— К тебе пришли, дочка, - приемная мать словно выдавливала из себя эти слова, понимая, что обязана их сказать. Но гостья женщину не радовала.
Она вывела худенькую, слегка растрепанную после сна девочку-подростка в сени, где стояла суровая и надменная женщина.
— Какая странная барыня! — вырвалось у девочки, которая, обычно, была вежливой со взрослыми.
— Не груби, — поправила ее приемная мать, — это не просто барыня, а твоя родная мама.
Девочка застыла от изумления и ближайший час не сказала ни слова - так сильно потрясло ее это неожиданное знакомство...
Сирота при живых родителях
Девочкой этой была дочь знаменитого художника Исаака Левитана и его возлюбленной Софьи Кувшинниковой. Но как же так получилось, что девочку ни мать, ни отец не воспитывали?
У Софьи Кувшинниковой родилась дочь в 1887 году, втайне как и от законного супруга, так и от ее возлюбленного, художника Левитана. Девочка была внебрачным и нежеланным ребенком. Софья Кувшинникова не могла оставить ее себе, а Левитан и вовсе не знал, что у него родилась дочь, поэтому малышку, которую назвали Софья, как и мать, взяла на воспитание одна деревенская женщина.
Девочка росла и долго не подозревала о том, кто ее настоящие родители. До подросткового возраста она воспитывалась малограмотной женщиной, поэтому не получила хорошего образования, но очень любила рисовать и проявляла к этому склонность - все-таки от отца Левитана она унаследовала любовь к живописи.
Но однажды жизнь юной Сони перевернулась... У нее дома появилась помещица, которую девочка не знала. Этой барыней и оказалась ее родная мать. Она встретилась с дочерью лишь в 1901 году.
Так и не поняли друг друга
Кувшинникова сильно любила Левитана, но их общая дочь не вызывала у нее особых материнских чувств. И все же совсем оставить девочку она не могла и поэтому предложила своему другу, художнику Петру Петровичу Гославскому удочерить ее и стать ее опекуном. Все-таки не хотела Кувшинникова, чтобы ее дочь воспитывала безграмотная деревенская женщина.
- Собирайся. Больше ты тут жить не будешь, - строго сказала Кувшинникова Соне.
Девочка, со слезами попрощавшись с приемной матерью, вынуждена была подчиниться воле Кувшинниковой и переехала к Гославскому.
Скорее всего он решился на такой шаг из желания помочь дочери своего друга Исаака Левитана, который к тому моменту уже ушел из жизни.
Новоявленная приемная дочь оказалась в жизни Петра Петровича Гославского внезапно, но он все равно старался быть ей хорошим отцом. В какой-то момент казалась, что дочь Кувшинниковой счастлива у него.
Она переехала в просторный хорошо обставленный городской дом. У нее была своя комната, гувернантки, новые красивые платья. А еще она подружилась со своей тезкой, тоже Софьей Гославской, дочерью старшего брата ее отчима, которая приучала ее к светским манерам.
Соня стала интересоваться музыкой и пением, но Кувшинникова была против увлеченности Сони как пением, как и живописью. Мать вечно донимала внебрачную дочь придирками и упреками в отличие от Петра Петровича Гославского, который делал все, чтоб Соня привыкла к городской жизни.
Брак с приемным отцом и несчастливый конец
Соня взрослела и хорошела. В какой-то момент у нее стали появляться ухажеры, а Петр Петрович стал ловить себя на мыли, что это его не радует. Он ...ревнует!
Он не хочет, чтобы его обожаемая Сонечка выходила замуж за кого-то, ведь это означает, что он должен ее отпустить.
Петр Петрович решил сам жениться на Соне, аргументируя это тем, что лучше него о ней никто не позаботиться. И только с ним она будет себя чувствовать как за каменной стеной.
- Обещаю: вы не пожалеете, - сказал Петр Петрович Соне в день венчания.
Но расчет Гославского не оправдался: у него и Сони родились дети, иногда они были счастливы, но все же крепкий брак не сложился. Не складывались у Сони и отношения с родной матерью. Кувшинникова не одобряла ее увлечения, критиковала ее манеры, речь, наряды - да все!
В какой-то момент тихая и молчаливая Соня поняла, что больше не может терпеть нелюбимого мужа и рассталась с Гославским. Помимо неудач в личной жизни, ее преследовали неудачи и в карьере. Соня мечтала связать свою жизнь с театром, но серьезных успехов на сцене не добилась. Жизнь она прожила недолгую.
На данный момент сохранилась только одна фотография с ней.
Внебрачная дочь Левитана и Кувшинниковой - Софья Петровна Гославская - изображена на ней с краю слева (к сожалению, лицо ее размыто и затемнено). А стоящий человек в центре — это ее опекун, а потом и муж Петр Петрович Гославский.
Вот такая судьба была у внебрачной дочери великого художника.