Найти в Дзене
Запах новой машины

Минивэны возвращаются: неожиданный тренд из Японии

Смотрите, кто вернулся, ну или по крайней мере возвращается! Минивэны! Совсем недавно, еще буквально несколько лет назад, это совершенно точно был самый умирающий сегмент автомобильного рынка. Компактвэны и минивэны пошумели в нулевых, а потом медленно, но верно начали уступать дорогу молодым кроссоверам. Произошла подмена глобального масштаба: вместо удобного выбрали модное. Кроме того, что однообъемники упрекали в скучном дизайне и не самых захватывающих дорожных повадках — можно подумать, у кроссоверов они феноменальны! — часто приходилось слышать еще вот что. Мол, MPV — очень дорогие в плане производства и разработки игрушки. С компактвэнами все еще куда ни шло, а вот крупноформатные минивэны размером с Renault Espace сложно и хлопотно разрабатывать, да и выпускать тоже. Собственно, поэтому в Европе такие машины предпочитали делать вскладчину. Помните Sevel Nord — совместное предприятие PSA и FIAT, которое штамповало минивэны Peugeot 806/807, Citroen Evasion, FIAT Ulysse и Lancia Z

Смотрите, кто вернулся, ну или по крайней мере возвращается! Минивэны!

Совсем недавно, еще буквально несколько лет назад, это совершенно точно был самый умирающий сегмент автомобильного рынка. Компактвэны и минивэны пошумели в нулевых, а потом медленно, но верно начали уступать дорогу молодым кроссоверам.

Произошла подмена глобального масштаба: вместо удобного выбрали модное.

Кроме того, что однообъемники упрекали в скучном дизайне и не самых захватывающих дорожных повадках — можно подумать, у кроссоверов они феноменальны! — часто приходилось слышать еще вот что. Мол, MPV — очень дорогие в плане производства и разработки игрушки. С компактвэнами все еще куда ни шло, а вот крупноформатные минивэны размером с Renault Espace сложно и хлопотно разрабатывать, да и выпускать тоже.

Peugeot 806
Peugeot 806

Собственно, поэтому в Европе такие машины предпочитали делать вскладчину. Помните Sevel Nord — совместное предприятие PSA и FIAT, которое штамповало минивэны Peugeot 806/807, Citroen Evasion, FIAT Ulysse и Lancia Zeta/Phedra? Даже гигант уровня VAG предпочел объединить силы с европейским «Фордом» и немного сэкономить, разрабатывая Sharan/Galaxy первого поколения.

Высокая стоимость разработки это, соответственно, высокий ценник и опять же вполне логично ограниченная популярность среди покупателей. Это приводило к тому, что машину, созданную на отдельной платформе, максимально долго держали на конвейере. Надо же отбивать вложения.

Ford Galaxy Mk 1
Ford Galaxy Mk 1

Что французско-итальянские, что фольксваген-фордовские минивэны собирали по десятку лет в каждом поколении. Намного дольше, чем обычные легковушки, и намного больше, чем позволяли требования рынка с переменчивостью вкусов покупателей.

В конце концов, европейцы дружно плюнули на минивэны. Даже Renault превратил свой культовый Espace в кроссовер.

Всё! Финита ля. Или не ля?...

Nissan Serena
Nissan Serena

Взгляните на топ-10 японских продаж за 2024-й. Здесь один кроссовер (Honda Vezel), один супермини (Yaris), две модели гольф-класса, хотя в Японии его, наверное, правильнее называть «Королла»-классом (Prius и Corolla). Остальные шесть мест за однообъемниками.

Из них только Note третьего поколения можно причислить к микровэнам. Остальные ребята побольше. Вот и шапочно знакомый нам Alphard, и свеженькая, очень симпатичная Nissan Serena, и менее известная в европейской полосе России Toyota Voxy. Это все полноценные минивэны. Та же «Вокси» с дизайном, который все заклеймят китайским, вытянулась на 4,7 метра. Размерчик нормального Peugeot 806, на секундочку.

Оказывается, модульная «тойотовская» платформа TNGA одинаково успешно подходит и «Королле», и «Приусу», и большому минивэну. Не надо городить огород совместных предприятий, выстраиванием заводов в чистом поле. Нет необходимости держать одну и ту же модель на конвейере до глубоких седин. Пройдет три-четыре года, и Voxy сменит личико на более модное, в душе оставшись практичным и удобным автомобилем.

Не скрою, приятно, что покупатели перестали быть заложниками стереотипов. Кроссовер — модно, однообъемник — не модно. Конечно, процесс обучения идет через собственные ошибки, но лучше так, чем никак.

А еще, глядя на Voxy, я, кажется, понимаю, кто сменит «Пробокс» в моем гараже года через три-четыре…

Toyota Alphard
Toyota Alphard

Минивэн
1943 интересуются