Вступление. "Иногда немного жертвенности – это очень-очень много" (с) Геральт.
Много испытаний пережила Русь, были среди них три сезона «Ведьмака» с 30-летней Цири, аниме про жадного Весемира и Геральта-Аватара. И вот перед 4 сезоном «Ведьмака без Генри Кавилла» Лорен Хиссрих решила выкатить очередную мортиру – аниме «Ведьмак: Сирены глубин».
Знаете, я прочитала обзоры уважаемых товарищей Нижегородского Мечтателя и Vrihedd ard Targaid, но так и не поняла, о чем сам этот мультфильм. Не понять ни логики происходящих событий, ни взаимоотношений героев, ни их цели, ни морали. Да в «Санте Барбаре» логики и смысла больше, чем в этой анимехе! Я, по крайней мере, помню до сих пор основных героев этого сериала, а вот в аниме "Ведьмак: Сирены глубин" понять невозможно, куда все бегут и о чем собачатся.
Сравнение с играми.
Что интересно, в играх у меня такого диссонанса не возникало.
Вот первая игра «Ведьмак». Там существует культ водяных, которым поклоняются кирпичники во главе с бабкой Ваской.
Мало того, один из водяных построил в деревне алтарь, и есть квест «Цветы и золото», во время которого Геральту придется исполнять роль дипломата и мирить дровосеков с водяными (за 400 оренов).
В четвертой части той же игры Геральт будет мирить водяных жителей с деревенскими. В процессе долгих переговоров он узнает, что не все водяные враждебны деревне: только жрецы Дагона не любят людей и отказываются идти с ними на компромисс.
А мирные рыболюди чтят Владычицу Озера и согласны вести торговлю с людьми и разрешать им ловить рыбу. (Кстати, Владычица Озера упоминает сирену Шъееназ в разговоре с Геральтом.)
Понятно, что мирными переговорами не обошлось, и я основательно помучилась, сражаясь с Дагоном на компьютере с вечно виснувшей видеокартой.
Мозги тоже пришлось знатно напрячь, перечитать все книги в игре, выслушать всех жителей и переспать со всеми… так, это лишнее.
Но квест был очень интересный и поучительный. На его примере понимаешь, насколько сложная вещь – политика. И сильно сочувствуешь Геральту, которому легче было бы ведьмачьим мечом пару раз взмахнуть – и конец всем мучениям. Но нельзя, принцип наименьшего зла во всей красе. Опять же мечом взмахнуть – не велика работа, а кому потом разгребать последствия? И какая мораль ляжет на все ведьмачье братство, если все ведьмаки будут, не думая, мечами махать? Не-е-ет, милый, тут серые клеточки надо использовать, думать, размышлять.
И подумалось мне: «Как бы хорошо было, если бы и у Хиссрих был такой же ведьмачий кодекс: не навреди, не ссорь, не сотвори хepни, делай работу хорошо и не беси людей». Но тогда бы у нее ни одного сериала не вышло. И обзоров бы моих не было.
Так что каждый из нас делает свое дело: Хиссрих портит творчество пана Сапковского, а обзорщики ржут над попытками этого сценарного хомяка в серьезное творчество. Так было, и так будет.
Рассказ А. Сапковского «Немного жертвенности».
Чтобы понять сюжет, пришлось читать рассказ Сапковского «Немного жертвенности». Там, как всегда, было много философских рассуждений, болтовни Лютика и мощных фейлов Геральта, но общая канва проста, как три рубля, и взята из «Русалочки» Г.Х. Андерсена: русалочка и князь любят друг друга, но у них разное местообитание и физиология, так что каждый тянет партнера в свою среду, где ему удобнее.
У Андерсена Русалочка пожертвовала всем ради принца, который даже не узнал о ее жертвах, женившись на другой девице. В рассказе Сапковского всё гораздо интереснее: что князь Агловаль, что сирена Шъееназ – оба эталонные эгоисты. Один собирался выловить возлюбленную, чтобы посадить ее в бочку, пока она не согласится ноги получить. Другая отказывается понять, что князю, кроме хвоста, нужны ещё и жабры, а их ему никто не обещает. Так что, обретя хвост, князь просто потонет в воде – и вся любовь.
Но тут на ловцов жемчуга нападают рыболюди, и частный конфликт внезапно превращается в глобальный. Многострадального Геральта вновь заставляют его решать, а он уже по горло сыт и сиреной, которой не объяснишь очевидные вещи, и князем, который задумал всех рыболюдей перебить. А если Геральт не хочет присоединиться к этому походу, то князь грозится подбодрить его батогами, чтобы у ведьмака мотивация появилась.
Какой милый князь, честное слово. Эталонный любитель решать дела одним взмахом меча. А если одного взмаха недостаточно, тогда два раза взмахнет.
И вот когда уже все люди приготовились штурмовать океан (я не знаю, как князь собирался это осуществить технически), появляется сирена Шъееназ, шествующая на шикарных ножках, князь падает перед ней на колени, и все волшебным образом мирятся под песню Натали Лютика.
Как это поможет защитить ловцов жемчуга от рыболюдов? Зачем рыболюды вообще их убили? Как князь будет объяснять жителям, что он не будет мстить рыболюдям за ловцов? Каким образом князь будет осуществлять супружеский долг и куда он денет ведро мальков после первого нереста? В рассказе Сапковского на это нет никаких ответов.
Вместо них описание бурной ночи поэтессы Эсси с Геральтом и баллады, сложенной Лютиком по этому поводу.
Так что даже у великого пана-автора отмечаются определенные недостатки и сумбур в повествовании, что уж говорить про Хиссрих, которая обращается с оригинальным текстом как хомяк с туалетной бумагой. Любопытно будет увидеть результат ее усилий, не правда ли?
Но об этом в следующей части.
Продолжение следует.
Партнеры: