Найти в Дзене
Сердца и судьбы

- Раз не может родить, нам такая не нужна (Заключительная часть)

Лена и Алиса зашли в дом. Малышка была так удивлена и так возбуждена, что никак не могла усидеть на месте. Она бегала по дому, рассматривала вещи, постоянно задавала вопросы. Тамара Георгиевна смотрела на внучку со смесью интереса и даже гордости. — Какая хорошенькая девочка! Похожа на твоего отца! — Похожа, — подтвердила Лена. — Пускай бегает, играет, изучает тут всё. Мам, ты на меня не в обиде? — За что? За то, что не появлялась в родном доме столько лет? А сама как думаешь? — Прости. Чего ты сейчас-то приехала? Познакомить меня с внучкой? Это надо было сделать уже очень давно. — Не только для этого. Мне нужна твоя помощь. Я сейчас много работаю, у меня совсем нет времени. Могу я оставить Алису с тобой? Ненадолго. Тамара Георгиевна хохотнула. — Бесплатную няньку во мне увидела? — Ты всё-таки её бабушка, и я… Заплачу. Может, немного, но как только моё дело пойдёт в гору… — Не надо, – перебила дочь Тамара. — Ишь, чего удумала. Свои грязные деньги оставь при себе. — Грязные? Почему ещё

Лена и Алиса зашли в дом. Малышка была так удивлена и так возбуждена, что никак не могла усидеть на месте. Она бегала по дому, рассматривала вещи, постоянно задавала вопросы. Тамара Георгиевна смотрела на внучку со смесью интереса и даже гордости.

— Какая хорошенькая девочка! Похожа на твоего отца!

— Похожа, — подтвердила Лена. — Пускай бегает, играет, изучает тут всё. Мам, ты на меня не в обиде?

— За что? За то, что не появлялась в родном доме столько лет? А сама как думаешь?

— Прости. Чего ты сейчас-то приехала? Познакомить меня с внучкой? Это надо было сделать уже очень давно.

— Не только для этого. Мне нужна твоя помощь. Я сейчас много работаю, у меня совсем нет времени. Могу я оставить Алису с тобой? Ненадолго.

Тамара Георгиевна хохотнула.

— Бесплатную няньку во мне увидела?

— Ты всё-таки её бабушка, и я… Заплачу. Может, немного, но как только моё дело пойдёт в гору…

— Не надо, – перебила дочь Тамара. — Ишь, чего удумала. Свои грязные деньги оставь при себе.

— Грязные? Почему ещё грязные, мам?

— А как ты их заработала?

— У меня своё дело. Я работаю в поте лица, тружусь, не сплю ночами, а ты так говоришь.

— Ладно, всё это неважно. Ты так и не ответила: где твой муж?

Лена отвернулась. — С чего ты взяла, что я замужем?

Тамара Георгиевна ахнула в очередной раз.

— Лена! Но у тебя ребёнок!

— И что? Это не значит, что я замужем, мам!

— Какой ужас! Какой ужас! — начала причитать старушка. — Как ты такой выросла?! Что я сделала не так? Это кошмар!

Лена закатила глаза. — Могу я на тебя рассчитывать?

Тамара Георгиевна выдержала театральную паузу.

— На меня? На меня, да, чего не скажешь о тебе.

Лена пропустила этот едкий комментарий мимо ушей.

— Спасибо, мам.

— Что мне твоё спасибо? Лучшее спасибо было бы, если бы ты взялась за голову.

— Прошло столько лет, а ты всё такая же. Мам, но сколько можно? Да, я не соответствую твоим ожиданиям, но разве это повод меня унижать?

— А тебя кто-то унижает? Я нет, я лишь поражаюсь. От кого ты родила Алису?

— Какая разница?

— Лена, я надеюсь, ты хотя бы знаешь, от кого?

— Ну, конечно, знаю, мама, прекрати!

Лена и её дочка Алиса остались в деревне на пару дней. К удивлению Лены, Алисе в этом месте очень понравилось. И с бабушкой у неё сложились очень тёплые отношения, они были настолько хорошими, что Лена не уставала удивляться. Неужели это милая, добрая старушка, её мать? Тамару Георгиевну она запомнила совсем другим человеком. Лена собиралась остаться в деревне на пару недель, чтобы дочь не испытала стресс без неё на новом месте, но быстро осознала, что в этом нет необходимости. Алиса и Тамара Георгиевна быстро подружились, и Алиса даже успела сказать, что у бабушки в деревне ей нравится куда больше, чем в городе. Лене было неприятно это слышать, но она не спешила переубеждать дочку, в каком-то смысле это было даже хорошо.

Лена оставила дочь в деревне на несколько недель. За это время им удалось неплохо продвинуться в развитии своего дела. Лена работала, не покладая рук, но тоска без дочери ее просто съедала заживо. Она вернулась в село, чтобы проведать Алису, и удивилась. Алисе там по-прежнему нравилось, настолько, что она и не собиралась уезжать. Таким образом, Леной было принято решение оставить дочку у матери на всё лето. Так она и поступила. Хотя и с тяжёлым сердцем, но Лена уехала и постаралась настроиться лишь на рабочие дела. Посвятила всю себя этой работе. И такой подход принёс свои плоды.

К концу лета косметический магазин уже вовсю работал. Прибыль была небольшой, но Лена радовалась любым, даже незначительным победам. Они работали не в минус, а это уже огромный успех. Когда осень понемногу подкралась и первые сухие листья легли на землю, Лена приехала забирать дочку домой. Она прибыла в родное село и поспешила на участок к матери. Лене вдруг стало нестерпимо стыдно. Она так ненавидела своё детство в этом месте, и в итоге из-за неё её дочь провела целое лето именно здесь. Она зашла в дом, не дожидаясь приглашения, и поспешила найти мать.

— Мама, я приехала.

— Иди сюда, я в кухне.

Лена пошла на голос Тамары Георгиевны и застала её заготовкой.

—Мама, привет.

— Привет. Уже пришло время забирать Алиску, да?

— Да, а где она?

— Гуляет. Ты пока присядь. Как твои дела?

Лена смущённо отвела взгляд. Она не хотела признаваться матери в том, что ей неприятно находиться в этом месте.

— Всё хорошо, бизнес цветёт и пахнет.

— Бизнес, — повторила старушка. — Слово-то какое, не наше.

— Какая разница. Где гуляет Алиса? Так, стоп, ты её отпустила гулять одну?

Тамара Георгиевна бросила на дочь удивлённый взгляд.

— А как надо было сделать? Охрану к ней приставить?

— Тут может быть опасно. А если она упадёт в пруд? Алиса городской ребёнок.

Тамара Георгиевна показательно покачала головой.

— Ты там в своем Свердловске с ума совсем сошла, да?

— В Екатеринбурге, мама, — поправила ее дочка.

— Без разницы. Что за бред ты несешь?

—Это не бред. За детьми нужно следить. Она ведь еще маленькая. Куда она ушла? Пойду и немедленно её отыщу, и мы вернёмся в город.

Тамара расхохоталась.

— Лена, прекрати этот цирк. Алиса — это не ты. Она не такая неженка. Может, она и родилась в городе, но корни-то у неё наши. Всё у неё хорошо. Гуляет с другом.

— С каким?

— А тебе всё расскажи! Расслабься, попей с матерью чай. Ты-то у меня тоже здесь гуляла, и ничего, выросла.

— Ага, выросла и сбежала, — прошептала Лена.

— Что ты там бормочешь?

— В какую сторону она пошла?

— Не успокоишься, да? Ищи её на центральной улице, она с...

Лена не дослушала мать, она вылетела из дома со скоростью звука и через пару минут уже брела по центральной улице, выкрикивая имя дочери.

— Алиса! Алиса, ты где? Мама приехала тебя забирать.

Дочку Лена обнаружила на том самом пятачке, на котором когда-то призналась Рустаму, что хочет сбежать из деревни. Алиса держала в руках какие-то палки и весело играла с другим ребёнком. Лена с облегчением выдохнула и подошла к ним ближе.

— Алиса, вот ты где. Нам пора домой

. Девчушка испуганно покосилась на маму.

— Домой? – переспросила она. Бабуля уже обед приготовила?

— Нет, Алиса, мы едем к нам домой, в Екатеринбург.

— Но, мам, я не хочу уезжать. Я хочу жить здесь всегда. Мне не нравится в городе.

— Алиса, — Лена схватилась за сердце, чем сильно напомнила себе свою собственную мать. — Прекрати. Прощайся со своим другом и пошли к машине.

Мальчишка, с которым играла Алиса, встал на сторону подруги. Его лицо показалось Лене смутно знакомым. Он распрямил плечи и уверенно сказал:

— Оставьте Алису, пожалуйста. Она хочет жить здесь.

— Мальчик, хоть ты не лезь, хорошо?

— Меня зовут Марат, — гордо сообщил он.

Брови Лены выгнулись дугой. — Марат? А как твоё отчество?

— Рустамович, а что?

Какое-то странное, ничем не объяснимое чувство напало на Лену. Она поняла, что это ребёнок её несостоявшегося жениха. И по этому поводу почувствовала целый спектр эмоций. Не то радость за Рустама, не то разочарование. А может, это ревность? Видимо, у него и его жены всё хорошо. Что же, флаг им в руки. Лена подошла к дочери и схватила её за руку. Так и не попрощавшись толком с мальчишкой, Лена и Алиса ушли.

—Почему мы не можем жить здесь? — слёзно спросила Алиса. — Мне здесь так нравится.

— Потому что мы живём в городе, там наш дом, не тут.

— Ну почему мы просто не можем переехать?

— Потому что ты ходишь в школу.

— Я хочу учиться в одной школе с Маратом.

— Алиса, — прошипела Лена, — садись в машину, нам пора.

Не без истерики, но Лена и Алиса вернулись в город. Как только Алиса свыклась с тем, что придётся вернуться к привычной жизни, она начала свои долгие рассказы о том, как она полюбила бабушку. Алиса осталась с потрясающими впечатлениями от этой поездки. Она уговорила маму отвезти ее в деревню при первой же возможности. Лена не стала возражать. И хотя увлечение дочери селом ей казалось глупым, она не была против. У Лены было много работы. И поэтому, начиная с того момента, Лена отвозила дочь к бабушке на школьные каникулы, включая целое лето. Годы летели незаметно. Ленин бизнес теперь имел большой успех. Спустя время её дело доросло до большой сети, дела шли отлично. Лена посвятила этому делу всю себя. А Алиса тем временем росла счастливым, здоровым ребёнком. Впрочем, ребёнком её уже назвать было нельзя, Алиса незаметно выросла в прекрасную молодую девушку. Каждое лето она проводила у бабушки в деревне, чему была безмерно рада. Лена относилась к этому несерьёзно, была уверена, что это временное помутнение детского и подросткового разума.

Алиса уже оканчивала школу и пришло время выбирать ВУЗ, и уж теперь у неё совершенно не будет времени на эти глупые поездки. Но сразу после того, как экзамены были сданы, Алиса сделала неожиданное объявление. Лена сидела в гостиной комнате, занимаясь бухгалтерией. В эту ночь она спала всего пару часов. Нужно было разобраться с поставками сырья. Она не заметила, как вернулась дочь и откликнулась лишь на третий зов.

— Алиса, ты чего пугаешь?

— А ты чем так занята, что совсем меня не слышишь? Привет.

Алиса счастливо улыбнулась и села напротив.

— Привет, — Лена отложила рабочий планшет в сторону. — Ох, чёрт, я совсем забыла, прости. Уже пришли результаты?

— Пришли, я всё сдала, получила высший балл, пора подавать заявление о поступлении в ВУЗ.

— Как здорово! А ты и ВУЗ уже выбрала, а чего мне не сказала?

— Мам, я говорила, вообще-то.

— Я заработалась, прости. Ну так, куда ты собираешься поступать?

Алиса немного смутилась. — Ох, когда ты занята, говорить с тобой о таких вещах проще.

— Потому что я ничего в такие моменты не слышу? Алиска, ну давай рассказывай, что ты решила?

— Я поступлю дистанционно. Хочу стать агрономом, и... Скоро я перееду. Я тебе говорила, но ты… Блин, я знала, что ты меня не слышала, и так было проще.

Лена тряхнула головой. — Ага, очень смешно, агроном. А чего уж не пастух? О, а может сразу бабка-повитуха? И учиться не надо, только сразу постареть и сойти с ума.

— Мамуль, я не шучу. Я давно это решила, с самого детства. Я хочу стать агрономом и переехать к бабушке. Там такое шикарное место, а о нем никто не знает. Нужно это исправить.

У Лены аж задергался глаз.

— Нет, — сухо ответила она. — Никуда ты не переедешь. Как у тебя язык только повернулся? Я пахала, как лошадь, лишь бы выбраться из того ужасного села. Чтобы что? Чтобы моя дочь туда вернулась и стала чертовым сельским агрономом? Забудь об этом. Выбери другой ВУЗ. Я думаю, что тебе подойдет что-то творческое.

— Мам, я не передумаю.

—Передумаешь, — Лена в ярости отбросила планшет в сторону. — Ты не посмеешь меня так унизить.

—Ты здесь ни при чем. Мама, это моя жизнь. Позволь мне самой решать, как она сложится.

— Но это ужасный выбор. Отвратительный. Я не позволю тебе так поступить. Не позволю.

— Прости, но я уже всё решила.

— Если ты только посмеешь, тогда ты мне больше не дочь.

Алиса была непреклонна. Вопреки запрету матери, невзирая на её протест, Алиса всё равно сделала то, что собиралась. Взяв с собой вещи, она переехала к бабушке в деревню. И даже угроза того, что мама от неё откажется, не заставила её передумать. Принять такое решение дочери Лене так и не удалось. Она впала в затяжную депрессию, забыла о работе и обо всем мире. Она перестала как следует следить за бизнесом и начала пить. Ее терзали такие жуткие муки совести. Лена уже давно была взрослой, уверенной в себе и крепко стоящей на ногах женщиной, она была матерью. Но до сих пор она вспоминала с тоской свое детство, свою юность, дни, когда решение о побеге было принято. вспоминала о том, как вела себя Тамара Георгиевна. А ведь Лена повела себя точно так же. Как и ее мать когда-то она встала в позу и была уверена, что имеет право решать, как Алисе строить свою жизнь. Но ведь Лена хотела для нее лучшей жизни, хотела, чтобы дочь пошла по стопам отца, которого никогда не знала, она так жаждала, чтобы Алиса занялась творчеством. Разве это преступление? Лена была уверена, она права. Тамара Георгиевна хотела для нее плохой жизни, а Лена желала дочери лишь хорошего.

Но годы летели, а с дочерью и матерью Лена так и не общалась. Она совершенно забылась на дне стакана. Ни работа, ни развлечения, ничего ее больше не интересовало. Попытку очнуться Лена сделала только тогда, когда поняла, что почти потеряла свой бизнес. Ее партнер, тот самый химик, который был в нее когда-то влюблен, решил воспользоваться ее беспомощностью. Лена не знала, в чем причина такого поступка. Может, он мстил ей за то, что она ему отказала, а может, он просто плохой человек. Как бы то ни было, Лену жестоко обманули. Партнер оказался настоящим жуликом, и он обманом выбросил Лену из бизнеса, лишив всех прав и прибыли. Лене было очень сложно это пережить. Постепенно она начала погружаться на самое дно.

На дворе стоял уже 2021 год. Совсем скоро Лене должен был исполниться 61 год. Была ли она счастлива? Может быть, когда-то, в прошлом. Сейчас она обычная возрастная женщина. Благодаря увлечению косметологией она, конечно, выглядела неплохо, но это не могло принести ей былой радости. Она вернулась к тому, с чего начала. Работала в магазине косметики продавцом-консультантом. Иногда подрабатывала визажистом на дому. По выходным пила. А как иначе? Жизнь, казалось, уже подошла к концу. Однако Лена еще не знала, что прошлое ее настигнет. Однажды, прямо в центре города, она повстречала знакомое лицо.

— Елена? Ты? — поинтересовался старик, лицо которого Лена еле узнала. Это был отец Рустама, Ренат Леонидович.

— Ренат Леонидович, добрый день, — Лена гордо приподняла подбородок. — Как вы? Как сын?

— Всё хорошо, спасибо. Слышал, у тебя трудные времена.

Она отмахнулась. — Бывало и хуже.

Он понимающе кивнул. — Ты молодец, держишься. Ты сильная личность. Я бы на твоём месте… Ох, сначала потеряла бизнес, потом и мать слегла с инсультом.

— Подождите, что? У мамы был инсульт?

— А ты не знала?

— Я первый раз слышу.

Он в изумлении посмотрел на собеседницу.

— Лена, ты бы съездила, мы с твоей мамой в таком возрасте, что… В общем, тебе надо её увидеть.

Лена не знала, что думать и как реагировать. Тем не менее, она таки села в последнюю оставшуюся роскошь от прежней успешной жизни, в свой автомобиль, и отправилась в путь. Может, Ринат Леонидович ошибся? Лене бы очень хотелось в это верить. Пока она ехала в родные края, сердце было не на месте. Лена готовилась к худшему. Однако, как только она приехала, она буквально не узнала это место. Выходя из машины, Лена несколько раз протёрла глаза. Может, она уже забыла свой старый адрес? Вместо ветхого домишки она увидела большой, добротный дом. На месте старой бани... Что это? Написано, что сыроварня. Несколько гектар огороженных угодий, какие-то милые домики. Что это за домики? Указано, что для туристов. Где-то вдали виднелось небольшое здание, напоминающее бочонок с красивой вывеской вроде «трактир».

Лена в изумлении заметила пасущихся неподалёку лоснящихся коров, лохматых овец и… Она в очередной раз протёрла глаза. Страусов? Лена решила, что окончательно сошла с ума. Может, она допилась до чертиков и поймала так называемую белочку? Лена села обратно в машину. Сверилась с картами. Всё верно. Она отъехала немного назад и увидела ещё одну вывеску. Самую крупную. Эко-ферма. Лена ничего не понимала. Решив, что она всё равно ничего не теряет, она уверенно вышла из машины и направилась в сторону дома, который стоял на месте того, в котором Лена выросла. Не стуча в дверь, она уверенным шагом зашла внутрь и сразу наткнулась на собственную мать. Тамара Георгиевна сидела в инвалидной коляске, весело и бодро болтая с какой-то девицей.

— Мама, это ты? Что здесь происходит?

Тамара Георгиевна и девица, в которой Лена теперь узнала родную дочь, резко обернулись в ее сторону. Алиса счастливо улыбнулась и бросилась к матери прямо на шею.

—Мамочка, ты передумала! Ты по нам соскучилась! Я знала, что ты приедешь!

Лена обнимала дочь, однако она никак не могла отойти от шока.

— Что это? Как здесь всё переменилось!

Алиса выпустила её из объятий, продолжая широко улыбаться.

— Ты о нашей экоферме, да? Это мы с Маратом придумали. Помнишь его? Я с ним в детстве дружила. Правда, теперь мы…

В разговор влезла Тамара Георгиевна.

— Пара теперь они. Вместе живут, а жениться не спешат. Разве так можно? Это она в тебя пошла.

— Мама! Мамочка! — Лена бросилась к матери со слезами на глазах. — Мне сказали, что у тебя был инсульт.

Она отмахнулась. — Был. И что? Я себя отлично чувствую.

— И что же это? Как это… Как же так, в таком захолустье?

Алиса рассмеялась.

— Никакое это не захолустье. Ты что, не следишь за новостями родного Урала? Наша деревня теперь чуть ли не центр популярного туристического направления. Тут ведь такая природа!

Лена сглотнула подступивший ком. — У вас все хорошо?

Алиса подошла к бабушке, положила руку ей на плечо, и почти хором они ответили:

— Теперь, когда ты с нами, у нас точно все хорошо.
Лена долгое время пыталась принять новую реальность, и ей это удалось. Она осталась у матери и дочери на пару дней и все-таки признала, Алиса все сделала правильно. Не нужно было идти у матери на поводу. Нужно жить так, как хочется самой. И хотя Лена сама однажды столкнулась с осуждением со стороны родной мамы, ей понадобилось немало лет, чтобы понять, что делать так, как хочется, дозволено не только ей одной. Лена теперь наслаждалась местом, которое с нуля создала ее дочь. Оно казалось настоящим раем. А ведь и правда, хорошее направление для туризма. Лена признала, зря она все детство плевалась, на самом деле ей невероятно повезло.

В тот момент, когда она собиралась уезжать домой, она встретила еще одно знакомое лицо. Им оказался Рустам. Лена сразу поняла, что он смотрел на нее все теми же влюбленными глазами. Он рассказал о том, что пять лет назад овдовел, и теперь он свободен. Лена поймала себя на мысли, что и Рустам ей симпатичен, и осталась гостить у дочери ещё на пару дней. За это время Рустам ухитрился сделать ей предложение руки и сердца. И вот, кажется, аллергия на брак прошла. Лена с радостью согласилась. Она сдала квартиру в городе и вернулась в родные края, чтобы начать новую, чудесную жизнь. Дочь убедила ее войти в семейный бизнес, и Лена открыла на территории экофермы свой магазин эко-косметики. Наконец, она избавилась от своих предрассудков, забыла старые обиды и начала новую, счастливую жизнь.