Найти в Дзене
56-я Параллель

Новые подробности по заморозке проекта самолета «Байкал». Ан-2 (ТВС-2МС) с российским двигателем ТВД-10Б появится уже летом 2025 года

Стало известно, что первый опытный образец новой версии турбовинтового самолета Ан-2 с двигателем ТВД-10Б появится к лету 2025 года. Об этом ТАСС сообщил директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им Чаплыгина Владимир Барсук. Стоит отметить, что еще в сентябре 2024 года глава Минпромторга Антон Алиханов поделился, что проект создания легкого однодвигательного многоцелевого турбовинтового самолета ЛМС-901 «Байкал» с двигателем ВК-800СМ, разрабатываемого на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) для замены устаревшего парка Ан-2, сдвигается вправо, а первые пять самолетов теперь планируют поставит заказчикам не ранее 2026 года. Однако на днях информагенство "Коммерсантъ", со ссылкой на свои источники, сообщило, что из-за конструктивных проблем, проект «Байкал» всё же может быть заморожен или передан на доработку. В Минпромторге пока не дают никакой информации и разъяснений по данному вопросу. Однако в ведомстве сообщили, что данные "Коммерсанта" не со
ТВС-2МС
ТВС-2МС

Стало известно, что первый опытный образец новой версии турбовинтового самолета Ан-2 с двигателем ТВД-10Б появится к лету 2025 года. Об этом ТАСС сообщил директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им Чаплыгина Владимир Барсук.

Стоит отметить, что еще в сентябре 2024 года глава Минпромторга Антон Алиханов поделился, что проект создания легкого однодвигательного многоцелевого турбовинтового самолета ЛМС-901 «Байкал» с двигателем ВК-800СМ, разрабатываемого на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) для замены устаревшего парка Ан-2, сдвигается вправо, а первые пять самолетов теперь планируют поставит заказчикам не ранее 2026 года.

Однако на днях информагенство "Коммерсантъ", со ссылкой на свои источники, сообщило, что из-за конструктивных проблем, проект «Байкал» всё же может быть заморожен или передан на доработку.

Испытаия ЛМС-901 «Байкал». Кадры УЗГА
Испытаия ЛМС-901 «Байкал». Кадры УЗГА

В Минпромторге пока не дают никакой информации и разъяснений по данному вопросу. Однако в ведомстве сообщили, что данные "Коммерсанта" не соответствует действительности.

Тем временем Владимир Барсук в интервью ТАСС также заявил, что информация о заморозке проекта ЛМС-901 «Байкал» действительно недостоверная.

«Никто "Байкал" не замораживает, просто имеется угроза еще одного переноса сроков поставок заказчикам данного самолета, из-за затягивающихся сроков его сертификации», - поделился директор СибНИА.

Тем не менее, по каким именно причинам сроки сертификации опять были сдвинуты, директор СибНИА Владимир Барсук все же не стал озвучивать, несмотря на то, что вероятнее всего все же знаком с ситуацией.

Не стану зацикливаться на этом. Однако о том, что проект самолета ЛМС-901 «Байкал» может быть заморожен, можете почитать в материале по ссылке в конце этой статьи.

Также стоит отметить, что турбовинтовой двухвальный двигатель ТВД-10 мощностью на взлете до 970 л.с. был разработан еще в Советском Союзе в конце 1960-х годов Омским моторостроительным конструкторским бюро (ОАО «ОМКБ»).

Принципиальная схема двигателя ТВД-10
Принципиальная схема двигателя ТВД-10

В первую очередь двигатель ТВД-10 предназначался для установки на перспективный советский пассажирский самолёт короткого взлёта и посадки для местных авиалиний Бе-30/32 от ОКБ Бериева.

Бе-30
Бе-30
Бе-32
Бе-32

С 1967–го по 1970 год всего было построено 8 самолётов Бе-30, которые в последствии были модернизированы до версии Бе-32. Однако из-за отсутствия у ОКБ Бериева необходимых производственных мощностей, а также с появлением нового двухдвигательного самолета Ан-28 для местных воздушных линий и появление еще одного конкурента - чехословацкого L-410, дальнейшего развития Бе-30/32 так и не получил.

Двигатель ТВД-10Б
Двигатель ТВД-10Б

Его же модификация ТВД-10Б мощностью на взлете до 1025 л.с., которою сегодня СибНИА планируют применить для опытного образца Ан-2 в новой турбовинтовой версии, была разработана в 1970-х годах для легкого двухдвигательного турбовинтового самолёта Ан-28. Двигатель ТВД-10Б для производства Ан-28 серийно выпускалась в Польше в период с 1980 - 1990-х годов.

Ан-28
Ан-28

Однако на базе ТВД-10Б предусматривалась и силовая установка и для Ан-2. Так параллельно с созданием двигателя ТВД-10Б, для ремоторизации существующего парка самолёта Ан-2, с целью продления его летной годности, а также для его дальнейшего развития и глубокой модификации в версии Ан-3, в 1970-х годах на базе двигателя линейки ТВД-10 в «ОМКБ» также был разработан новый двигатель ТВД-20 с взлетной мощностью до 1375 л.с. и его модификация со свободной турбиной и тормозом винта ТВД-20М с взлетной мощностью до 1430 л.с., которая предназначалась для сельскохозяйственной и транспортной версии Ан-3.

-8
Технические характеристики двигателя ТВД-20М
Технические характеристики двигателя ТВД-20М

У многих возникнет вопрос, почему тогда специалисты СибНИА отказались от применения версии двигателя ТВД-20, который ранее был разработан специально для ремоторизации Ан-2.

С большой долей вероятности это связано с появлением в конструкции самолета новых более легких материалов. А в связи с облегчением конструкции новой версии Ан-2, которая в СибНИА в свое время получила обозначение ТВС-2МС, двигатели линейки ТВД-20 всё же являются избыточными.

Об этом свидетельствует и то, что самолет ТВС-2МС и его более продвинутая версия ТВС-2ДТС с целнокомпозитной конструкцией фюзеляжа, крыла и новой кабиной пилотов, которые ранее разрабатывались СибНИА для замены АН-2, оснащались американской турбовентиляторной силовая установкой Honeywell линейки TPE331 с взлётной мощностью до 1100 л. с., из-за чего, скорее всего, и было принято решение использовать в конструкции самолета двигатели ТВД-10Б с аналогичной мощностью на взлете.

Демонстратор технологий самолет ТВС-2ДТС
Демонстратор технологий самолет ТВС-2ДТС

Стоить отметит, что серия двигателя линейки TPE331, мощностью на валу от 575 до 1650 л.с. также не является какой-то новинкой в авиации. Данная силовая установка была разработана еще в конце 1950-х годов компанией Garrett AiResearch и постоянно усовершенствовалась. А начиная с 1999 года теперь производится компанией-преемником Honeywell Aerospace.

Вероятнее всего, что появление новости о работах над первым опытным образцом турбовинтового самолета Ан-2 с двигателем ТВД-10Б, косвенно указывает на то, что проект самолета ЛМС-901 «Байкал» действительно сегодня имеет проблемы. Однако похоже, что речи о его заморозки пока не идет и разработку самолета все же продолжат. Вопрос - только когда он появится и нужен ли будет вообще «Байкал», в случае если ТВС-2МС от СибНИА сертифицируют?

Тем не менее пока нет официальной информации о том, что ОМКБ, которое сегодня входит в состав ПАО «ОДК-Сатурн», планирует наладить производство двигателей ТВД-10Б на свих производственных мощностях. Однако данная ситуация может окончательно проясниться, когда первый опытный образец турбовинтового самолета Ан-2 с двигателем ТВД-10Б пройдет сертификационные испытания.

Самолет ТВС-2МС авиакомпании «Авиация Колымы» на маршруте Магадан – Сеймчан в 2020 году. Источник фото - сайт правительства Магаданской области.
Самолет ТВС-2МС авиакомпании «Авиация Колымы» на маршруте Магадан – Сеймчан в 2020 году. Источник фото - сайт правительства Магаданской области.

Как сообщил председатель правления московского отделения Ассоциации полярников Владимир Скоропупов в интервью ТАСС, на сегодняшний день восстановление парка Ан-2 является наиболее рациональным решением, которое способно обеспечить авиационную связность в не только в труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока, но в Арктической зоне России.

Он также подчеркнул, что ошибочно полагать, что разрабатываемый на предприятии УЗГА лёгкий турбовинтовой однодвигательный самолёт ЛМС-901 «Байкал» полностью заменит парк устаревших Ан-2 на всей территории страны.

«Для того, чтобы «Байкал» эксплуатировался в будущем в зимних арктических условиях, необходимо провести большой комплекс испытаний, которые займут несколько лет", - заявил Владимир Скоропупов.
Сборка ТВС-2ДТС. Фото ТАСС
Сборка ТВС-2ДТС. Фото ТАСС

То есть речи о заморозке проекта «Байкал» действительно пока не идет. Также директор СибНИА Владимир Барсук в свою очередь подчеркнул, что ремоторизированный Ан-2 не является заменой «Байкалу», а скорее, рассматривается как резервирование проекта ЛМС-901 на период сдвига сроков.

Тем не менее, учитывая данную ситуацию не стоит отбрасывать со счетов, что дальнейшее развитее событий, может обернутся далеко не в пользу проекта «Байкал» от УЗГА.

Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!