Найти в Дзене
Вестник некрополиста

Рассказ о памятниках — не равно призыв к краже

Добрый день! Меня зовут Елена Васильева, мое хобби - некрополистика. В свободное время я изучаю городские кладбища, в теплое время года предлагаю услуги поиска захоронений и уборки участков.

Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой.
Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой.

Кладбища - это места, которые хранят много, оо, мнооого тайн. И я сейчас не о тех, кто покоится под холмиками, раковинками и плитами. Много увлекательного могут поведать надгробные памятники. Даже нынешние, современные стелы и плиты способны на откровенный разговор, что уж говорить о советских или дореволюционных...

Я полюбила рассказывать о том, что я увидела на кладбище, что меня удивляет или тревожит, что заставляет задуматься, а что - даже заплакать.

Спасибо вам, что читаете мои статьи и комментируете их. Я люблю диалоги с вами, мне нравится узнавать то, чего я не знала раньше, видеть другие точки зрения и пытаться понять их.

Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой.
Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой.

Однако встречаются комментарии, которые поражают меня до глубины души.

Да, некоторые люди восхищаются красотой и необычностью памятников, о которых я рассказываю.

Зато другие сразу начинают думать о том, как бы их можно было добыть, распилить, перепродать, утилизировать или сдать на металлолом. Понятно, что обвиняют в этом меня: мол, если им пришло в голову, что это можно стащить, то и любому другому тоже придет запросто.

Этих людей меньше, но их голоса звучат так навязчиво...

Мне кажется странным, что некоторые воображают, будто рассказ о памятнике — это призыв к его уничтожению. Разве нельзя просто ценить искусство?

Я устала офигевать от обвинений, которые, кажется, основаны на предположении, что люди не способны думать и принимать решения самостоятельно.

Важно понимать, что ответственность за мысли о краже памятника и действия, направленные на достижение этой цели, лежит не на тех, кто делится информацией, а на тех, кто эти мысли думает и эти действия совершает.


Любой рассказ о памятнике (кроме, пожалуй, прямого мастер-класса по обходу охраны и методу выноса памятника с территории) — это не призыв к его уничтожению или краже, а попытка привлечь внимание к сохранению уникального объекта.

Знали бы вы, сколько памятников, имеющих статус "объект культурного наследия, охраняется государством", гниет и разрушается прямо сейчас на кладбищах под ветрами, дождями и снегами...

Новодевичье кладбище, фото Т. Еровой
Новодевичье кладбище, фото Т. Еровой

Если кто-то начинает думать о краже или вандализме после прочтения информации о памятнике, это говорит только о его личных мотивах и ценностях. Каждый человек должен нести ответственность за свои мысли и действия, и обвинять других в своих собственных желаниях — это не самый продуктивный подход.

Серафимовское кладбище, СПб, скульптура авторства Эмилио Дзокки, XIX век
Серафимовское кладбище, СПб, скульптура авторства Эмилио Дзокки, XIX век

Кроме того, если кто-то решил украсть или распилить памятник, ему не понадобятся статьи о красоте и/или исторической ценности скульптур. Вандалы и воры всегда находят способы совершить свои преступления, независимо от того, есть ли информация о памятнике в интернете или нет.

Например, в 2016 году с могилы Димы Чекова, музыканта, известного по проекту "Никифоровна", на Киновеевском кладбище в Санкт-Петербурге сперли памятник. Это была обычная стела, таких в любой кладбищенской мастерской пруд пруди. Родные, естественно, обращались в полицию, но безрезультатно. Пришлось другой памятник ставить.

Надгробие Димы Чекова - было-стало
Надгробие Димы Чекова - было-стало

Вряд ли кто-то о Диминой стеле писал статьи и показывал ее с разных сторон, какая она красивая и уникальная, работы неизвестного мастера из неизвестной мастерской, 2010х годов изготовления.

Интересно, что заставляет людей думать о памятниках как о потенциальной добыче, а не как о части нашей общей истории?

Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой
Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой

Несколько лет назад (не знаю точно, как его должность называется, назову условно) директор Новодевичьего кладбища СПб устал выволакивать с территории за ухо товарищей, ведущих себя на могилах в высшей степени непотребно. Он принял решение заварить окна и порталы в уцелевших усыпальницах решетками, чтобы внутрь больше никто не лазил.

Усыпальница Власовых, Новодевичье кладбище СПб
Усыпальница Власовых, Новодевичье кладбище СПб

Да, склепы теперь надежно защищены от проникновения вандалов. Но, например, стены усыпальницы Власовых осыпаются на глазах, превращаясь в труху.

У часовни Лючии фан дер Пальс отсутствует крыша, поэтому внутри скапливаются и гниют листья. Убрать их нет возможности: портал надежно заварен. Нет доступа и к уникальному барельефу каррарского мрамора, он чернеет и гибнет от плесени.

Усыпальница Лючии фан дер Пальс. Барельеф работы Пьетро Каноники, каррарский мрамор, Новодевичье кладбище СПб
Усыпальница Лючии фан дер Пальс. Барельеф работы Пьетро Каноники, каррарский мрамор, Новодевичье кладбище СПб

Я говорю обо всем этом потому, что мне безумно жаль, что прекрасные памятники XIX века разрушаются. Их ведь можно сохранить. Нужно совсем немного - вовлеченность в историю, понимание их культурной и исторической ценности и желание сберечь.

Общая обеспокоенность людей об утрате наследия могла бы обратить внимание комитета по охране памятников на эти скульптуры, саркофаги, усыпальницы.

Новодевичье кладбище СПб, саркофаг-надгробие архитектора И. А. Черника, скульптор Доменико Карли, Генуя, XIX век
Новодевичье кладбище СПб, саркофаг-надгробие архитектора И. А. Черника, скульптор Доменико Карли, Генуя, XIX век

Несколько десятков новых экспонатов, к которым можно водить экскурсии, рассказывать о скульпторах, которые их изготавливали, об архитекторах, которые их проектировали... Разве это плохо?

А пока остается только отбиваться от персонажей, обвиняющих меня в желании обокрасть безутешных родственников усопших, на чьих могилах стоят эти прекрасные статуи...

--------------------------

В июне 2025 года в издательстве «Бомбора» выходит моя книга «Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа, ангелы». Это справочник по символике и объектам на кладбищах Петербурга. В книге 224 страницы и около 650 фотографий.

Ссылки на предзаказ в магазинах: