В сегодняшнем выпуске рубрики #РКФ_СобакивИскусстве мы расскажем вам об одном из первых портретов животных в рамках эпохи Возрождения.
👉 «Две охотничьи собаки, привязанные к пню» (Deux Chiens de chasse liés à une souche), 15481 – 1550 годы, Музей Лувр, Париж, Франция.
Эта картина создавалась на протяжении двух лет. Заказ на нее художник получил в 1548 году от дворянина Антонио Зентани (Antonio Zantani). На картине изображены две охотничьи собаки породы бракк (bracco без уточнения разновидности). Считается, что светлая собака олицетворяет верность и терпение, а темная – готовность к бою в любую минуту.
Антонио Зентани был известным ученым своей эпохи, биографом и издателем, изучал архитектуру и изготовление медалей в Римской империи. До наших дней дошел двойной девиз семьи Зентани: Solus honor – «Честь превыше всего» и Malo mori quam transgredi – «Лучше умереть, чем потерпеть неудачу». Именно он и отражен в этой картине.
📖 Якопо Бассано, или Якопо да Понте (1510 – 1592) – итальянский художник, видный представитель венецианской школы живописи. Является одним из родоначальников известнейшей на весь мир семьи художников. Практически в каждой из самых популярных его картин есть образ белой или бело-рыжей собаки. В том числе на его полотне «Тайная вечеря» (1542 год).
Исследователи творчества Якопо Бассано отмечают, что на всех картинах, где изображены собаки, художник в качестве натуры использовал своих собственных питомцев. Именно поэтому они прописаны так точно и именно с тем вниманием, которое может уделить владелец своим питомцам. Поэтому эта картина считается именно портретом.
Бассано настолько любил собак, писал их настолько точно, что один из его коллег, Якопо Робусти, который также работал на семью Зентани в те же годы, разместил одну из собак коллеги на своей картине «Христос, омывающий ноги ученикам».
Одни исследователи считают это наглым копированием, другие – признанием чужого таланта, ведь Робусти с такой точностью на тот момент собак писать не мог. Позже образ этих двух собак, а также образы других многочисленных питомцев художника, будет кочевать от картины к картине вплоть до восемнадцатого века.
Нам же эти картины интересны как уникальные документы для изучения истории становления и развития породы. Как считаете, похожи ли бракки, жившие почти 500 лет назад, на сегодняшних?
#РКФ