«Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом». Так Лермонтов начинает рассказ о пути Лугина, на котором тот уже «не может остановиться», пытаясь найти разгадку своих фантазий. «Следы душевной усталости виднелись на его измятом лице, в глазах горело тайное беспокойство». Напоминаю таинственный адрес: «В Столярном переулке, у Кокушкина моста, дом титюлярного сове<тника> Штосса, квартира номер 27».
Сначала отыскивается Столярный переулок, затем дом – наверное, достаточно интересно, что и то, и другое, что называется, не с первой попытки: сначала извозчик не захочет ответить на вопрос о переулке, потом никто не сможет указать, «где дом Штосса» («Нет, не слыхать-с!»), и наконец дом найдётся, но при этом выяснится, что он лишь недавно сменил хозяина: «Был Кифейкина — а теперь так Штосса!» Однако новый хозяин здесь не поселился, на вопрос, где он живёт, дворник ответит: «А чёрт его знает».
Более того, выясняется, что жильцы в доме есть, но «в 27 номере» никто не живёт: «Он уж Бог знает сколько лет пустой». При этом желающие поселиться в нём были, но «наймут на год — да и не переезжают»; причины разные: кого-то «послали в Вятку», кто-то умер, кто-то «обанкрутился»…
Лугин находится в странном состоянии, его настроение постоянно меняется: обнаружив нужный переулок, он «успокоился»; когда найдётся искомый дом, «у Лугина руки опустились. Сердце его забилось, как будто предчувствуя несчастие». Осмотрев таинственную квартиру, которая имела «какую-то странную несовременную наружность», но, «не знаю почему», понравилась ему, он решает, видимо, неожиданно для самого себя, поселиться здесь. Чуть позднее он станет себя успокаивать: «Вздор, чтоб на этой квартире нельзя было жить», «Моим предшественникам, видно, не суждено было в неё перебраться — это, конечно, странно! — Но я взял свои меры: переехал тотчас! — что ж? — ничего!»
А вот дальше будет всё больше и больше проявляться какая-то непонятная власть таинственного портрета. Заметит его Лугин не сразу, подумает даже: «Странно, что я заметил этот портрет только в ту минуту, как сказал, что беру квартиру!» Портрет, напомню, «писан несмелой ученической кистью, платье, волосы, рука, перстни, всё было очень плохо сделано», но поражает какой-то странной усмешкой изображённого, из-за которой он кажется как будто живым. И этот портрет всё время привлекает героя. Он даже «выбрал для своей спальни комнату, где висел портрет». Особое внимание его привлекает подпись - «прочитал внизу вместо имени живописца красными буквами: Середа».
Когда-то я писала о «романтическом двоемирии», о том, что многое может найти объяснение как сугубо бытовое, так и фантастическое. То же самое и здесь. Если вы заглянете хотя бы в пресловутую Википедию, то увидите весьма внушительный список людей, носивших фамилию Середа, так что вполне возможно, что это не «вместо имени живописца», а самое имя. Но Лугин видит в этом новый знак, и первый же его вопрос – «Какой нынче день?»
Весь следующий день он как будто ждёт чего-то, не выходя из дома: «Непостижимая лень овладела всеми чувствами его; хотел рисовать — кисти выпадали из рук; пробовал читать — взоры его скользили над строками и читали совсем не то, что было написано; его бросало в жар и в холод; голова болела; звенело в ушах».
А около полуночи начинается сверхъестественное. Сначала успокоившийся Лугин начинает рисовать голову старика - и вдруг обнаруживает «разительное» сходство этой головы с висящим на стене портретом. А старик вдруг появится. «Когда дверь отворилась настежь, в ней показалась фигура в полосатом халате и туфлях: то был седой сгорбленный старичок; он медленно подвигался приседая; лицо его, бледное и длинное, было неподвижно; губы сжаты, серые мутные глаза, обведённые красной каймою, смотрели прямо без цели».
У Лермонтова нет ни одного слова о том, похож ли ночной гость на портрет или сделанный Лугиным рисунок, но меня почему-то не оставляет ощущение, что пришёл к Лугину именно он – состарившийся оригинал портрета. Тем более, что, видимо, уже наступила та самая «середа».
Зато подчёркнуто, что пришелец принадлежит к потустороннему миру: «вся его фигура изменялась ежеминутно, он делался то выше, то толще, то почти совсем съёживался; наконец принял прежний вид». И поведёт он себя не как обычный человек: «вот он сел у стола против Лугина, вынул из-за пазухи две колоды карт, положил одну против Лугина, другую перед собой, и улыбнулся». И предложит: «Не угодно ли, я вам промечу штосс?»
Казалось бы, по законам романтических повестей, ставкой в этой игре должна быть душа. И реакция Лугина этот вариант развития событий словно предваряет: «Лугин взял перед ним лежавшую колоду карт и отвечал насмешливым тоном: "а на что же мы будем играть? — я вас предваряю, что душу свою на карту не поставлю! (он думал этим озадачить привидение)... а если хотите, — продолжал он, — я поставлю клюнгер; не думаю, чтоб водились в вашем воздушном банке"» («клюнгером» - или «клюнкером» — называли десятирублёвую золотую монету). Но ответ будет достаточно неожиданным: «У меня в банке вот это!» И Лугин увидит нечто странное – «возле него колыхалось что-то белое, неясное и прозрачное».
****************
И начнётся игра… Но вот тут, наверное, нужно сделать небольшую паузу.
Описание карточной игры мы встречаем в литературе очень часто. Не исключением является, разумеется, и творчество Лермонтова. Достаточно вспомнить его потрясающий «Маскарад» с великолепным изречением:
Что ни толкуй Вольтер или Декарт,
Мир для меня — колода карт,
Жизнь — банк: рок мечет, я играю
И правила игры я к людям применяю.
Там мы увидим, как подчас игорная страсть губит всё лучшее в человеке, подменяя понятия о добре и зле: «Вы человек иль демон? – «Я? — игрок!»
Однако хорошо известно, что, в отличие от многих своих современников, сам Михаил Юрьевич картами не увлекался. «Картёжная азартная игра, распространённая между товарищами по полку, ему быстро надоедает», - писал П.А.Висковатов.
Возможно, поэтому в его «Штоссе» мы увидим эту страшную, губящую душу атмосферу, ведущую героя к духовной пропасти.
До следующего раза!
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
"Оглавление" по циклу здесь
Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь
Навигатор по всему каналу здесь