Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Византийский храм во внутреннем дворике Исторического музея: трудно увидеть снаружи, но легко попасть внутрь

О том, что в Историческом музее есть настоящий византийский храм, знают немногие. Он находится во внутреннем дворе музея и надёжно скрыт от посторонних глаз за великолепными фасадами: Чтобы его увидеть, нужно сесть в лифт в зале №5 и прокатиться в нём до третьего этажа. Или из зала №33 спуститься вниз на первый этаж. Лифт совершенно неприметный: ходила мимо него множество раз и не замечала: Шахта лифта выходит во внутренний двор ГИМа. Через прозрачные (но не самые чистые) стекла можно увидеть стены и купол маленького храма в византийском стиле: Внутренний двор Исторического музея, в отличие от его фасадов, облицован не красным кирпичом, а светлым камнем. Чтобы увидеть маленький храм изнутри, надо сначала войти в огромные Парадные сени Исторического музея: А оттуда пройти в зал «А» через этот великолепный перспективный портал: Храм изнутри вовсе не кажется миниатюрным! Он велик и просторен. Внутри размещается знаменитая «Золотая кладовая» Исторического музея. Но изначально, по замыслу

О том, что в Историческом музее есть настоящий византийский храм, знают немногие. Он находится во внутреннем дворе музея и надёжно скрыт от посторонних глаз за великолепными фасадами:

Чтобы его увидеть, нужно сесть в лифт в зале №5 и прокатиться в нём до третьего этажа. Или из зала №33 спуститься вниз на первый этаж.

Лифт совершенно неприметный: ходила мимо него множество раз и не замечала:

-2

Шахта лифта выходит во внутренний двор ГИМа. Через прозрачные (но не самые чистые) стекла можно увидеть стены и купол маленького храма в византийском стиле:

Внутренний двор Исторического музея, в отличие от его фасадов, облицован не красным кирпичом, а светлым камнем.

Чтобы увидеть маленький храм изнутри, надо сначала войти в огромные Парадные сени Исторического музея:

-5

А оттуда пройти в зал «А» через этот великолепный перспективный портал:

-6

Храм изнутри вовсе не кажется миниатюрным! Он велик и просторен. Внутри размещается знаменитая «Золотая кладовая» Исторического музея. Но изначально, по замыслу создателей музея, эти три зала иллюстрировали собой византийское искусство, которому искусство русское столь многим обязано, и воплощали преемственность византийского и древнерусского зодчества.

Интерьеры храма представляют собой копию центральной части храма Святой Софии в Константинополе (София, конечно, больше). Оттуда скопирована мозаика с изображением императора Льва VI у ног Христа. Стены украшены копиями фресок из римских катакомб. Из Равеннского мавзолея Галлы Плакидии взята композиция «Добрый Пастырь», а полы копируют мозаичное покрытие из катакомб святой Елены в Риме.

-8

Сегодня в «Золотой кладовой» проходит выставка «Сокровища Бахрейна: Искусство золотого дела сквозь века».

Бахрейн – маленькое королевство в Персидском заливе с населением всего 1,5 миллиона человек, одно из древнейших государств нашей планеты. В прибрежных водах Бахрейна с давних времён добывали жемчуг. В 1931 здесь была обнаружена нефть, поэтому Бахрейн – богатая страна.

А её визитной карточкой является ювелирное дело, мастера которого создают настоящие произведения искусства из золота, жемчуга и драгоценных камней. Совсем небольшая выставка знакомит нас с историей бахрейнского золота, которая охватывает период с древнейших времен до наших дней.

Платье Ат-Турайя, традиционный бахрейнский женский наряд, украшенный вышивкой золотыми нитями:

Это платье создано специально для выставки в России. В центре нашиты золотые жетоны, образующие треугольник – они олицетворяют звёздное скопление Плеяды. Количество жетонов на платье говорит о благосостоянии мужчины, чья жена его носит.

Все представленные на выставке украшения выполнены из чистого золота. Они велики и выглядят тяжеловесными. На самом деле они чрезвычайно легки. Все дело в особой технике обработки золота, чтобы украшения было легко носить. Это очень тонкая ручная работа:

Золото для бахрейнских художников – привычный материал, они виртуозно с ним обращаются. Как правило, они образуют целые династии: знания и приёмы передаются из поколения в поколение. При этом ювелиры учитывают тенденции моды: все украшения, представленные в коллекции, можно носить и сейчас по торжественным случаям. Посмотрите, какое удивительное украшение представлено на выставке: браслет, к которому крепятся пять колец, на каждый палец руки по кольцу! Такие вещи надевают в Бахрейне на свадьбу:

Украшение для кисти руки "Аль-каф" или "Аль-чаф". Начало XXI века. Золото, изумруды, рубины.
Украшение для кисти руки "Аль-каф" или "Аль-чаф". Начало XXI века. Золото, изумруды, рубины.

Стоимость украшений, конечно, велика: она сопоставима с произведениями ручной работы от известных ювелирных домов.

На выставке также можно увидеть традиционные инструменты, которые использовались бахрейнскими мастерами для создания ювелирных украшений.

Ну, а «Золотая кладовая» требует о себе отдельного рассказа:

Теперь вы знаете, какое чудо скрыто от любопытных глаз во внутреннем дворике Исторического музея. Посмотрите очень короткое видео: