Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Мог ли адмирал Трибуц не допустить расстрел командира эсминца "Ленин"?

Статья из серии - "Исправляем ошибки в мемуарах"

Военные мемуары – важный исторический источник. Однако в воспоминаниях командиров и военачальников допущено немало ошибок и неточностей. По разным причинам. Некоторые - на совести литературных обработчиков, писавших эти мемуары. Где-то цензура подчистила. Действовала и самоцензура генералов и маршалов. Надо также учитывать, что любой автор в той или иной мере субъективен: что-то подзабыл, что-то перепутал. Кроме того, у каждого фронтовика - своя правда о войне. Например, у писателей Виктора Некрасова или Василя Быкова – это окопная правда. У маршалов, естественно, – маршальская…

Это - статья 5. В этой рубрике также можно прочесть:

В.Ф. Трибуц
В.Ф. Трибуц

Читаем в мемуарах адмирала В.Ф. Трибуца о первом дне войны:

"Враг вплотную подошел к окраинам (Лиепаи - авт.), отдельные его части прорвались к заводу «Тосмаре». Командир миноносца «Ленин» капитан-лейтенант Ю. М. Афанасьев, являвшийся старшим командиром в группе ремонтирующихся кораблей, приказал экипажам сойти на берег. Корабли, а также склады боеприпасов и топлива были по его приказу взорваны. Экипажи взорванных кораблей влились в ряды защитников Лиепаи. Их возглавляли заместитель командира базы П. И. Поручиков и заместитель начальника политотдела Дьяченко. Так же пришлось поступить экипажу подводной лодки «М-83». Эта лодка возвратилась в Лиепаю с боевой позиции из-за повреждения перископа, когда ожесточенные схватки с врагом шли уже на улицах города. Моряки открыли огонь из единственного орудия корабля, прямой наводкой уничтожая вражеские машины, прорвавшиеся к заводу" (Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. М. Воениздат, 1985).

Написано - нейтрально. Непонятно - правильно ли поступил в сложившейся ситуации капитан-лейтенант Ю. М. Афанасьев? А ведь его дальнейшая судьба была тогда в руках командующего флотом.

Между тем, по мнению очевидцев, сослуживцев и историков капитан-лейтенант Юрий Афанасьев проявил в сложившейся ситуации мужество и героизм. Благодаря его четким, обдуманным и профессиональным действиям эсминец «Ленин» не достался врагу. Однако с санкции вышестоящего флотского командования его признали виновным в совершении преступления и расстреляли по приговору военного трибунала Балтийского флота.

Ю.М. Афанасьев
Ю.М. Афанасьев

Справочно. Ю.М. Афанасьев родился в 1908 г. в гор. Петербурге. В 1931 году окончил с отличием Ленинградское военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В последней аттестации от 14 ноября 1939 года сказано: «Исключительно честный и дисциплинированный в работе. Инициативен, настойчив, требователен к себе и подчинённым… Имеет большое желание плавать на надводных кораблях». С мая 1940 года - командир эскадренного миноносца «Ленин» отряда учебных эсминцев Краснознамённого Балтийского флота.

"Единственно правильное решение". Всего три слова, которыми сегодня характеризуют действия Юрия Афанасьева в своих воспоминаниях его боевые товарищи и начальники. И командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц, выпустивший несколько книг воспоминаний, в одной из них тоже (более ранней) написал:

«Это - единственное правильное решение. Можно сожалеть, что Афанасьева обвинили тогда в панике, и хорошо, что позже это обвинение с него сняли»[1].

Конечно, хорошо. Плохо, что реабилитировали его уже посмертно, а комфлота даже спустя десятилетия так и не нашел в себе мужества сказать всю правду до конца, покаяться в том, что доля вины лежит на нем самом....

Сегодня хорошо известно, что в районе портового города Либава (ныне - Лиепая, Латвия), непосредственно примыкавшем своими морскими и сухопутными границами к Германии, в первые часы немецкого вторжения части 67-й стрелковой дивизии и сводные морские отряды оказали врагу героическое сопротивление. К окраинам Либавы фашисты подошли 23 июня - к исходу дня. Немецким мотоциклетным частям удалось прорваться к городским окраинам. На пол­ное окружение города и подавление очагов сопротивления ушло еще несколько дней.

Юрий Афанасьев отдал приказ о взрыве находившегося в ремонте на заводе “Тосмаре” эскад­ренного миноносца «Ленин» в 23 часа 45 минут 23 июня 1941 года, когда фашисты пытались окружить город. Тогда же были взорваны находившиеся в ремонте подводные лодки C-1, «Ронис». «Спидола», M-71 и М-80.

Информация о том, насколько близко подошли к заводу немцы и где они прорвали оборону Либавы была очень противоречивой. Иными словами - никто ничего толком не знал. От капитана 1-го ранга М.С. Клевенского, командира военно-морской базы, добиться чего-то вразумительного было нельзя. Вполне определенно Юрий Афанасьев знал и понимал лишь две вещи: предупреждение Клевенского о том, что миноносец ни при каких обстоятельствах не должен достаться врагу, и то, что корабль не может самостоятельно выйти в море и вести боевую стрельбу - скорость хода у него в буквальном смысле черепашья, а пути выхода из базы перекрыты фашистами.

-3

Эсминец ремонтировался на Либавском судостроительном заводе «Тосмаре» с осени I940 года, буквально за день до начала войны буксиры вывели его из сухого дока. Корабль не имел хода и при падении Либавы достался бы врагу. Отдавать «Ленина» немцам нельзя было ни при каких обстоятельствах. Поэтому Ю. Афа­насьев 22 июня 1941 года, предварительно согласовав вопрос с коман­диром военно-морской базы капитаном I ранга М.С. Клевенским и получив его устный приказ, сооб­щил подчиненным о принятом решении подорвать миноносец. Матросы стали роптать, умолять командира. А он и сам отчаянно искал пути спасения. Решающих слов все ждали от ко­тельных машинистов. И услышали их:

- Товарищ капитан-лейтенант, давайте рискнем, попробуем запус­тить хотя бы часть котлов.

- Да ведь на это уйдет неделя, не меньше. А немцы в любой мо­мент могут прорваться...

- Давайте рискнем.

И Афанасьев рискнул. Созвонился с Клевенским. Тот был осторожен и лаконичен:

- Действуйте по обстановке, в соответствии с корабельным уста­вом. Но в любой момент будьте готовы к взрыву. Эсминец не должен достаться врагу.

М.С. Клевенский
М.С. Клевенский

То, что после этого произошло, мало назвать невероятным. Двадцать часов под непре­рывными бомбежками моряки спасали эсминец. В итоге за не­полные сутки сделали то, на что по нормативам мирного времени ушло бы дней шесть - два котла из четырех удалось запустить. Корабль ожил, медленно отошел от стенки. Вот тогда и появились у многих на глазах слезы радости.

Однако за пятнадцать минут до полуночи, на исходе 23 июня, эки­пажу эсминца вновь довелось пережить состояние, когда сдержать слезы почти невозможно. Правда, это уже были другие слезы. Командир эсминца вынужден был отдать команду на взрыв. Обстановка к тому времени изменилась. Стрельба в непосредственной близости от завода резко уси­лилась к 20 часам вечера. Афанасьев сам видел, что пехота в беспорядке отступает, а находившиеся рядом в ремонте подводные лодки уже начали готовить к взрыву.

Вопрос о том, было ли решение о взрыве единствен­но верным, далеко не праздный. Через несколько дней пос­ле взрыва Юрия Афанасьева арестовали и предали суду военного трибунала Балтийского флота.

Командир базы М.С. Клевенский, по прибытии в Таллин и понимая, что ему тоже придется держать ответ[2], дал показания против Ю.М. Афанасьева. В докладной записке на имя командующего флотом В. Трибуца он писал:

«Командир эсминца “Ленин”, приняв отхо­дящие в беспорядке части за непосредственную угрозу кораблям, не доложив об этом на КП и не приняв никаких мер не только к обороне, но и по выяснению элементарной обстановки, взорвал миноносец “Ле­нин” и отдал приказ взорвать подводные лодки»[3].

Эта докладная стала основанием для возбуждения дела. В те годы действовал институт согласования с вышестоящим командованием вопросов привлечения военнослужащих к уголовной ответственности. Зачастую Военные советы фронтов и флотов сами инициировали вопросы предания офицеров суду военного трибунала. Комфлота В.Ф. Трибуц мог бы не давать добро, но он санкционировал предание Ю.М. Афанасьева суду трибунала.

Капитан-лейтенант Афанасьев утверждал на допросах, что на взрыв эсминца имел устное указание командира базы. А еще говорил, что направление эсминца на ремонт, за полгода до фашистского вторжения, из Ленинграда в Либаву, расположенную рядом с границей фашистской Германии, было ошибочным. Однако его доводы и аргументы не были услышаны.

Судебное разбирательство военного трибунала Балтийского флота состоялось 19 июля 1941 года. Капитан-лей­тенант Юрий Афанасьев обвинялся по статье 193-20 п."б" Уголовного кодекса РСФСР (уничтожение начальником вверенного ему военного корабля).

Виновным себя Афанасьев не признал. В суде показал:

- Стрельба все усиливалась. Танкетки противника каждую минуту могли прорваться в город... Рядом стоящие подводные лодки получили приказание от ко­мандира бригады подготовиться к взрыву. Я видел, что с подводных лодок люди выгружаются и готовятся к взрыву. Посоветовавшись с ко­мандирами «Спидало» и «Ронис», я решил миноносец взорвать... Он мог дать ход не более 10 узлов, левая турбина очень грелась и каждую минуту могла выйти из строя. Управление огнем было неисправным, торпед не было, связь не действовала… Утром капитан I ранга Клевенский меня предупредил, что ни в коем случае миноносец не сдавать в руки немцам»[4].

Эсминец "Ленин" после взрыва
Эсминец "Ленин" после взрыва

Приговор трибунала был суровым:

«Афанасьева Юрия Михайловича приговорить к высшей мере нака­зания - расстрелу, с лишением воинского звания “капитан-лейтенант” и конфискацией имущества».

В соответствии с действующим законодательством командующий флотом имел право приостановить расстрельный приговор. Но В.Ф. Трибуц этим правом не воспользовался.

Юрия Афанасьева расстреляли 29 июля 1941 года. Место его захоронения неизвестно.

В заключении Главного штаба Военно-морского флота от 2 февра­ля 1956 года отмечалось:

«...Эскадронный миноносец “Ленин” по состоянию на 23 нюня 1941 года, хотя и мог дать ход, но практически не был боеспособен, так как на нем зенитная артиллерия отсутствовала, в строю находилось три 102 мм орудия, которые могли вести огонь только раздельно из-за неисправности приборов управления огнем. Вспомогательные меха­низмы работали ненадежно и не могли обеспечить работу навига­ционных приборов и освещение на боевых постах. Средства связи на корабле отсутствовали, создать какое-либо надежное обеспечение кораблей и судов на переходе командование ВМБ не могло, так как для этого не было сил и возможностей. При таком положении действия командира эскадронного миноносца “Ленин” в сложившейся обстановке следует признать правильными»[5].

На основании этих выводов морских специалистов Главной военной прокуратурой было составлено заключение, которое в свою очередь легло в основу определения Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР от 19 мая 1956 года. Высшая судебная инстанция отменила приговор в отношении Юрия Афанасьева и прекратила дело за отсутствием в его действиях состава преступления.

[1]В.Ф. Трибуц: Балтийцы вступают в бой, Калининград, 1972 г., с. 57.

[2] Капитан I ранга М.С.Клевенский и его предшественник контр-адмирал П.А. Трайнин бы­ли осуждены Военной коллегией 12 августа 1941 г. и приговорены к лишению свободы сроком, соответственно, на 8 и 10 лет. Однако че­рез месяц к ним была применена отсрочка исполнения наказания с направлением в действующую армию.

[3] ЦВМА, ф-22, д.143, с. 26.

[4] Показания цитируются по надзорному производству Главной военной прокуратуры № 8549-55 по делу Ю.М. Афанасьева, с. 23.

[5] Надзорное производство Главной военной прокуратуры № 8549-55, с.22-24.