Закутавшись в лохмотья, Леонилла стояла у входа в храм и просила милостыню. Для нее, дворянки из рода Голицыных, это было унизительно. Но другого способа выжить не было.
Вдруг к ней обратилась проходящая мимо женщина:
- Леонилла Валериановна... Это вы? - неуверенно спросила она, вглядываясь в ее лицо.
Та утвердительно кивнула головой.
- Да как же так? Что же с вами случилось? - спросила женщина, знавшая когда-то давно ее родителей, и сунула Леонилле в руку несколько монет.
Леонилла поблагодарила ее, и убежала, не став ничего объяснять...
Дочь декабриста
Леонилла родилась в 1844 году. Ее отцом был декабрист Валерьян Голицын. Он получил наказание в виде 20 лет ссылки в Сибирь, правда, пробыл там менее трех лет. Стараниями матери и влиятельной родни ему удалось перевестись на службу на Кавказ.
В 40 лет Валерьян женился на своей троюродной сестре - бедной княжне Дарье Ухтомской. И вот в браке у них и родилась Леонилла, а еще сын Мстислав.
Родители старались дать детям все самое лучшее, воспитывали их в роскоши, баловали. Но, откуда же деньги на эту роскошь у ссыльного декабриста и бедной княжны, спросите вы? А они получили огромное наследство от одного родственника, и жили на широкую ногу, приучая к этому и детей.
У Леониллы были самые лучшие куклы, самые дорогие платья, и она всегда надменно смотрела на других девочек и говорила им:
- Фи, вы одеты не по моде. У меня такие платья были еще три года назад!
Но родители были уверены, что их дочь вырастет достойным человеком и удачно устроится в жизни, выйдя замуж за какого-нибудь влиятельного человека.
Но как же они ошибались...
Фрейлиной была недолго
В 1867 году в возрасте 23 лет Леонилла Голицына была пожалована во фрейлины императрицы Марии Александровны - супруги императора Александра II. К тому моменту по амнистии все титулы семье декабриста Валерьяна Голицына были возвращены, и Леонилла вполне имела право быть фрейлиной.
Девушка переехала в Петербург. Казалось, все складывается удачно: она при дворе, в окружении высшего света и потенциальных женихов.
Но сердцем ее уже давно завладел воспитатель ее младшего брата Мстислава - Иван Александрович Сипягин, который был на 16 лет старше. И не просто завладел сердцем, у него были свои корыстные интересы в отношении Леониллы и всей ее семьи. О его планах юная девушка даже не догадывалась.
К тому моменту отца Леониллы уже не было. Сипягин каким-то образом получил большое доверие и самой Леониллы, и ее матери. Юная Леонилла, еще находясь в родном имении незадолго до переезда в Петербург, влюбилась в Ивана Александровича - этого он и добивался.
Как только Леонилла уехала в Петербург в качестве фрейлины, Сипягин тут же напрягся. Он боялся, что кто-то из нового окружения Леониллы сделает ей предложение. При императорском дворе достойных женихов хватало, и безродный учитель Сипягин им явно проигрывал.
Нет, он не ревновал, потому что сильных чувств к Леонилле и не было. Он больше боялся, что упустит богатства, которые может получить в виде приданого Леониллы.
Этого Сипягин допустить не мог, а потому сразу сделал Леонилле предложение. Влюбленная девушка его приняла без раздумий. А вот мать ее - Дарья Андреевна - была против этого брака.
- Он нам не ровня! К тому же, он вдовец, у него трое детей от первого брака. Заботы по их воспитанию лягут на твои плечи. Одумайся! - причитала Дарья Андреевна.
Но Леонилла не послушалась. И в 1867 году против воли матери вышла замуж за Ивана Александровича Сипягина, и удалилась от двора. Фрейлиной она была всего несколько месяцев.
Мать оказалась права
Но расчет Сипягина не оправдался. Дарья Андреевна в знак протеста лишила Леониллу приданого, дав ей лишь маленькую убыточную деревню недалеко от Москвы. Там молодожены и поселились, а вместе с ними и трое детей Сипягина от первого брака.
Сипягин рассчитывал, конечно, получить большое приданое и жить на широкую ногу. Но не получилось. Масла в огонь подливала еще и Леонилла. Она привыкла жить роскошно, чтобы у нее было все самое лучшее, а тут жизнь в захолустной деревне!
Сипягину, конечно, все это не нравилось. И тогда у него родился другой план: он уехал в Петербург, где, используя свое родство с Голицыными, нашел себе хорошую работу.
В итоге Иван Александрович Сипягин оставил Леониллу и своих детей в деревне, а сам жил в Петербурге. Он приезжал к жене лишь раз в год и совершенно не помогал деньгами. К тому моменту и матери Леониллы уже не было в живых, и рассчитывать ей было не на кого.
Леонилла жила в сильной нужде в пустом и холодном доме - топить печь было нечем, кормить детей тоже нечем. А детей на ее руках было пятеро: она заботилась о троих детях Сипягина, а еще и о своих - от Ивана Александровича она родила двоих детей.
Дела ее были так плохи, что ей сначала пришлось распродавать свои вещи, чтобы прокормить детей, потом она ходила по соседям и занимала денег, дошло до того, что она просила милостыню. От былой роскошной Леониллы не осталось и следа...
В итоге всех детей - и своих, и приемных - Леонилла отдала в разные семьи знакомых. А сама отправилась в Петербург к мужу. Но тот ее не принял, велев возвратиться обратно в деревню и забрать детей.
Леонилла не уехала. Она жила на чердаке какого-то заброшенного дома, просила милостыню. В последний раз ее видели в 1887 году дальние родственники - Леонилле было 43 года, и она была похожа на нищенку: в грязных лохмотьях, исхудавшая, немытая несколько месяцев...
Они предложили ей помощь: дали немного денег, и она ушла. Дальнейшая ее судьба неизвестна.