По наводке одного из собратьев-некрополистов вышла я как-то на одно из кладбищ, глянуть на интересное надгробие. Памятник находится на могиле мальчика, умершего в 1960 году — на пьедестале указаны годы жизни, есть фото и эпитафия. И это не простое надгробие; коллега задавался вопросом: не портретная ли это статуя?
Меня зовут Елена Васильева, и мое хобби — некрополистика. Кладбища для меня — это не только место памяти, но и неиссякаемый источник вдохновения, историй и открытий. Конечно, такой вопрос не мог оставить меня равнодушной. Я собралась и поехала.
И вот что я увидела.
Статуя на советской могиле
Статуя мальчика стоит на круглом подножии, на котором, если приглядеться, видна веревка и ракушки, рассыпанные в беспорядке по камню, как будто по морскому берегу.
Мальчик одет в широкую рубаху и широкие же штаны. Рукава рубахи засучены, штанины подвернуты выше колен. В правой опущенной руке мальчик держит рыболовную сеть и связку рыбы (и какая детализация! Чешуйки! Сетка!).
Левая рука поднята к груди — как будто он держит что‑то в руке, но что — неизвестно. Воротник рубахи распахнут и развевается на ветру. Глубокий вырез на шее открывает гайтан с иконкой и крестом.
Мальчик смотрит вперед. Его волосы кудрявые и гладкие, лежат на голове неровными волнами. В глазах, устремленных вдаль, — зрачки, похожие на сердечки.
И чем больше я разглядывала статую, тем больше убеждалась, что не похожа она на статую советского производства. Но что же это тогда?
Вечером дома перебирала фотоснимки, которые сделала, пока топталась вокруг… И внезапно увидела, что под ногами мальчика есть что-то похожее на табличку с надписью.
И вот проблема. К статуе не подойти близко. Она находится в центре старого семейного участка. Участок огорожен, дверь заперта.
Но я хитрая. Я взяла с собой фотоаппарат с телеобъективом. И фонарик. И выехала на кладбище еще раз. Фокусироваться было сложно: мешала рабица, рука с фонариком дрожала, объектив норовил сложиться, но штук 20 кадров с разными вариантами подсветки я сделала.
Конечно, сразу, как только прибежала домой, открыла фотки в лайтруме и ахнула. Не могу сказать, что четко и ясно, но под ногами мальчика действительно видна надпись!
Надпись на табличке
Но как же ее прочитать? Билась я долго, но вертикальные линии букв никак не хотели складываться в слово. Первая буква была похожа на цифру 8. Ну или на прописную Д… Потом О. Дальше С. Или сначала С, потом О… а дальше все сбивалось и не строилось. ДО СВИДАНИЯ? Слишком длинно. ДО ОСЕНИ? Не сходилось количество круглых и вертикальных линий, да еще последняя буква была как‑то странно отнесена от других… предыдущую плесень съела, что ли…
Начала писать буквы на листке: ДО ССН?? 80 ССН? Может быть, это год по‑римски? Да нет, строчкой ниже указан год: 1861 или 1864… Это точно не советская статуя!!! И скорее всего даже не надгробная, в ней нет ни одного намека на скорбь, память, веру в вечную жизнь, никакой подобной аллегории…
В отчаянии я обратилась к мужу, который в это время как раз закончил работать и собирался на вечернюю прогулку: «Ты не посмотришь свежим взглядом, это Д или 8?»
Муж наклонился к монитору и произнес: «Это точно не Д и не 8. Это буква Z»
Опа!!! А что надпись могла быть не русская, я даже не подумала!!!!
«Муж, а что ты еще видишь, какие буквы?»
И муж продиктовал:
«Зетта… О…Чи… Чи… Акка… И»
ZOCCHI !
Сочи? Да ну, бред. Какой смысл имели эти буквы? И что тогда с той, которая одна последняя и ее никак не прочитать? Она или L или E…
А ну‑ка… Заколотила слово zocchi в гугл. И гугл не подвел.
Это оказалась ФАМИЛИЯ СКУЛЬПТОРА!!!! Дзокки! Эмилио Дзокки!!! Он свои работы так и подписывал: «ZOCCHI E»
ZOCCHI E
...1864 (или 1884)
FIRENZЕ
Боже, как я прыгала, как благодарила мужа за помощь в разгадке этих иероглифов!!!!
«Господи, — говорю, — да как же ты сразу стал читать это по‑итальянски?!»
«Ну, — скромно говорит муж, — я учился в итальянской школе…»
Известный итальянский скульптор
Эмилио Дзокки (1835‑1913 гг) — не просто скульптор, а профессор Флорентийской Академии изящных искусств.
У него есть ряд известных работ, но меня заинтересовали две: «Молодой Колумб» и «Молодой Микеланджело». Правда, как я ни вглядывалась, ничего похожего на кладбищенскую статую в них не нашла…
Предлагаю считать эту загадку разгаданной только наполовину. Может быть, в будущем году я найду дорогу к ключику, которым она открывается…
Постскриптум
В 2017 году одна из авторских копий статуи Эмилио Дзокки «Молодой Колумб» была продана на аукционе Сотбис. Более детализированный вариант этой статуи хранится — вы не поверите — в Ногинске! И некоторые утверждают, что это — единственная скульптура авторства Эмилио Дзокки в России.
Я написала в музей, попросила прислать фото подписи автора с их скульптуры, чтобы сравнить. Они ответили и очень заинтересовались судьбой кладбищенской статуи. Считается, что статую молодого Колумба привез в Россию из Америки один из Морозовых. А вот как в Россию попала статуя мальчика - пока что неизвестно.
Внимание!
Целью данной статьи является популяризация истории искусства и привлечение внимания к интересным, но малоизвестным произведениям.
Автор ни в коем случае не призывает к каким-либо незаконным действиям, включая вандализм, кражу и повреждение объектов культурного наследия,
Автор не предлагает передать статую в музей.
Автор надеется, что данная статья вдохновит читателей на бережное отношение к истории и искусству..
Автор призывает всех читателей уважать закон и общественный порядок.
ПОСТСКРИПТУМ:
Я намеренно удалила всю информацию о местонахождении статуи, потому что задолбалась от комментариев "доброжелателей", обвиняющих меня в намерении поспособствовать умыканию многокилограммового памятника с территории охраняемого кладбища. Позицию свою с цитатами одного особо яркого, хм, комментатора, изложила здесь: почитать (нажимайте на синие буквы)
--------------------------------------------
В июне 2025 года в издательстве «Бомбора» выходит моя книга «Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа, ангелы». Это справочник по символике и объектам на кладбищах Петербурга. В книге 224 страницы и около 650 фотографий.
Ссылки на предзаказ в магазинах: