- Папенька, умоляю: дайте ему вольную,- рыдала Лидия в ногах у отца. - Люблю я его!
Но отец и слышать ничего не хотел. Где это видано, чтобы барская дочь с каким-то крепостным шашни крутила! Он из дворян еще не каждого жениха одобрит, а тут ...крепостной!
- Опозорить меня хочешь? Даже думать не смей! Марш в свою комнату!
Лидия медленно поднялась с пола, и ушла в свою комнату, где проплакала всю ночь...
Дочь помещика
Лидия родилась в 1832 году и была дочерью помещика Николая Петровича Милюкова. Он владел усадьбой Островки Тверской губернии, где и прошло детство Лидии.
Как и у любого помещика того времени, у Николая Петровича были крепостные. Сколько именно душ - сведений не сохранилось, но не так уж и мало по меркам начала XIX века. С ними Милюков был строг, спуску им не давал - типичный крепостник.
Но тем не менее, однажды Николай Петрович решил последовать примеру других помещиков, которые отправляли талантливых крепостных учиться живописи. Таким образом, у него бы появился личный художник.
Выбор пал на 9-летнего крепостного Григория Сороку. Вообще, настоящая его фамилия была "Васильев", но в детстве он получил прозвище "Сорока", которое за ним так закрепилось, что его стали использовать как фамилию.
Мальчика отправили учиться живописи не абы куда, а в школу известного художника Алексея Венецианова. Григорий старательно учился, и быстро стал одним из любимых учеников Венецианова.
Вот несколько его работ в разные годы:
Помимо живописи Григорий изучал еще много всего, его образование было на высшем уровне. Но по факту он все же оставался крепостным.
Вопрос о вольной
Как только обучение было закончено, Григорий вернулся снова к барину. При этом Алексей Венецианов сказал Милюкову, что Григорий очень талантлив, ему нужно продолжать обучение в Академии художеств, и попросил дать ему вольную.
- Я подумаю, - ответил Николай Петрович.
Он не хотел отпускать от себя крепостного художника, потому что рассчитывал, что он напишет портреты всей его семьи, родственников, друзей. А может, еще и на заказ будет писать портреты - а деньги получит, конечно, же Милюков.
"Ну посмотрим. Сначала проверим, так ли он талантлив", - подумал Милюков и попросил Григория Сороку написать портрет его юной дочери Лидии.
Вот тут и начинается настоящая драма...
Во время работы над портретом между Лидией и Григорием вспыхнули чувства. Влюбленные вынуждены были сначала скрывать ото всех свои отношения, так как ожидали, что Григорий скоро получит вольную и тогда не будет никаких преград их счастью.
Но Николай Петрович с вольной не торопился. Тогда Лидия сама пошла к нему и все рассказала. Она умоляла на коленях отца дать вольную Григорию Сороке, но отец и слышать ничего не хотел.
- Моя дочь и крепостной художник! Какой позор! Завтра же я займусь поисками достойного жениха для тебя!
В сложившейся ситуации о вольной теперь не могло быть и речи. И если раньше Милюков обещал ее, говорил, что даст, но когда Сорока напишет необходимые ему портреты, то теперь о свободе пришлось забыть.
Николай Петрович сделал все, чтобы разлучить влюбленных, и своего он добился.
Пути разошлись
Через некоторое время 21-летнюю Лидию в 1853 году выдали замуж за отставного 28-летнего поручика Сергея Сафонова. Лидия родила ему троих сыновей, но брак был недолгим, ее супруг через 6 лет ушел в мир иной.
В 1861 году крепостное право отменили, и Григорий Сорока стал свободным. Лидия в этот момент была вдовой, и, казалось бы, вот теперь они могут быть вместе.
Но в этой истории счастливого конца не было.
Слишком много времени прошло с момента, когда их разлучили. У каждого уже была своя жизнь, да и чувства, наверняка уже были не те, что в юности. Лидия занималась воспитанием детей, в 1869 году вышла замуж во второй раз за чиновника Николая Левенталя. В этом браке она родила еще троих детей. Дожила Лидия до 64 лет.
Сохранился ее единственный портрет, на котором она запечатлена совсем юной. Автор, конечно же, Григорий Сорока:
Ну а Григорий Сорока так и не женился, и детей у него не было. Его обида на барина была столь велика, что он постоянно участвовал в крестьянских волнениях против Николая Петровича Милюкова. Причем, это было даже после отмены крепостного права, потому что Милюков новую реальность не хотел принимать.
"...в ходе подготовки реформ по освобождению крестьян он [Милюков] возглавил в Тверской губернии дворянскую партию против отмены крепостного права. А когда отмена в 1861 году все же состоялась, он еще долго игнорировал новые реалии и конфликтовал со своими бывшими крестьянами", - пишет тверской краевед Дмитрий Подушков.
В этих конфликтах участие принимал и Григорий Сорока. Причем его участие в этих волнениях было столь активным, что его даже арестовали и приговорили к телесным наказаниям. Накануне исполнения приговора Григория Сороки не стало. Ему было 40 лет.