В 1982 году Международная автомобильная федерация (FIA) для того, чтобы вернуть былую популярность кузовных гонок, создала Группу A, предназначенную для автомобилей массового производства. (за 12 месяцев должно быть произведено не менее 5000 серийных автомобилей). Это сократило затраты для гоночных команд и многие автопроизводители вернулись в туринговый чемпионат. Гонки проходили одновременно в трёх зачётах в зависимости от объёма двигателя, так же от него зависел вес машины и ширина шин. Посмотрим, какие марки и модели были наиболее успешными в европейском чемпионате туристических автомобилей (ETCC) в 82-88 годах.
Дивизион 3 (свыше 2500 см3)
BMW 635CSI
Для замены на гоночной дорожке легендарного, но уже устаревшего купе Е9 3.0 CSL идеальным кандидатом стал BMW E24. Переход на новую платформу от E28 и новый двигатель M30B34 потребовал время на омологацию, поэтому в чемпионате 1982 года принимал участие уже вкатанный BMW 528i, выиграв чемпионат в отсутствии мощных Ягуаров на некоторых этапах. К сезону 1983 BMW 635CSI получил сертификат и был готов к гонкам. Из-за обширной программы в формуле 1, многие работы по производству гоночных машин были отданы на аутсорсинг. Так компания Alpina отвечала за подготовку двигателя, Karmann занималась усилением кузова, инженеры BMW Motorsport отвечали за модификацию трансмиссии, тормозов и ходовой части, а окончательную сборку осуществляла компания Schnitzer. 1983 год 5 побед (чемпион среди пилотов) 1984- 4 победы, 1985 год- 1 победа; 1986 год- 5 побед (чемпион среди пилотов).
Jaguar XJ-S
Ни до, ни после Ягуара, в гонках туристических автомобилей не использовались автомобили с мотором V12, всё таки такая конфигурация ближе автомобилям Гран Туризмо. И трудно представить, что в каком-либо году было выпущено 5000 штук Jaguar XJ-S, но благодаря Тому Уокиншоу (Thomas Walkinshaw)- гонщику, бизнесмену и вообще влиятельной фигуре в автоспорте, автомобиль был омологирован в группе А. Это был самый мощный автомобиль в абсолюте, хотя испытывал первое время проблемы с надёжностью. Не всегда удавалось преодолеть 500-километровую дистанцию, но если он видел клетчатый флаг, то, как правило, первым. Так в сезоне 1984 года было выиграно 7 этапов, включая марафон 24 часа Спа-Франкоршам, а вместе с ними и весь чемпионат в личном зачёте. 1982 год 4 победы; 1983 год 6 побед; 1984 год 7побед-Чемпион среди пилотов.
Volvo 240T
В 1984 году три частные гоночные команды при полной заводской поддержке Volvo решили использовать 240 Turbo, высокопроизводительную версию дорожного автомобиля серии 240, для участия в Европейском чемпионате. Гоночная версия 240 Turbo, которую тут же прозвали «Летающим кирпичом» из-за её довольно нелепого внешнего вида, сразу же стала конкурентоспособной по сравнению с более спортивными моделями Jaguar, BMW и Rover. Правила тех лет устанавливали коэффициент 1,4 для машин с турбомоторами ( 2.1 литра турбо=3,0 литра атмо), поэтому несмотря на ужасное лобовое сопротивление, но благодаря высокой мощности и лёгкому весу, удалось достичь хороших динамических показателей. К концу сезона Volvo одержала свою первую победу в ETCC, а также в немецкой серии DTM, а в 1985 году уже доминировала, выиграв европейский кузовной чемпионат. 1984 год 1 победа; 1985 год 7побед-Чемпинон среди пилотов; 1986 год 4 победы .
Ford Sierra RS/RS500 Cosworth
В 1983 году в Европейском отделении Ford, для того чтобы взбодрить продажи, решили вернуться в кузовной чемпионат Европы. Для этого была выбрана модель Sierra, 2-литровый турбодвигатель разработан инжиниринговой фирмой Cosworth, доводкой шасси и аэродинамикой занималась гоночная команда из Швейцарии Eggenberger Motorsport . К проекту подошли основательно: сначала построили два гоночных Merkur XR4T (американский аналог Ford Sierra) и в 1986 году выиграли на нём британский туринговый чемпионат. И уже к новому чемпионату мира 1987 года выкатили сначала Sierra RS, а с середины сезона практически непобедимую Sierra RS500 Cosworth и выиграли титул среди производителей. Рост затрат привёл к тому, что чемпионат Европы 1988 года стал последним аж до 2000 года, а кузовные гонки проходили в национальных первенствах, где в 89-90 годах Ford Sierra RS500 доминировал по всему миру, включая Японию и Австралию. 1987 год 5побед- Кубок производителей; 1988 год 6 побед- Кубок производителей.
