Проект создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета ЛМС-901 «Байкал» с пассажировместимостью до 9 человек, создаваемый для замены Ан-2, может быть заморожен или передан на доработку S7 Group. Об этом со ссылкой на свои источники сообщило общественно-политическое информагенство "Коммерсантъ".
По данным источников издания, это связано с конструктивными проблемами самолета, на устранение которых, может потребоваться до 5 лет. Более того отмечается, что по оценкам ОДК, развертывание производства необходимого количества для этого самолета, обойдется в 1,8 млрд рублей, в то время как на доработку самого проекта, потребуется как минимум в пять раз дороже, пишет "Коммерсантъ".
Также было отмечено, что на сегодняшний день в качестве временной альтернативы в программе поставок российским авиаперевозчикам отечественных самолетов до 2030 года рассматривается ремоторизация оставшегося парка Ан-2, которая продлится пока не будет найдено альтернативное решение.
Как отмечает издание, этим решением может стать двухдвигательный российско-белорусский проект ЛМС-192 "Освей" с пассажировместимостью до 19 человек, запуск в серию которого запланирован на 2026 год.
Однако в Минпромторге опровергли данную информацию и пока отрицают возможную заморозку проекта ЛМС-901 «Байкал», заявив, что данные "Коммерсанта" не соответствует действительности. Однако подробностей по проблемам в проекте в Минпромторге все же не приводят.
По данным "Коммерсанта", сразу несколько источников, в том числе близких к Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), заявили, что судьба проекта ЛМС «Байкал» действительно пока не решена.
Это связано с тем, что при разработке проекта ЛМС "Байкал" был допущен ряд серьезных ошибок. В результате самолет не может быть допущен к перевозкам пассажиров, так как имеет ряд проблем. Отмечаются проблемы с устойчивостью на малых скоростях, высокое усилие на штурвале, необходимость увеличения хвостового оперения, перенос хвостового колеса и переработка шасси. В результате этих конструктивных недостатков самолет фактически нужно разрабатывать заново, утверждает "Коммерсантъ", со ссылкой на источник близкий к Минпромторгу.
Как утверждает источник «Ъ», ранее на устранение недостатков легкомоторного самолета, руководство УЗГА запросили почти 10 млрд рублей, в связи с чем и появилась информация о возможной заморозке или передаче проекта от УЗГА группе S7. Были ли выделены дополнительные средства на доработку проекта, неизвестно. В Минпромторге также пока не дают никакой информации.
Однако директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им Чаплыгина Владимир Барсук сообщил ТАСС, что информация о заморозке проекта недостоверная. «Никто "Байкал" не замораживает, просто имеется угроза еще одного переноса сроков поставок заказчикам, из-за затягивающихся сроков сертификации», - считает Барсук.
На днях «Коммерсантъ» уже сообщал, что для спасения проекта легкомоторного самолета ЛМС-901 "Байкал", совет директоров Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в ближайшее время возглавит бывший глава ОАК Михаил Погосян, который ранее отвечал за создание регионального самолета SSJ-100. К сожалению, Минпромторг и УЗГА по данному вопросу также не стали давать каких-либо комментариев.
Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, поставки первых серийных «Байкалов» заказчикам должны были научатся в 2025 году. Однако ранее глава Минпромторга РФ Антон Алиханов заявил, что поставка первых пяти региональных самолетов "Байкал" была перенесена на 2026 год.
Стоит также отметить, что в 2024 году президент России Владимир Путин, в рамках Восточного экономического форума, раскритиковал ответственных за создание самолета «Байкал» и дал указание ускорить разработку. Как тогда заявил президент, самолет "Байкал" необходимо запустить в серийное производство как можно быстрее.
Тогда первый вице-премьер Денис Мантуров объяснил, что сертификация «Байкала» начнется не раньше 2026 года, так как для самолета пока не готов ни двигатель, ни винт.
На фоне новости о том, что стоимость самолета Байкал для заказчиков с ранее обещанных 120 млн рублей вырастит до 455 млн. рублей, Путин также подчеркнул, что стоимость и технические характеристики «Байкала» должны быть конкурентоспособными, а цена перелетов - доступной. В результате всего через несколько дней стоимость самолета «магическим образом» снизилась с 455 млн. до 260 млн. рублей.
Также тогда полпред Юрий Трутнев заявил, что каким-то чудесным образом разработчикам за несколько дней удалось «улучшить» и характеристики «Байкала», снизив длину его разбега с ранее заявленных 1050 до 350 метров.
Как же обстоят дела с Байкалом на сегодняшний день, пока непонятно. Минпромторг не дает никаких развернутых комментариев, собственно, как и нет никакой информации от представителей УЗГА.
На фоне того, что на данный проект в 2022 году из Фонда национального благосостояния было выделено порядка 3,5 млрд рублей, а самолетов до сих пор нет и не никакой информации, такое поведение действительно вызывает подозрения. Более того, Уральский завод гражданской авиации до сих пор не счел возможным даже предоставить структуру производственных расходов.
А если учитывать неоднократные амбициозные высказывания и "обещания" представителей ОАК и Минпромторга, которые как правило сопровождались регулярным переносом сроков запуска в серию отечественных самолетов, а также сухой и не развернутый ответ ведомств по проекту "Байкал", есть подозрения, что замена Ан-2 на местных воздушных авиалиниях действительно будет отложена до лучших времен.
Более того, ранее спорная информация "Коммерсанта" и их источников по целому ряду российских авиационных проектов, в том числе и по ЛМС, неоднократно подтверждалась. Так что риск того, что проект "Байкала" закроют, пожалуй, теперь действительно не стоит списывать со счетов.
В завершении стоит отметить, что согласно реестру, на сегодняшний день до сих пор существует только один летный образец ЛМС-901 заводской номеро «1» который был построен в 2021 году как демонстратор технологий и впервые был представлен на МАКС-2021. Данная машина оснащена американскими бортовыми системами и американскими двигателями чешского производства General Electric.
Второй же самолет и первый опытный "Байкал" с заводским номером «2», который был заложен в 2023 году, как полностью отечественный, до сих пор не взлетел и на данный момент числится на стадии постройки.
Однако в том же году заместитель директора департамента авиационной промышленности Минпромторга Михаил Пересадин сообщил, что до конца года планируют завершить его сертификацию. Как и каким образом это планировалось сделать, до сих пр остается загадкой.
Более того, на этом фоне в декабре 2023 года стало известно, что уже заключен контракт с подрядной организацией по строительству нового завода Комсомольске-на-Амуре по выпуску «Байкала», сдача которого должна была состоятся в 2025 году. Об этом тогда сообщил глава Хабаровского края Михаил Дегтярев.
Однако на сегодняшний день есть информация, что старт строительства этого завода до сих пор не состоялся. С чем это связано, не сообщается.