Для эффективного развития компании необходим структурированный план, в котором расписаны цели и способы их достижения. При разработке бизнес стратегии рекомендовано использовать быстрый и наглядный инструмент — модель Остервальдера. Применение этого метода позволит провести анализ текущей ситуации и сделать прогноз на будущее.
Модель Остервальдера дает возможность фокусировать аспекты деятельности компании на клиенте и его потребностях.
Кто такой Остервальдер и зачем нужно построение бизнес-моделей?
Модель Остервальдера — популярный инструмент неклассического планирования бизнеса. Ее можно использовать в стартап-проектах и крупных компаниях. Этот метод предложил швейцарский консультант и теоретик Александр Остервальдер. Он унифицировал процессы, сделав построение простым, понятным даже для новичков.
Применяя шаблон бизнес-модели, организация четко и быстро определяет, в каком направлении работает, что не так в ее деятельности, а также как улучшить рабочие процессы. Затем, может провести анализ новых идей и осуществить их внедрение.
Это понятие появилось в 40-х годах 20 века, поэтому методика считается еще молодой. В нее входит описание структуры, финансов, операций, конкурентов, продукта, ценностей. Важно, что все это описывается с учетом изменений во времени.
Шаблон модели — нарисуйте бизнес сами
Достоинства метода по Остервальдеру в наглядности и модульности процессов. Предыдущие теории состояли из различных ступеней, которые не имели структурированное описание. В методике Остервальдера в ход пущены последние тенденции: шаблонность, краткость, визуальность, инфографичность.
Шаблон Остервальдера — язык, с помощью которого описывается, представляется, анализируется, преобразуется бизнес-модель.
Шаблон Остервальдера состоит из 9 блоков, которые заполняются сотрудниками и клиентами компании.
1. Потребительский сегмент — определяется группа клиентов, которую компания намерена обслуживать. Следует понимать, кто ваш потребитель, продукт какого качества его интересует и по какой цене.
Допускается несколько сегментов, каждый должен иметь отдельное предложение. Чем лучше вы узнаете клиента, тем больший эффект будет от рекламы и выше ваш доход. Необходимо учитывать рынки на которых работает компания:
- массовый — не нужно сегментировать покупателей, так как сбыт и формат отношений схожи;
- нишевый — нацеленность на конкретную группу потребителей;
- дробнонишевой и многопрофильный — работа на группы клиентов с разными потребностями.
2. Ценностные предложения — описываются продукты или услуги, которые планируются к продаже. Нужно проанализировать, какую пользу получит клиент при покупке данного продукта. ЦП — совокупность плюсов, которые получит человек, приобретая товар у вас, а не у конкурентов.
Примеры ЦП:
- новизна — ориентированность на новые пожелания клиентов, которых ранее не было;
- производительность — повышение качества продукта, за счет чего увеличивается ЦП;
- изготовление на заказ — повышение ценности при удовлетворение индивидуальных запросов;
- дизайн — также увеличивает продажи;
- бренд — часто для потребителей известность повышает ценность;
- цена — доступность;
- удобство в применении.
3. Каналы сбыта — здесь отражаются способы реализации вашего продукта. После изучения рынков сбыта конкурентов, выбирается наиболее подходящий. В канал сбыта входит: информация, оценка, продажа, доставка.
4. Отношения с потребителем — привлечение и удержание. Сюда входят сообщества, совместное производство, само и автообслуживание.
5. Финансовая составляющая — материальная прибыль, которую компания получает от клиентов и партнеров (продажа, аренда, реклама).
6. Ключевые ресурсы — описание активов, требуемых для функционирования модели (финансовые, временные, людские).
7. Виды деятельности — определяются направления (производство, услуги, ИТ-сервис).
8. Партнеры — поставщики, совместная деятельность. Партнерские отношения позволяют снизить риски и увеличить ресурсы.
9. Издержки — они могут быть переменными и постоянными. В любой структуре следует минимизировать издержки.
Как построить работающую бизнес-модель?
Бизнес-модель — структурированное, схематическое описание бизнеса, оказывающее помощь в оценке успехов компании и получении прибыли.
Как уже говорилось выше, распространенным инструментом в бизнес-моделировании в считается шаблон Остервальдера. Построить работающую структуру можно в виде таблице или просто сделав наброски на бумаге.
Эффективно функционирующую модель рассмотрим на примере запуска онлайн-курсов.
- Целевая аудитория. Публичные люди, которым требуется улучшить ораторские способности.
- Достоинства предложения. Курс ведут профессионалы, цена доступная.
- Взаимодействие. Реклама в интернете и бесплатные вебинары.
- Отношения с клиентами. Наличие разных тарифов, круглосуточная поддержка.
- Источники доходов. Продажа курсов и индивидуальных занятий.
- Ресурсы. Подготовка платформы, создание группы, запуск рекламы, привлечение кураторов.
- Ключевые процессы. Информирование об услуге, обновление площадки, связь со студентами.
- Партнеры. Привлечение маркетологов и иных специалистов, блогеров.
- Издержки. Оплата кураторам, партнерам, расходы на рекламу и поддержание площадки.
Проанализировав эту информацию, можно сказать, что спрос на такие курсы растет, клиент готов оплачивать профессионализм спикеров. Не требуется содержание постоянного штата. В итоге затраты окупятся быстро.
Бизнес-модель по Остервальдеру — применение в малом бизнесе
Хоть этот инструмент и настроен на более крупные компании, получить выгоду при использовании метода Остервальдера могут даже небольшие компании.
Предпринимателям, которые уже ведут или только начинают вести свое дело, а также руководителям и менеджерам больших и малых компаний, актуальным будет обучение на программе Mini MBA Корпоративное управление и стратегическое развитие бизнеса.
Первой причиной является доходчивое изложение материала. Объяснение стратегии компании осуществляется понятным и простым языком. Кроме того, свое небольшое дело чаще открывают неопытные люди в маркетинге и управлении, поэтому построение бизнес-модели особенно важно для них.
Вторая причина — не требуются большое количество ресурсов. Рисуется шаблон, после чего можно переходить к достижению поставленных целей. Кто-то возразит, что у предпринимателя нет на это времени. Не обязательно делать весь шаблон за раз, лучше подготовить пустую структуру, которая будет заполняться постепенно, по мере появления идей.
Вывод
Бизнес-модель Остервальдера — это не сложный план. Для построения не требуется делать глубокий анализ, поэтому она не служит источником для принятия стратегических решений. Но бизнес-модель позволяет произвести быструю оценку гипотез и выявить текущие риски для компании. Поэтому этот метод построения бизнеса получил широкое распространение.
Полезные материалы по теме:
Что такое бизнес-модель: структура и принципы построения
Новая модель бизнеса: описание успешной стратегии