Найти в Дзене

Крестовый поход против славян: Принуждение вольного народа к вере

Этот масштабный военный поход, называемый в современной историографии Вендским крестовым походом, не описывается в учебниках истории. Его нет в привычном нам перечне крестовых походов рыцарей-католиков. Но теме не менее – он занимает свое место в истории. И при этом только как трагедия для истории нашего народа и славянского рода в целом. Причины и предпосылки. В 1096 г. начинается эпоха крестовых походов. Европейские монархи и католические церковные иерархи, громко крича об освободительных целях и о том, что они несут слово Божье, захватывают территории на Ближнем Востоке и убивают проживающее там мусульманское население. Как же печально, что среди обычных людей было немало тех, кто искренне верит в эти цели, берет в руки меч и идет убивать и погибать ради интересов знати и духовенства. Но крестовые походы не ограничиваются только Ближним Востоком. В Восточной Европе тоже немало земель, которые желает получить саксонская, польская и датская знать. Первые планы и призывы к походу проти

Этот масштабный военный поход, называемый в современной историографии Вендским крестовым походом, не описывается в учебниках истории. Его нет в привычном нам перечне крестовых походов рыцарей-католиков. Но теме не менее – он занимает свое место в истории. И при этом только как трагедия для истории нашего народа и славянского рода в целом.

Причины и предпосылки.

В 1096 г. начинается эпоха крестовых походов. Европейские монархи и католические церковные иерархи, громко крича об освободительных целях и о том, что они несут слово Божье, захватывают территории на Ближнем Востоке и убивают проживающее там мусульманское население. Как же печально, что среди обычных людей было немало тех, кто искренне верит в эти цели, берет в руки меч и идет убивать и погибать ради интересов знати и духовенства.

Но крестовые походы не ограничиваются только Ближним Востоком. В Восточной Европе тоже немало земель, которые желает получить саксонская, польская и датская знать.

Первые планы и призывы к походу против вендов появляются в 1107-1108 гг. При этом содержат призывы не столько обращение язычников в христианскую веру, сколько освобождение церквей и христиан. Но в качестве награды как обычно обещается рай за убийство славян и, конечно же, богатые земли вендов.

Стоит отметить, что между западно-славянскими племенами и германскими княжествами отношения в целом нестабильны. Обе стороны постоянно совершают набеги друг на друга.

Кроме того, славяне считают христианство религией рабов и иностранного господства, что делает миссионерство у них практически невозможным. Естественно, католическая церковь, привыкшая к мировому господству, не желает оставлять в стороне непокорный народ.

Поэтому в 1146-1147 гг. саксонские рейхстаги, в составе которых немало князей, желающих получить владения на славянских землях, решают идти в крестовый поход против вендов.

В апреле 1147 г. римский папа Евгений Ⅲ выносит буллу Divini dispensatione, уравнивающую крестовый поход против славян с крестовыми походами против мусульман. Папа обещает участникам крестового похода на вендов традиционное отпущение грехов. А учитель этого папы видный богослов того времени Бернар Клервоский, участник Рейхстага во Франкфурте, призывает вообще к уничтожению народа, natio deleatur. Эта фраза часто преподносится как девиз «Крещение или смерть».

Перед славянами встает угроза частичного уничтожения и порабощения со стороны католической церкви и европейских феодалов. Поэтому князь западно-славянского племени бордичей Никлот начинает возводить крепостные укрепления и укрепления крепости Добин.

(Место обитания бордичей - нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии).

Изображение создано с помощью ИИ Midjourney
Изображение создано с помощью ИИ Midjourney

Боевые действия.

Первый удар наносит Никлот. В конце июня 1147 г. он внезапно атакует на южной Эльбе колонистов, раскрывших роток на славянские земли. 26 июня 1147 года флот бодричей нападает на Любек, владения графа Адольфа II Гольштейнского. После трехдневной осады крепости Никлот уводит силы, так как появляется весть о сборе армии. Этот удар ускоряет подготовку европейских князей для войны со славянами, так как появляется возможность прикрыться тем, что Никлот напал первым (ну да, а то, что они собрались сами нападать на славян – это как будто бы не учитывается).

Альбрехт Медведь, маркграф Бранденбурга, выдвигает свои войска против славянских племен лютичей и поморян через Хафельберг и Мальхов, разоряя там славянское святилище. С ним вместе отправляются силы еще нескольких феодалов Священной Римской империи. После этого он берет в осаду крепость Деммин. Оттуда войско крестоносцев либо его часть направляется к Штеттину и осаждает его. Славяне стойко защищаются от католических захватчиков. В ходе боев немецкие рыцари несут серьёзные потери. Но переговоры приводят к заключению мира. Летом 1148 года князь поморян Ратибор и саксонские князья исповедаются и клянутся бороться за христианство.

На севере, как известно, Генрих Лев, герцог Саксонии и Баварии, берет вместе с датчанами в осаду обороняемую Никлотом крепость Добин. Вождь славян выдерживает осаду, защитники Добина отважно сражаются против рыцарей, но все равно проходят мирные переговоры по образу демминских переговоров. При этом Никлота еще обязывают платить дань захватчикам. Похоже, и здесь славянам не удается удержать натиск европейских захватчиков.

Известно, что на помощь бордичам пытались прийти славяне-руяне. Они громили у Рюгена датский флот, вынуждая датчан вернуться домой.

Против племени ятвягов (пруссов) в поход отправляется польский князь Болеслав IV Кудрявый. Согласно Магдебургским анналам (хроникам), в его походе участвовали «бесчисленное войско» одного из русских князей (достоверно неизвестно, какого именно). Большая часть версий сходится на том, что это было войско Волынского или Туровского княжеств. Советский историк В.Т. Пашуто в своих трудах (Внешняя политика Древней Руси, 1968) отмечает, что русские князья имели свои внешнеполитические планы по контролю над Пруссией). Поэтому они и помогали европейским феодалам в походе.

К сожалению, это не первый случай сотрудничества русских князей с католическими государствами в покорении нехристианских племен. Все же удельные князья, как известно, тоже были заинтересованы в расширении своих владений и своего влияния. Возможно, стоит предположить (пока только предположить), что в первый период крестовых походов русские князья решили для начала получить выгоду от помощи европейцам и участия в их походах. Но потом католической церкви и европейским феодалам, похоже, стало мало только западнославянских земель, и они решили переключиться на русские земли.

Никлот, Шверинский дворец (скульптор Кристиан Геншов)
Никлот, Шверинский дворец (скульптор Кристиан Геншов)

Итоги.

В целом, несмотря на яростное сопротивление славянских племен, саксонские, датские и польские феодалы все же заполучили некоторые земли. Саксонские феодалы подтвердили права на владение Полабией и Вагрией, а граф Адольф II Гольштейнский и Генрих Бадевайд захатили некоторые полабские поселения.

При этом славян еще и заставили платить дань.

Вендский поход – это достаточно печальная страница в истории славян, потому как он стал очень важной частью постепенного покорения славянских племен в Центральной Европе. В наше время все же не существует никакого государства бордичей или руян, а ведь в свое время это были сильные славянские племенные союзы. Но со временем западнославянские народы были в большей степени военным путем интегрированы в германские королевства и княжества.

Сыграло роль в покорении славян и насаждение христианской веры. После похода католическая церковь создала новые епископства. А сын Никлота Прибислав после небольшой войны полностью подчинился Генриху Льву и стал его вассалом. Он до самой своей смерти был его слугой и активно способствовал христианизации своих племен.

Меч и крест снова сыграли решающее значение в покорении славянского народа.

Читайте еще: