронедрезины находились до 1938 года – за это время все пулемётные машины практически полностью исчерпали свои ресурсы, а запасных частей для восстановления уже не было. Причём дожили лишь пулемётные машины – артиллерийскую разобрали ещё в 1925 году. Непонятно, зачем было столько держать их на вооружении – уже к 1925 году они морально устарели, и проблемой для вражеской боевой силы уже не были.
Однако для 1920-1922 годов они ещё были, можно сказать, шагом вперёд – другой подобной техники на вооружении РККА практически не было, да и взяться им было особо неоткуда. Хотя бронедрезинам довольно быстро нашли применение – кроме охраны бронепоездов, противодействию возможным диверсионным группам, им быстренько вменили и курьерские обязанности – с обычными автомобилями в то время тоже была напряжёнка. Но особого влияния на развитие железнодорожной боевой техники они не оказали – во-первых, их было слишком мало, во-вторых, кроме новой коробки передач, конструкторы не предложили чего-то особо нового и неизвестного ранее. И уж тем более, полноценно защитить всю железнодорожную технику у этих машин вредил получилось бы.
Заключение
«Пробный аккорд», как вы увидели в публикации, был неудачным – виной тому не только заведомо неудачная «донорская» модель бронеавтомобиля, но и неверно рассчитанные характеристики. Ведь уже тогда конструкторы (да и военные) представляли, что через пару-тройку лет запчастей под устаревающую технику вовсе не останется. Но до разработок бронеавтомобилей на собственном шасси всё ещё было далеко.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.