Найти в Дзене

Рождение УАЗ-450. Первые шаги

Семейство УАЗ-450, ласково прозванное в народе «Буханкой», стало первой самостоятельной разработкой Ульяновского завода. На пути модели до конвейера команде ее создателей пришлось преодолеть несметное количество преград. Наградой за старание и упорство можно считать тот факт, что модернизированная модель выпускается и востребована до сих пор. Завод в Ульяновске был основан в июле 1941 года как площадка для мощностей эвакуированного из Москвы ЗИСа. Здесь наладили выпуск грузовиков ЗИС-5В, а позже – ГАЗ-ММ. Но в 1951-м предприятие переводят из автомобильной сферы в радиолокационную. Существовавший к тому моменту на заводе конструкторско-экспериментальный отдел упраздняется. Между тем, на его счету было два больших проекта: не доведенных до серийного производства, но серьезно проработанных легких грузовиков УАЗ-300 и УАЗ-302. Переименовали и сам завод – из УльЗИСа в «Государственный союзный завод п/я 80». Впрочем, уже в 1954 году УАЗ возвращается к своей изначальной деятельности. Всю втор

Семейство УАЗ-450, ласково прозванное в народе «Буханкой», стало первой самостоятельной разработкой Ульяновского завода. На пути модели до конвейера команде ее создателей пришлось преодолеть несметное количество преград. Наградой за старание и упорство можно считать тот факт, что модернизированная модель выпускается и востребована до сих пор.

Завод в Ульяновске был основан в июле 1941 года как площадка для мощностей эвакуированного из Москвы ЗИСа. Здесь наладили выпуск грузовиков ЗИС-5В, а позже – ГАЗ-ММ. Но в 1951-м предприятие переводят из автомобильной сферы в радиолокационную. Существовавший к тому моменту на заводе конструкторско-экспериментальный отдел упраздняется. Между тем, на его счету было два больших проекта: не доведенных до серийного производства, но серьезно проработанных легких грузовиков УАЗ-300 и УАЗ-302. Переименовали и сам завод – из УльЗИСа в «Государственный союзный завод п/я 80».

Конструкторы у УльЗИС-253 на выставке в Москве
Конструкторы у УльЗИС-253 на выставке в Москве

Впрочем, уже в 1954 году УАЗ возвращается к своей изначальной деятельности. Всю вторую половину года велась бурная реорганизация, и к зиме заново сформировали отдел главного конструктора (ОГК). В декабре в Ульяновске началась сборка внедорожников ГАЗ-69. Практически одновременно завод получает новую задачу: разработать и поставить на конвейер семейство автомобилей повышенной проходимости. Главным в нём должен стать санитарный микроавтобус для нужд армии. Но и остальные сферы возможной работы машины такого толка не забыты. В том числе – перевозка товаров народного потребления. Полный привод здесь тоже необходим, ибо бездорожье в СССР того времени доминировало над цивилизованными дорогами.

Сравнение габаритов ГАЗ-69 и УАЗ-450
Сравнение габаритов ГАЗ-69 и УАЗ-450

Формально приказ Минавтопрома о разработке модели УАЗ-450 вышел только в марте 1955 года, однако работу над автомобилем развернули в Ульяновске еще в конце 1954-го. Главным конструктором завода стал Петр Музюкин, за основу стиля был взят эскиз художника МАМИ Владимира Арямова.

Эскиз УАЗ-450 Владимира Арямова
Эскиз УАЗ-450 Владимира Арямова

«Было два пути. Первый – дать автомобиль новой конструкции, который бы совершенно отличался от автомобиля ГАЗ-69. Второй – использовать ГАЗ-69 за исходную модель и за счет перекомпоновки на шасси узлов и агрегатов получить совершенно новую модель. Пошли по второму пути, создавать совершенно новый автомобиль на данном этапе было нецелесообразным», – вспоминает ветеран УАЗа, дизайнер Альберт Михайлович Рахманов.

Альберт Рахманов
Альберт Рахманов

Военные поставили задачу: у новой машины должен быть максимально возможный внутренний объем кузова при заданных, весьма компактных габаритах. Целевой показатель – пять кубометров. По длине в салоне должны умещаться носилки с раненым, передний ряд сидений для водителя с пассажиром плюс необходимый запас пространства для органов управления, перегородки и нахождения дополнительных людей в заднем отсеке кузова.

Компоновка санитарного отсека УАЗ-450А
Компоновка санитарного отсека УАЗ-450А

Решение задачи вырисовывалось единственно возможное. Автомобиль обязан быть вагонной компоновки. Или, как выражаясь современным языком, однообъемным минивэном. Ничего подобного автопром СССР до этого не выпускал. В мире же был пример – ставший впоследствии культовым (как и «Буханка»!) Volkswagen T1 пошел в серию в 1950 году. Однако по понятным причинам доступа к нему у ульяновских инженеров не было.

Сиденья водителя и пассажира вынесли максимально вперед, установив их над колесами. Силовой агрегат с доступом через компактный капот разместили между ними. Расчеты показали, что передний мост ГАЗ-69 выдержит увеличившуюся нагрузку. Попутно подстраховались, изменив подвеску и подобрав шины с более высоким профилем, 8,4 на 15 вместо 6,5 на 16 дюймов. При этом длина серийного УАЗа-450 оказалась всего 4300 мм. Сейчас даже кроссоверы В-класса заметно длиннее, а у ульяновцев в этих габаритах получился просторный фургон.

Прототип УАЗ-450А авторства Владимира Арямова. Вид спереди
Прототип УАЗ-450А авторства Владимира Арямова. Вид спереди

В течение нескольких месяцев шли работы по поиску оптимальной формы кузова. Изначальный вариант авторства Владимира Арямова не подходил по ряду параметров. Главную проблему представлял зауженный в задней части кузов с ниспадающей крышей. Это создавало проблемы при погрузке и выгрузке. Нашлись претензии и к некоторым другим элементам. Команда УАЗа заметно упростила силуэт, который от этого только выиграл. Даже сейчас, спустя 70 лет, «Буханку» можно назвать устаревшей по конструкции и компоновочным решениям, однако обаятельный дизайн однозначно вне времени.

Прототип УАЗ-450А авторства Владимира Арямова. Вид сбоку
Прототип УАЗ-450А авторства Владимира Арямова. Вид сбоку

Первая партия машин для испытаний была готова в 1955 году. Ее построили еще с первым вариантом кузова. В 1956-м прототипы второй серии сделали уже в новом стиле, сохранившемся по сей день. Еще год спустя, в мае 1957 года, увидела свет третья итерация тестовых образцов. Инженеры, дизайнеры, технологи и все остальные создатели автомобиля трудились, не покладая рук. Большинство – в непростых бытовых и рабочих условиях. На степень энтузиазма, как вспоминают ветераны, это не влияло. А ведь еще нужно вспомнить технологии того времени. Никакого компьютерного проектирования или даже ксерокса! Бесчисленные чертежи копировали вручную, обходясь при этом весьма скромным штатом сотрудников.

Прототип УАЗ-450А авторства Владимира Арямова. Вид сзади
Прототип УАЗ-450А авторства Владимира Арямова. Вид сзади

Создание первой собственной, принципиально новой для завода модели не могло сразу пройти гладко. Полевые испытания выявляли массу проблем, которые требовалось оперативно устранять. А времени уже не оставалось: согласно приказу Минавтопрома от января 1957-го, за второе полугодие УАЗ должен был выдать 1000 серийных фургонов. Вдобавок еще не была как следует выстроена организация работы. Конвейеры то и дело простаивали из-за нехватки деталей, которые в должном объеме не смогли выпустить соседние цеха.

Испытание прототипа УАЗ-450А
Испытание прототипа УАЗ-450А

Уже к середине 1957 года стало очевидно, что выдать серийные УАЗы-450 по плану не получится. Только в январе следующего года сборка наконец-то стартовала. И то – полукустарным методом, потому что большая часть необходимой оснастки попросту отсутствовала. И всё же, несмотря на все трудности, фургон УАЗ-450 полноценно встал на конвейер в 1958 году, открыв новую страницу истории завода. А какие еще открытия и трудности ждали модель на ее пути, читайте в следующем материале.

Испытание УАЗ-450А
Испытание УАЗ-450А

 Испытание прототипа УАЗ-450А
Испытание прототипа УАЗ-450А