Одна из лучших книг об узнавании и обретении себя с возрастом. Придаёт сил и возвращает веру в жизнь в 40-50 лет.
Особенно в тяжелый момент: когда предал любимый человек, или проходишь через испытания, от которых опускаются руки, и кажется, что так только у тебя, ты сама во всём виновата, а вокруг у всех всё нормально (конечно же, нет).
Книга написана в 1975 году, но удивительно созвучна нашему времени в том, что касается отношения к женщине - и в климаксе тоже (кстати, это слово в книге встречается, так что климакс в СССР точно был).
Начало 30х, южный приморский город. Вере 18 и на пляже она встречает свою судьбу - красавца военного, на много лет старше. Они женятся, и муж начинает ее "воспитывать" - психологический абьюз, как сказали бы сегодня, по классике. Только абьюз этот не убивает, а закаляет Веру: учит выживать весело, находить лучшее в любой ситуации и не терять чувства юмора.
А после смерти мужа, во второй части книги, Вера расправляет крылья и в свои сорок- пятьдесят- шестьдесят обретает друзей, странную прекрасную семью, делает карьеру, переживает два романа-разочарования и наконец, "в ранней старости", как пишет автор, встречает настоящую любовь, но жертвовать своей независимостью за неё больше не собирается.
В этой книге есть что-то от фильма "Москва слезам не верит" и рязановских комедий - несломленность человеческой души, которая всегда жива любовью, смехом и умением замечать и создавать красоту из мелочей. Целительным фоном - прогулки у моря, прекрасные южные сады, пахнущие сиренью и розами.
Я почерпнула много интереснейших деталей быта: как жили и зарабатывали в СССР (например, Вера с мамой шили), как покупали и сдавали дома, дачи, ходили в театр, что продавали в магазинах (Вера мечтает купить красивое кружевное бельё, но её зарплаты администратора гостиницы на это не хватает), как лечили в больницах, отдыхали на курорте.
Артистка Маргарита Антоновна Кунина - ещё одна обаятельная героиня, старше Веры и в духе Раневской. Обе настолько харизматичные, что даже старость в их исполнении кажется оптимистической трагедией.
Один из моих любимых моментов в книге - и, возможно, секрет, как не дать менопаузе переехать себя бульдозером - момент, когда Вера смотрит в зеркало в день своего 60го дня рождения:
"Вера вообще относилась к себе положительно - отовсюду слышала, что мила, моложава, но в этом платье, с этой прической - ну лет 40, 45 от силы! Статная, стройная, в меру полная, широкая не от спины к животу, от а от бёдра к бедру. Платье сидит как влитое, лицо свежее, глаза блестят...
Слегка нахмурилась, разглядывая в зеркало свою шею. Что ни говори, шея больше всего выдаёт возраст. Чуть подтянула кожу ладонями назад - ох, так бы и оставить.... "Нечего тут разглядывать да подтягивать, - сказала Маргарита Антоновна. - Самокритика для женщины смерть. Я этим никогда не страдала".
На фото автор, Елена Сергеевна Вентцель - профессор математики, писавшая под псевдонимом И.Грекова. Правда же вылитая Жюльет Бинош?