Rover Vitesse
После того, как после сезона 1984 Ягуары XJ-S были запрещены, пилоты TWR (Tom Walkinshaw Racing) пересели на хорошо зарекомендовавший себя в британском чемпионате Rover Vitesse (SD1). Ему была оказана необходимая заводская поддержка, т.к. производитель хотел отойти от имиджа «Астон Мартин для бедных» и приблизится к спортивности BMW. К сезону 1985 года "Витесс" уже имел сертифицированные аэродинамические приспособления и мощный и тяговитый двигатель Rover V8, что позволило ему бороться за самые высокие позиции. 1985год- 6 побед; 1986-4 победы.
Дивизион 2 (1600- 2500 см3)
Alfa Romeo GTV6
Успешный и всеми любимый автомобиль с долгой гоночной историей. Принимал участие в различных гоночных дисциплинах аж с 1974 года, как Alfetta GT с двухдверным кузовом фастбэк, разработанным Джорджетто Джуджаро. Дальнейшее развитие Альфетты - Alfa Romeo GTV 6 (уже без Alfetta в названии) это прекрасно сбалансированный гоночный автомобиль, разработанный спортивным отделением Autodelta с 2,5-литровым V6 "busso" под капотом. С первого сезона 1982 года и до последних заездов в ETCC в 1985 году Альфетта не имела равных соперников в своей группе среди BMW, Audi и прочих Opel, а вся интрига сводилась к борьбе пилотов внутри марки. За эти годы были выиграны все четыре титула среди пилотов и четыре Кубка среди марок.
BMW E30 M3
После ухода из чемпионата Alfa Romeo GTV6 борьба за победу во 2-м дивизионе в 1986 году развернулась между новейшим Mercedes 190 E 2.3-16 и BMW E30 325 coupe, который и выиграл турнир. Но к сезону 1987 (когда европейский чемпионат проводился параллельно с мировым) отделение BMW Motorsport выкатило на авансцену более совершенное оружие: М3. Автомобиль сразу разрабатывался с учётом гоночных амбиций: всё от 16-клапанного двигателя, настроенного в гоночной конфигурации на 300 л.с. до тщательно спроектированного спортивного шасси, говорило о больших намерениях в автоспорте. Все титулы трудно пересчитать, но то, что относится к данной статье, это безоговорочные победы в личном зачёте в 1997-1988 годах. К сожалению, эпическое противостояние эволюций BMW M3 2,5 Evo и Mercedes 190 E 2.5-16 Evo началось сразу после окончания формата ETCC и выходит за наши временные рамки….
Дивизион 1 ( до 1600см3)
Toyota Corolla GT AE86
Первый дивизион- это младший класс в котором гонялись в основном частники-любители, как правило за свои деньги, поэтому использовали бюджетные лёгкие хетчбеки, с усиленной подвеской, заряженным 1,6-литровым мотором и отвечающие требованиям безопасности. Такие машинки с небольшими изменениями гонялись в различных дисциплинах: кольцо, ралли, кросс и были самыми массовыми и популярными. Так вот в сезоне 1982-83 г.г. первенствовали представители когорты VW : Golf GTI и Sirocco GTI. Но уже с 1984 и по 1988 год в этом классе тотально господствовала Toyota Corolla GT AE86, забрав 5 титулов подряд в личном зачёте. А в 1986 году на «хачироку» были выиграны все этапы и АЕ86 взяла для Toyota Кубок ETCC среди производителей!
В наши дни многие из этих машин имеют коллекционную ценность и как правило сертифицированы для участия в гонках исторических автомобилей по всему миру ( у нас тоже такие гонки есть см:) и радуют всех увлечённых этом делом энтузиастов! Всем хороших эмоций!
Все изображения тех лет в основном с сайта touringcarracig.net