Добрый день! Меня зовут Елена Васильева, мое хобби - некрополистика. В свободное время я изучаю городские кладбища, в теплое время года предлагаю услуги поиска захоронений и уборки участков.
Кладбища - это места, которые хранят много, оо, мнооого тайн. И я сейчас не о тех, кто покоится под холмиками, раковинками и плитами. Много увлекательного могут поведать надгробные памятники. Даже нынешние, современные стелы и плиты способны на откровенный разговор, что уж говорить о советских или дореволюционных...
Я полюбила рассказывать о том, что я увидела на кладбище, что меня удивляет или тревожит, что заставляет задуматься, а что - даже заплакать.
Спасибо вам, что читаете мои статьи и комментируете их. Я люблю диалоги с вами, мне нравится узнавать то, чего я не знала раньше, видеть другие точки зрения и пытаться понять их.
Однако встречаются комментарии, которые поражают меня до глубины души.
Да, некоторые люди восхищаются красотой и необычностью памятников, о которых я рассказываю.
Зато другие сразу начинают думать о том, как бы их можно было добыть, распилить, перепродать, утилизировать или сдать на металлолом. Понятно, что обвиняют в этом меня: мол, если им пришло в голову, что это можно стащить, то и любому другому тоже придет запросто.
Этих людей меньше, но их голоса звучат так навязчиво...
Мне кажется странным, что некоторые воображают, будто рассказ о памятнике — это призыв к его уничтожению. Разве нельзя просто ценить искусство?
Я устала офигевать от обвинений, которые, кажется, основаны на предположении, что люди не способны думать и принимать решения самостоятельно.
Важно понимать, что ответственность за мысли о краже памятника и действия, направленные на достижение этой цели, лежит не на тех, кто делится информацией, а на тех, кто эти мысли думает и эти действия совершает.
Любой рассказ о памятнике (кроме, пожалуй, прямого мастер-класса по обходу охраны и методу выноса памятника с территории) — это не призыв к его уничтожению или краже, а попытка привлечь внимание к сохранению уникального объекта.
Знали бы вы, сколько памятников, имеющих статус "объект культурного наследия, охраняется государством", гниет и разрушается прямо сейчас на кладбищах под ветрами, дождями и снегами...
Если кто-то начинает думать о краже или вандализме после прочтения информации о памятнике, это говорит только о его личных мотивах и ценностях. Каждый человек должен нести ответственность за свои мысли и действия, и обвинять других в своих собственных желаниях — это не самый продуктивный подход.
Кроме того, если кто-то решил украсть или распилить памятник, ему не понадобятся статьи о красоте и/или исторической ценности скульптур. Вандалы и воры всегда находят способы совершить свои преступления, независимо от того, есть ли информация о памятнике в интернете или нет.
Например, в 2016 году с могилы Димы Чекова, музыканта, известного по проекту "Никифоровна", на Киновеевском кладбище в Санкт-Петербурге сперли памятник. Это была обычная стела, таких в любой кладбищенской мастерской пруд пруди. Родные, естественно, обращались в полицию, но безрезультатно. Пришлось другой памятник ставить.
Вряд ли кто-то о Диминой стеле писал статьи и показывал ее с разных сторон, какая она красивая и уникальная, работы неизвестного мастера из неизвестной мастерской, 2010х годов изготовления.
Интересно, что заставляет людей думать о памятниках как о потенциальной добыче, а не как о части нашей общей истории?
Несколько лет назад (не знаю точно, как его должность называется, назову условно) директор Новодевичьего кладбища СПб устал выволакивать с территории за ухо товарищей, ведущих себя на могилах в высшей степени непотребно. Он принял решение заварить окна и порталы в уцелевших усыпальницах решетками, чтобы внутрь больше никто не лазил.
Да, склепы теперь надежно защищены от проникновения вандалов. Но, например, стены усыпальницы Власовых осыпаются на глазах, превращаясь в труху.
У часовни Лючии фан дер Пальс отсутствует крыша, поэтому внутри скапливаются и гниют листья. Убрать их нет возможности: портал надежно заварен. Нет доступа и к уникальному барельефу каррарского мрамора, он чернеет и гибнет от плесени.
Я говорю обо всем этом потому, что мне безумно жаль, что прекрасные памятники XIX века разрушаются. Их ведь можно сохранить. Нужно совсем немного - вовлеченность в историю, понимание их культурной и исторической ценности и желание сберечь.
Общая обеспокоенность людей об утрате наследия могла бы обратить внимание комитета по охране памятников на эти скульптуры, саркофаги, усыпальницы.
Несколько десятков новых экспонатов, к которым можно водить экскурсии, рассказывать о скульпторах, которые их изготавливали, об архитекторах, которые их проектировали... Разве это плохо?
А пока остается только отбиваться от персонажей, обвиняющих меня в желании обокрасть безутешных родственников усопших, на чьих могилах стоят эти прекрасные статуи...
--------------------------
В июне 2025 года в издательстве «Бомбора» выходит моя книга «Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа, ангелы». Это справочник по символике и объектам на кладбищах Петербурга. В книге 224 страницы и около 650 фотографий.
Ссылки на предзаказ в магазинах: